Смена настроений


14.07.2009

Российский рынок бетонов после нескольких лет бурного роста цен и инвестиционной активности к концу прошлого года оказался в состоянии сильнейшего кризиса. Объемы потребления продукции строительными организациями сократились почти вдвое. Однако уже весной ситуация начала выправляться.


Кризисное время



Мировой финансовый кризис ощутимо ударил по рынку стройматериалов, и в том числе бетонов. В связи со снижением объемов строительства спрос на продукцию российских и зарубежных предприятий значительно уменьшился. По словам исполнительного директора ЗАО «Метробетон» Михаила Бизяева, снижение потребления в сегменте наблюдалось с октября 2008 года. К концу года оно упало минимум на 28%, а к концу первого квартала 2009-го – уже на 38%.

Спрос на бетоны снизился пропорционально сокращению количества основных потребителей, уверены в компании «Титан-Монолит». С конца прошлого года участники рынка «заморозили» большинство строящихся объектов, остановили реализацию инвестпрограмм и запуск новых. Все силы были брошены на завершение текущих проектов. Естественно, это отразилось и на производителях бетона – в городе простаивают около 40% мощностей бетонных узлов.

Однако можно отметить, что с наступлением нового строительного сезона на рынке бетонов наблюдается оживление, и ситуация постепенно начинает выправляться.

Как показывает анализ рынка бетона, проведенный специалистами Группы компаний СЗНК, в мае наметилась тенденция к стабилизации. Как в ценах, так и в объемах нет того резкого падения, которое было характерно для начала года.



По итогам мая 2009 года емкость рынка товарных бетонов не изменилась по сравнению с апрелем и составила 189,5 тыс. куб. метров. При этом выпуск продукции десятком крупнейших производителей увеличился, хотя и продолжает оставаться ниже уровня прошлого года почти наполовину.



Основными сегментами потребления бетона по итогам мая остается коммерческое и инфраструктурное строительство. Доля поставок бетона для жилищного строительства у крупнейших поставщиков сокращается. Если в пиковые месяцы 2008 года (сентябрь–октябрь) она достигала 45–50%, то к началу этого лета не превышает 25–30%.



Основными двигателями спроса в мае выступают крупнейшие инвестпроекты с государственным и иностранным участием: «Балтийская жемчужина», Западный скоростной диаметр, городская программа дорожного строительства и реконструкции, коммерческая недвижимость с иностранным участием, такая как автомобильные заводы Hyundai и Nissan.



«Денежный вопрос»



Результаты ценового мониторинга фиксируют среднерыночную цену на наиболее распространенную марку В25 на уровне 2,530 тыс. рублей за куб. метр (без доставки). По свидетельству компаний-производителей, эта цена находится на грани окупаемости и ее дальнейшее снижение приведет к отрицательной рентабельности.



Стабильность цен и объемов продаж свидетельствует о том, что рынок близок к минимальным показателям нынешнего строительного сезона (без учета ожидаемого снижения после завершения строительного сезона в октябре–ноябре).



Спрос на бетон постепенно увеличивается. В июне–июле 2009 г. прогнозируется «оживление» рынка. Вместе с тем сдерживающим фактором является дефицит ликвидности у строителей. Это приводит к росту отсрочек платежей, а также вынуждает поставщиков и строительные компании использовать неденежные формы расчетов.

При этом в связи нехваткой ликвидности в целом по рынку бетона можно прогнозировать перераспределение долей в пользу устойчивых производителей, способных работать в условиях низкой платежеспособности потребителей.



Специалисты отмечают



Александр Шилов, вице-президент Группы компаний СЗНК:



– Говоря о рынке бетонов, можно отметить, что сейчас как в ценах, так и в объемах нет того резкого падения, которое было характерно для начала года. Последние два месяца постоянными остаются и цены на ходовые марки.



Прирост совокупного объема продаж наблюдается у десяти крупнейших производителей. В мае он впервые составил 7%, хотя за первые 5 месяцев этого года оставался ниже аналогичного показателя прошлого года на 44%.

Рост объемов продаж первой десятки производителей свидетельствует об увеличении спроса на качественный бетон среди крупных и устойчивых потребителей.

Таким образом, мы можем говорить об относительной стабилизации рынка бетона. Насколько устойчиво это равновесие, покажут итоги строительного сезона.



