Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Контракты вне доступа: о ситуации с госзаказом

Вопреки ожиданиям госзаказ не стал эффективным средством развития экономики, стимулом для роста спроса на отечественную продукцию.

 Госзаказ

То, что система госзакупок в целом нуждается в реформировании, совершенствовании,признают все участники процесса – производители, чиновники, контролирующие органы, общественность
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Чиновники и производители сходятся во мнении: контрактная система нуждается в реформировании. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Госзакупки сегодня регламентируются двумя федеральными законами: № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и  муниципальных нужд» и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». И обходятся государству ежегодно не менее чем в 25 трлн рублей.

По 223-ФЗ работают госкорпорации, ГУПы, компании, где часть активов принадлежит государству. Как правило, они самостоятельно администрируют процесс закупок, формируют свои электронные площадки, проводят торги, выбирают поставщиков и подрядчиков. В 2015 году расходы госпредприятий выросли по сравнению с 2014 годом почти на 30% и перевалили за 23 трлн рублей.

Средства, которые страна расходует по 44-ФЗ, предусмотрены на выполнение государственных функций, обязательств перед населением, например, закупку лекарств, учебников, содержание социальной инфраструктуры, дорог, реализацию крупных проектов и т. д. В прошедшем году государство выполнило свои обязательства, считает директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. Выступая в качестве эксперта на Гайдаровском форуме, он сообщил: объем госзакупок по 44-ФЗ в 2015 году вырос на 10% и составил 6,598 трлн рублей. При этом на 41% увеличилось число договоров, заключенных между гозаказчиками и малым бизнесом. «Это прямые контракты, – подчеркнул чиновник, – на общую сумму 488 млрд рублей, что больше, чем предусмотрено всеми остальными формами господдержки».

Способствовали росту спроса на продукцию российских производителей предпринятые государством меры по запрету на закупку госорганами почти 100 видов зарубежных товаров и ограничение на приобретение около 50 товарных позиций. Свободную нишу заняли российские поставщики, с которыми заключено 650 000 договоров на 420 наименований товаров общей суммой 750 млрд рублей.

«Постановления правительства, касающиеся ограничений на закупку, например, иностранных лекарств, по оценкам профессиональных отраслевых ассоциаций, дают возможность ежегодно направлять не менее 20 млрд рублей в развитие отечественной фарминдустрии», – подчеркнул Максим Чемерисов.

Это не значит, что государство намерено отказываться от международной кооперации, в частности, в статье 111, 44-ФЗ, предусмотрено совершение офсетных сделок. Иначе говоря, сотрудничать с зарубежными партнерами предстоит на особых, так называемых встречных условиях, по которым будут осуществляться трансфер технологий, локализация производств в РФ, проведение научных исследований в пользу РФ.

В 2015 году расходы госпредприятий выросли по сравнению с 2014 годом почти на 30% и перевалили за 23 трлн рублей

Контрактная система – сложный и многогранный механизм, в который, по словам Максима Чемерисова, вовлечены 330 000 заказчиков – это госорганы, муниципалитеты, бюджетные учреждения, более 500 000 компаний-поставщиков. Ежегодно между ними заключается более 2,5 млн договоров. То, что система госзакупок в целом нуждается в реформировании, совершенствовании, признают все участники процесса – производители, чиновники, контролирующие органы, общественность. По данным ФАС, например, 30% жалоб на действия заказчиков, ведущих закупки по 223-ФЗ, признаны в 2015 году обоснованными.

Руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Антон Гетта насчитал более 30 видов серых схем, по которым сегодня можно уходить от закона при проведении торгов по госзаказам, более того, по мнению активистов ОНФ, средства расходуются нерационально. «Если исключить коррупционные схемы, сократить неэффективные траты, можно сэкономить если не 20%, то как минимум 10% от суммы, которая тратится на госзакупки, – примерно 2,5 трлн рублей, – утверждает Гетта. – Но проверить около 4,25 млн контрактов, которые ежегодно заключаются в рамках госзаказа, антимонопольная служба не в состоянии».

