Теория и практика аукциона


21.09.2008

Закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в который полгода назад внесли блок поправок, проходит испытание временем и рынком.


По данным пресс-службы Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, за первые 6 месяцев 2008 г. город разместил государственный заказ на 156 млрд руб. Это на 73,3% больше, чем в I полугодии 2007 г. Экономия средств бюджета Петербурга по состоянию на 1 июля 2008 г. составила почти 7,5 млрд руб.

По результатам аукционов заключено более 26 тыс. государственных контрактов на общую сумму свыше 20 млрд руб. Вместе с тем многие опытные участники строительного рынка отказываются от участия в торгах, а государственные заказчики все меньше удовлетворены результатами размещения заказов.

О том, как сделать закон более совершенным, рассуждают участники круглого стола:

Председатель КЭРППиТ Алексей Иванович СЕРГЕЕВ,
Президент Санкт-Петербургского союза строительных компаний, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Владимир Михайлович ГОЛЬМАН,
Заместитель председателя КБДХ Андрей Юрьевич ЛЕВАКИН,
Президент холдинга RBI Эдуард Саульевич ТИКТИНСКИЙ
Заместитель генерального директора ЗАО «Строительный трест» Беслан Рамазанович
БЕРСИРОВ
Директор ФГУ «ДСТО» Борис Михайлович МУРАШОВ

– Считаете ли вы необходимым проведение предквалификационного отбора для участников аукциона?

А. И. Сергеев:
– Закон № 94-ФЗ запрещает проводить какие-либо предквалификационные отборы. Мы высказывали свою точку зрения законодателям, ФАС и Минэкономразвития, что по некоторым видам работ предквалификационный отбор необходим. Однако наша точка зрения признана вредной и нерыночной.

А. Ю. Левакин:
– Да, мы разобрали эту тему с Ассоциацией строительно-промышленного комплекса, с проектировщиками. Мы считаем, что в систему госзаказа надо вносить изменения. Предложения такие уже есть. Мы их обсуждали с губернатором города Валентиной Матвиенко. И она их поддержала. Сейчас наша задача – подготовить конкретные предложения в виде проекта соглашения, проекта государственного контракта, проекта конкурсной документации, передать их в Комитет по экономике и попытаться внести эти изменения.

Б. Р. Берсиров:
– Безусловно, да. Для участия в тендере компания-кандидат должна представить пакет документов, которые показывают опыт и потенциал компании со всех сторон. Государственный заказчик должен знать, насколько она способна выполнить госзаказ в плане своевременного освоения средств, финансовой отчетности. Каков ее уровень с точки зрения квалификации работающих в ней специалистов, опыта в области строительства аналогичных объектов. То есть надо расширить требования к претендентам, чтобы исключить возможность выхода на конкурсные торги недобросовестных исполнителей работ.

Э. С. Тиктинский:
– Предквалификационный отбор, на мой взгляд, необходим. Он дает возможность понять, что за компания принимает участие в тендере. Не секрет, что на торгах появляются аферисты, которые предлагают выполнить условия госзаказа по заниженным ценам. А потом эти условия нарушают. В результате страдает город.

Б. М. Мурашов:
– Мы являемся государственными заказчиками. При подборе подрядчиков руководствуемся законом 94-ФЗ. Ранее во всех конкурсных торгах мы в обязательном порядке ставили позицию квалификации организации как главный критерий отбора. Сегодня мы лишены такой возможности. Раньше к конкурсным торгам допускались подрядные организации, проработавшие не менее 5 лет на этом рынке, имеющие сопоставимый с объемом заказа оборот. Сегодня все это считается неважным.

Позитивная сторона закона заключается в следующем.
Квалификация рождала некий сговор между группой подрядчиков, которые давно находились на рынке. При условии, когда в конкурсных торгах участвуют генподрядные организации с 5-летним стажем и определенным оборотом, в эту обойму практически невозможно войти новичкам.
Сегодня в эту нишу ринулось огромное количество компаний. И остановить их не удастся, если закон не будет изменен.

По сути, мы не имеем права отказать в участии компании, не известной на рынке, если она обеспечивает четыре показателя: цену, сроки, гарантии и качество. Многие считают, что мы оцениваем качество предыдущей работы. Это не так. В этом разделе подрядные организации фактически формируют проект организации строительства. Обосновывают сроки, цену, технологию производства работ. Мы же оцениваем качество подхода организации к будущей работе. Так заложено в законе. А учитывать невыполнение компанией обязательств по предыдущим контрактам при проведении новых торгов мы не можем.

– Насколько сложно разорвать контракт?

Б. М. Мурашов:
– При серьезных ошибках мы вправе отстранить компанию, разорвать контракт. Есть еще возможность оштрафовать компанию на 5 процентов от стоимости невыполненных работ. С начала строительства КАД мы в общей сложности расторгли 6 государственных контрактов.
Разрыв контракта – сложнейшая процедура. Поэтому мы прибегаем к нему в крайнем случае. Для этого необходимы веские причины, с которыми, как правило, не соглашается подрядчик. Как следствие, начинаются судебные тяжбы, а по их окончании нужно провести инвентаризацию на объекте. Затем формирование новой конкурсной массы и проведение торгов.
Система штрафов более эффективна.

– Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в Законе?

Б. М. Мурашов:
– Мы накопили горький опыт работы с некоторыми недобросовестными подрядчиками. Поэтому намерены внести соответствующие законодательные инициативы. Во-первых, следует однозначно вернуть квалификацию. Даже если истина находится где-то посередине. Безусловно, важно снижение цены, но предквалификация необходима для того, чтобы профессиональные организации оставались в обойме победителей. Во-вторых, я бы поставил более жесткие требования по качеству работ. Все-таки нужно учитывать не качество подготовки документов, а качество работы в предыдущий период.
Закон 94-ФЗ направлен в первую очередь на борьбу с коррупцией. И, безусловно, обеспечивает механизм эффективных капиталовложений. Но надо все же его совершенствовать.

– Насколько эффективен госзаказ для строителей?

В. М. Гольман:
– Госзаказ планируется на сметной основе, а в смете закладывается до 5–7% прибыли. Он априори не может быть неприбыльным.

Э. С. Тиктинский:
– Я не подрядчик, но считают, что он рентабелен.

– Строителей устраивает закон?

В. М. Гольман:
— Если будут применяться сегодняшние нормативы, СНиПы и сметные правила, то все будет нормально.

– Случается, что компания приходит и говорит, что не может выполнить работы по контракту?

А. И. Сергеев:
– Среди сотен тысяч контрактов таких случаев единицы. Но если подобное происходит, вступает в действие Закон 94-ФЗ. Согласно ему контракт заключается с той фирмой, которая заняла второе место. А с фирмы, не выполнившей условий, удерживается обеспечение контракта, т. е. та сумма, которую она внесла в бюджет перед началом конкурса.

Количество показов: 331


^ Наверх