Олег Ким, исполнительный директор ЗАО «Титан-Монолит»:



– Основное изменение, которое стоит отметить на рынке, – существенное снижение потребления товарного бетона. Оно связано, в первую очередь, с резким сокращением объемов строительства – более чем на 40%. Строительный рынок продолжает функционировать в уменьшенном масштабе и по несколько другим правилам игры. Сегодняшний спрос формируют оставшиеся «на плаву» объекты, которые потребляют качественный бетон.

Однако структура рынка производителей практически не изменилась. Существенного перераспределения долей между так называемыми «крупными» и «малыми» производителями товарного бетона не наблюдается. Снижение платежеспособного спроса повлияло на всех.

В основном удар пришелся по крупным предприятиям, и они заморозили часть БСУ.



Средние компании, оставшиеся на рынке, продолжают работать с той же мощностью и в некоторых случаях даже увеличивают объем отгрузок. Например, месячный объем отгружаемого «Титан-Монолит» товарного бетона продолжает оставаться на достаточно высоком уровне.



Структура спроса также не изменилась. На действующие строительные объекты требуется и поставляется бетон тех же марок, что и раньше. И того же качества, что и в лучшие времена. Компании, производившие качественный продукт, будут производить его и дальше. Вообще любой производитель будет держаться за своего клиента и вряд ли пойдет на снижение качества.

А вот перекупщики, насколько мне известно, часто для увеличения прибыли выдают за нужную марку более низкую. В результате клиент получает продукт иного качества. Явно ниже желаемого.



В качестве основных тенденций сегодняшнего дня можно отметить резкое уменьшение объема платежеспособного спроса, ужесточение конкуренции среди поставщиков и производителей стройматериалов, отсутствие прогнозируемых перспектив развития рынка.

Но главная сложность – увеличение рисков, связанных с возвратом дебиторской задолженности. Мы уже справились с основными болезненными последствиями тяжелой дебиторки и минимизировали риск ее появления. Но, как говорится в известном анекдоте, «осадок-то остался».



Если же говорить о дальнейшем развитии рынка бетонов, то, полагаю, летом и в начале осени 2009 года будет незначительное увеличение спроса, осенью и зимой – опять снижение.

Если существенно не изменится ситуация с финансированием строительной отрасли в целом, в рамках текущего 2009 года значительного улучшения ситуации на рынке бетонов ожидать не стоит.



Михаил Лейтис, генеральный директор ООО «НПО «ЛТС-пласт»:



– В связи с кризисом объемы строительства упали примерно на 50%, соответственно снизился и спрос на основные стройматериалы. Сокращение выпуска бетонов в январе–мае текущего года в Петербурге составило 40–50% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Закрываются бетонные заводы, сокращается персонал, простаивают карьеры, строительно-монтажные компании и т. д.

При этом, по данным президента холдинга «Евроцемент групп» Михаила Скорохода, чтобы выйти на желаемый уровень отечественного строительства из расчета 1 кв. метр на человека в год, надо производить 130 млн тонн цемента.



Российские возможности не превышают и половины этого объема, и речь идет о многомиллиардных инвестициях только в цементную отрасль. При этом не учитывается качество цементов, содержание которых в производстве бетонов превышает импортные аналоги на 15–20%.



Однако эта проблема может быть решена за счет использования модифицирующих добавок, полученных с помощью модификаторов и наноприсадок. По сравнению с немодифицированными добавками они дают снижение цемента в бетонах на 17–25%.



Сегодня имеющиеся в России мощности позволяют выпускать 65 млн тонн цемента. Его минимальный расход для приготовления 1 куб. метра бетона составляет 350 кг, применение модифицирующих добавок позволяет снизить эту цифру на 17% – или 60 кг на 1 куб. метр.

Таким образом, для обеспечения бетоном запланированного объема строительства нам достаточно 108 млн тонн, а не 130 млн тонн, как предполагается. Экономия составляет 72,6 млрд рублей (22 млн тонн по 3,3 тыс. рублей за тонну).

И это не считая расходов на строительство самих заводов!



Но сейчас этому мешает отсутствие технического регламента на цементы, бетоны, добавки и т. д., а ГОСТы с 1 января 2009 года отменены.

Для справки могу отметить, что зарубежные фирмы, согласно действующим за рубежом стандартам от 2005 года, выпускают бетоны с минимальным содержанием цемента от 230 кг на 1 куб. метр.



Подготовила Славяна Румянцева

Количество показов: 417


^ Наверх