Вместе и врозь. Бизнес скептически оценивает инициативы власти


06.04.2011

В Петербурге начинается разработка долгосрочной стратегии развития города в области жилищного строительства.

Власть предлагает бизнесу поучаствовать в этой работе, но не понятно каким образом.


Рождественский саммит недвижимости 2010 г. в Санкт-Петербурге преподнес специалистам новую «тему года». Это долгосрочная стратегия развития города в целом и жилищного строительства в частности.
Разработка стратегии стала новостью для большинства участников саммита. Сообщил об этом председатель Комитета по строительству и президент ГУД Вячеслав СЕМЕНЕНКО, сразу отодвинув на второй план разговоры о сокращении административных барьеров и «зеленом строительстве».

Подводя итоги 2010 года, Вячеслав Семененко отметил, что в период кризиса пришлось по-новому взглянуть на роль государства в рыночной экономике:
– В целом отрасль ситуацию пережила, а государство впервые протестировало инструменты поддержки разных отраслей в условиях рыночной экономики. Работа концентрировалась в основном вокруг целевых программ и различных программ поддержки. Так называемое проектное финансирование, когда город и комитет увязывали конкретные банки и конкретные строительные проекты, по существу было «ручным» управлением, индивидуальной работой. При этом уровень экономиче­ской и финансовой культуры участников рынка за время кризиса заметно вырос. Ключевая задача сегодня – повышение эффективности административных отношений, корпоративных стратегий и государственной политики.

Работа начинается
– Более глубокий анализ нашей отрасли невозможен без адекватных прогнозов социально-экономического развития города на период до 2020 года, – констатирует В. Семененко. – В Санкт-Петербурге приступили к разработке долгосрочной стратегии развития жилищного строительства. Именно жилищное строительство является хорошим индикатором состояния отрасли и экономики в целом, так как несет в себе социальные и экономиче­ские нагрузки. В коллектив разработчиков входят представители бизнеса, консалтинговых компаний и профильных комитетов администрации. На основе стратегии будут сформированы предложения в Генплан, в отраслевые программы для энергетиков, дорожников и др.
Одна из задач стратегии – определение инструментов финансирования. Федеральный и городской бюджеты не бездонная бочка. Нужны долгосрочные ресурсы на развитие всех видов инфраструктуры, инструменты для привлечения средств.
С одной стороны, на рынке есть деньги, но они не могут найти качественного приложения. С другой – есть потребность государства в развитии. Между ними нужно найти связку. Один из механизмов – государственно-частное партнерство. У нас заявлены крупные проекты развития территорий. Если все проекты запустятся одновременно, город просто не сможет поддержать жилищное строительство созданием инфраструктурных объектов.
Пока мы закрываем только текущие потребности. Следующий шаг – определиться с перспективами. Стратегия должна сформироваться на уровне деловых и культурных элит. Возможно появление нескольких альтернативных стратегий.
Исследование уже заказано. Ряд строительных компаний финансируют разработку научного обоснования. Затем уже за счет бюджета будет осуществлена разработка программы, которая послужит основанием для бюджетного планирования. Куда подавать предложения? На базе ГУД можно сформировать рабочую группу для подготовки предложений по стратегии.
Повторюсь, проблема не в том, где строить, а как, какими инструментами развивать территорию, финансировать проекты, как взаимодействовать государству и застройщикам, как формировать качественную среду проживания.

О стратегии развития города высказался Алексей ЧИЧКАНОВ, председатель Комитета по инвестициям и стратегиче­скому планированию:
– У нас есть концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года. За ее разработку и обновление отвечает Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. Правда, обновить ее невозможно, потому что писалась она исходя из потребностей разных отраслей экономики региона. В ней нет приоритетов, соотнесенных с имеющимися ресурсами.
Новая концепция будет создаваться исходя из других задач. Первая из них – определить, каким мы хотим видеть город в 2020 году. Вторая – понять, что мы для этого можем реально сделать.

Александр ОЛЬХОВСКИЙ, вице-президент банка ВТБ, вице-президент ГУД, добавил:
– Хотелось, чтобы в бюджете нашлась строка на финансирование групп, которые будут работать над вариантами стратегии.

