жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Вячеслав Урусов: Есть подрядчики, которые не хотят работать, но срывают тендеры

О строительстве крупнейших транспортных объектов к мундиалю, взаимодействии с подрядчиками и о том, почему антимонопольщики не дают отсеивать недобросовестные компании рассказал директор СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» Вячеслав Урусов.

Фото: Игорь Бакустин

— Ваша организация является основным госзаказчиком строительства и ремонта дорожно-транспортной инфраструктуры. Сколько проектов в настоящий момент курирует дирекция?

— Сейчас у нас в работе 192 проекта, в том числе 78 строящихся и 114 проектируемых. В их числе 23 объекта дорожного хозяйства, 37 объектов капитального ремонта, 6 объектов метрополитена. Общий объем финансирования на текущий год составляет 36,9 млрд руб.

За какие из них переживаете больше всего?

— К наиболее важным строящимся транспортным объектам я бы отнес проекты, реализуемые к Чемпионату мира по футболу. Во-первых, Невско-Василеостровская линия метро, по которой недавно от Комитета по развитию транспортной инфраструктуре (КРТИ) нашей Дирекции переданы функции заказчика, ранее мы вели только технический контроль. Во-вторых, мост через остров Серный. В-третьих, две очереди набережной Макарова. На большей части этих объектов планируем открыть движение 29 апреля для тестовых мероприятий. В зависимости от погодных условий в мае будем устранять недоделки, которые могут проявиться в ходе тестовых мероприятий, а ко Дню рождения города сдадим объекты полностью. Что касается Невско-Василеостровской линии, то 29 апреля запустим тестовое движение, в этот день ФК «Зенит» будет играть с ЦСКА.

— Как происходит процедура мониторинга строительства этих объектов?

— Мы получаем от КРТИ утвержденные адресные программы, в которых предусмотрено финансирование объектов на текущий финансовый год и последующие плановые года. Далее блок главного инженера Дирекции начинает вести сбор исходных данных на проектирование объекта, затем конкурентным способом определяется проектная организация. После выбора подрядчика Дирекция контролирует исполнение контракта на проектно-изыскательские работы, передачу проекта в экспертизу и получение положительного экспертного заключения.

Следующий этап – подготовка документации на выполнение строительно-монтажных работ. В Комитете по государственному заказу Петербурга согласовываем условия документации по закупке. Затем проводим закупку на выполнение строительно-монтажных или ремонтных работ. Три моих заместителя, отвечающие, соответственно, за строительство и реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт объектов транспортной инфраструктуры, а также строительство объектов метрополитена, в дальнейшем курируют ход работ. У них в подчинении находится руководитель проекта по каждому объекту, к нему подключается специалист по техническому надзору. Эти два специалиста ведут мониторинг исполнения госконтракта, работают с подрядчиком: проводят еженедельные планерки, а при необходимости — ежедневные. Начав с контроля разработки рабочей документации и ее согласований, принимают все решения, а также отслеживают исполнение развернутого графика строительно-монтажных работ. Это необходимо для того, чтобы вовремя увидеть, когда подрядчик проявляет слабину, и своевременно выставить ему штрафные санкции. Если подрядчик реагирует, продолжаем работать. Если же он по каким-то причинам не в состоянии продолжать работы, игнорирует предписания, штрафы, нарушает условия и сроки выполнения работ — Дирекция расторгает контракт в одностороннем порядке.

В качестве примера могу привести объект электродепо «Южное», строительные работы на котором осуществляло АО «Трансстрой». В связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта, а именно, срывом сроков выполнения работ, Дирекция в одностороннем порядке расторгла с АО «Трансстрой» государственный контракт.

Аналогичная ситуация с ООО МК-20СХ, выполнявшем капитальный ремонт трамвайных путей на Петергофском шоссе. В связи с нарушением сроков выполнения работ, установленных контрактом, мы расторгли контракт в одностороннем порядке.