Эдуард ТИКТИНСКИЙ, президент холдинга RBI, со своей стороны, прокомментировал тему так:
– Если стратегия есть, а бизнес ничего о ней не знает, то это значит, что ее нет. Общество обязано участвовать в создании ключевых документов, но функция организационная и консолидирующая должна оставаться за властью. Стратегия влияет на инвестиционную привлекательность города. От стратегии зависят и долгосрочные планы компаний.

О мини-ГЧП
В ноябре 2010 года вступил в силу Закон «О внесении дополнений в Закон СПб «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». Он устранил пробел в правовой базе ГЧП и в порядке предоставления земельных участков для строительства. Теперь есть возможность развивать как полноформатные ГЧП, так и «уменьшенные» версии.
По словам Алексея Чичканова, в 2011 году город намерен запустить девять новых проектов ГЧП. Петербург – лидер в развитии механизма государственно-частного партнерства, и эту схему нужно максимально использовать ввиду ограниченности бюджетных ресурсов. Проекты мини-ГЧП будут реализовываться в части строительства школ и детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов, подземных и надземных паркингов. С точки зрения Комитета по инвестициям, бизнесом должны быть востребованы небольшие проекты с поддержкой государст­ва, причем не обязательно финансовой. Это могут быть госгарантии по возврату инвестиций и др.
– Мы приглашаем представителей бизнеса обсудить, на каких условиях они готовы строить объекты социальной сферы, а также инженерной и транспортной инфраструктуры по принципу ГЧП, – заявил председатель А. Чичканов, отметив сразу, что комитет не рассматривает вопрос о создании ГЧП в жилищном строительстве.

Дмитрий КУНИС, президент, генеральный директор компании STEP, отнесся к такому предложению скептически:
– Я бы не считал для себя интересным вступать в какие-то коалиции с чиновниками. Потому что ключевой проблемой считаю безответственность чиновников и власти перед обществом. Да, городу нужна стратегия, обеспечивающая ответственность власти на длительный период. Но ее нет, поэтому я не могу планировать свои действия в Петербурге на 15 лет вперед. В других регионах более прогнозируемая ситуация на долгосрочную перспективу.
Однако Алексей Чичканов считает, что именно в рамках ГЧП государство берет на себя обязательства вплоть до возмещения убытков. Здесь обязанности власти прописаны очень подробно.

Поверх барьеров
Вопрос о снижении административных барьеров и сокращении сроков согласования строительной документации особенно актуален последние три года. Специалисты отмечают, что из-за этого показателя рейтинг Петербурга в целом оказался не завидным. При этом, как отмечают в Службе Госстройнадзора и экспертизы, репрессивно-принудительные меры, которые обязывали все инстанции сократить сроки на определенное количество дней, не сработали. Значит, нужны другие рычаги и методы.

Для начала необходимы дисципли­нар­ные меры, чтобы все инстанции соблю­дали те сроки, которые сейчас установлены. Затем придется убрать часть необязательных согласований, но для этого нужны поправки к законодательст­ву на федеральном уровне. Следующий шаг — право создавать ведомственные региональные нормативы, в том числе по согласованию документации.

Эдуард Тиктинский, президент холдинга RBI:
– Есть много вопросов, которые можно решать в рамках города, чтобы сделать схему согласований более прозрачной. Например, обязать чиновников делать исчерпывающий список замечаний. Сейчас, получив замечания и исправив их, вы можете получить новые замечания и так до бесконечности. Ни один документ, увеличивающий сроки согласования, не должен приниматься без решения губернатора. Вопрос в том, как мотивировать чиновников на борьбу за сокращение сроков.

На Рождественском саммите в Москве тема административных барьеров также оказалась одной из центральных.
– Для того чтобы решить такую задачу, мало политической воли, – говорит Александр Ольховский. – Нужны абсолютно конкретные действия, чтоб изменить ментальность людей, которые имеют отношение к согласованиям на всех уровнях. При удачном раскладе через два года мы, наверное, сможем получить другой механизм для согласования строительных проектов.

Наталья Соколова

Выпуск СГХ: 123 февраль 2011

Количество показов: 1176

Новости партнеров:

Загрузка...
RedTram

Жилой комплекс на Большевиков
^ Наверх
/js/script.js">