Кураторство на уровне руководителя проекта и сотрудника технического надзора осуществляется постоянно, проводятся планерки, мониторинг хода строительства, этапов работ, получение заключение соответствия построенного объекта через Службу Госстройнадзора и разрешение на ввод, после чего объект передается на баланс города и балансодержателя: дороги отходят Комитету по благоустройству, мосты, путепроводы и подземные пешеходные переходы – Мостотресту, а метро – Метрополитену. Это, кстати, тоже серьезная работа, над которой трудится вся Дирекция.

— Насколько добросовестно трудятся сегодня основные подрядчики дирекции? Ведете претензионную работу?

— Ведет госконтракты наше Управление контрактного обеспечения. К сожалению, не все подрядные организации добросовестно исполняют свои обязательства по контрактам, наш юридический отдел постоянно ведет судебную работу по снижению дебиторской задолженности в части взыскания пени и штрафов, начисленных за нарушение обязательств по действующим контрактам.

Только за 1 квартал 2018 года судами были удовлетворены исковые требования Дирекции к подрядным организациям об оплате штрафных санкций за нарушение обязательств по исполнению государственных контрактов, более чем на 30 миллионов рублей. В 2017 году были вынесены решения Арбитражного суда о взыскании штрафных санкций с ОАО «Мостострой №6» и ОАО «Мостоотряд №19». В настоящий момент самая большая дебиторская задолженность осталась за компанией АО Корпорация «Трансстрой» — 359 млн рублей. Для возврата данных денежных средств в бюджет, к подрядчику предъявлены требования в судебном порядке.

— Какие права есть у дирекции, чтобы повлиять на подрядчика?

— Права заказчика прописаны в условиях госконтрактов. За ненадлежащее исполнение принятых по контракту обязательств предусмотрены штрафные санкции, расторжение контракта в одностороннем и судебном порядке, направление требований об уплате денежных сумм по банковским гарантиям, выданным в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов.

— Уже несколько лет подряд УФАС по Санкт-Петербургу регулярно отменяет результаты ваших конкурсов. В чем проблема?

— До середины 2016 года федеральный закон № 44-ФЗ имел неоднозначные толкования ряда положений, из-за чего действия Дирекции не всегда признавались обоснованными. Но в прошлом году благодаря наработанной практике в части применения норм закона, эта ситуация изменилась: так, в 2017 году по результатам рассмотрения 69 поданных жалоб лишь по пяти закупкам выданы предписания о пересмотре результатов процедур. К сожалению, есть группа подрядчиков, которые не хотят работать, просто участвуют в закупках, сбивая цену. Эти компании известны, но не допускать их до участия в закупке мы не имеем права, пока они не включены в Реестр недобросовестных подрядчиков.

— Кто мешает вам включить эти компании в этот реестр?

— Как вы знаете, процесс включения подрядных организаций в реестр недобросовестных поставщиков это довольно сложный и длительный процесс. Ведь наличие информации о компании в реестре недобросовестных поставщиков имеет для нее самые негативные последствия, поскольку в данные публичного реестра будет внесена информация о ее неблагонадежности. Компания на три года лишается права участвовать в государственных закупках.

Реестр ведет УФАС: мы направляем им сведения. Сам же порядок включения подрядных организаций в реестр недобросовестных поставщиков зависит от существенных нарушений условий контракта.

Как правило, при рассмотрении дел, УФАС признает нарушения подрядной организации условий контракта не существенными и в таком случае информация о поставщике не попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Так в 2017 году Дирекция направила в УФАС список из 17-ти подрядных организаций, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, однако из этого списка всего лишь 2 организации были включены антимонопольщиками в реестр за существенные нарушения условий государственных контрактов. Несмотря на такие решения Службы, Дирекция не опускает руки и идет обжаловать решения УФАС уже в судебном порядке.

— Много ли компаний участвует в объявленных вами конкурсах?

— По-разному, иногда участвуют по 5-8 организаций, но бывает и по одной заявке — как правило, на крупные объекты, где требуется серьезное финансовое обеспечение исполнения контракта, наличие
у участников соответствующих ресурсов и опыта для надлежащего исполнения контракта.

Полную версию интервью читайте в номере журнала «Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в мае.

Другие материалы по теме

X