В надежде на протекцию

Петербургские промышленники признают: работа чиновников по информированию бизнеса о потребностях в продукции и услугах, по поддержке предприятий при размещении городского заказа стала заметной и более качественной. В Петербурге действует первый в стране Центр импортозамещения и локализации, сформирован электронный перечень продукции отечественных предприятий. В ноябре прошлого года запущен электронный магазин.

Но, тем не менее, по словам президента Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Анатолия Турчака, пока не создана «четкая система взаимодействия власти и бизнеса по увеличению объемов размещения заказа Санкт-Петербурга на предприятиях города».

«Госзаказ не самое эффективное средство роста экономики, хотя на него надеются предприниматели и промышленники. Диалог между властью и бизнесом идет, но проблем меньше не становится, более того, решить их на уровне региона невозможно, – соглашается координатор промышленного комитета Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», председатель совета директоров ЗАО «Завод им. Козицкого» Борис Иванов. – В 44-ФЗ и  223-ФЗ, в частности, следует внести корректировки, меняющие подход к участию отечественных предприятий в госзакупках, чтобы региональные производители на законных основаниях имели приоритет в получении контрактов в рамках городского госзаказа».

Региональные производители в большинстве своем убеждены, что могут рассчитывать на приоритетное право участия в государственном заказе, в реализации городских программ. И прежде потому, что уровень компетенций предприятий высок, продукция конкурентоспособна.

Контрактная система – сложный механизм, в который вовлечены 330000 заказчиков – более 500000 компаний поставщиков

«В Петербурге не используется в должной степени, например, потенциал отрасли радиоэлектроники, хотя без ее достижений невозможно развитие медицины, сталелитейной промышленности, механообработки, городского хозяйства, – констатирует генеральный директор Ассоциации предприятий радиоэлектроники СПб Михаил Скачков. – Большинство предприятий можно расценивать как национальные центры технологической компетенции – они специализируются на разработке технологий, электронной компонентной базы, конструкций, создании приборов и аппаратов. Но мы работаем, выполняя в основном спецзаказы оборонного комплекса, хотя вполне могли бы выпускать крупными партиями приборы и системы, необходимые для обеспечения безопасности, что, в свою очередь, способствовало бы развитию производств».

По словам Михаила Скачкова, предприятиями отрасли уже разработаны системы датчиков, способные определять, аккумулировать и немедленно передавать в оперативные службы данные по концентрации взрывоопасных, канцерогенных веществ, токсичных газов. В этом ряду приборы, обеспечивающие контроль над напряженным состоянием зданий и сооружений, электросетей, беспилотные аппараты, отслеживающие состояние земной поверхности, водной акватории, воздушной среды, энергосберегающая продукция, системы контроля состояния общественной безопасности.

Список можно продолжать, и причем по качеству, техническим характеристикам продукты не хуже, а в некоторых случаях превышают зарубежные аналоги. «Это не товары народного потребления, и власти должны найти способы стимулирования спроса на них. Госзаказ, адресные программы по обеспечению безопасности могут стать действенным инструментом развития рынка», – подчеркивает Михаил Скачков.

Есть и другие препятствия, ограничивающие возможности петербургских производителей. Как отметил президент НП «Содружество», генеральный директор ЗАО «Труд» Алексей Голубев, рассчитывать на получение контрактов по госзакупкам городским компаниям сложно. «Априори при одинаковом технологическом уровне себестоимость продукции, произведенной в городе, будет выше, чем в соседнем регионе. У нас земля, здания гораздо дороже, следовательно, и налоги на имущество больше, чем в других регионах. Почему бы не снизить налог на имущество предприятиям, своевременно и качественно выполняющим госзаказ. В этом случае они смогут выровняться в цене на региональном рынке», – предлагает Алексей Голубев.

С точки зрения вице-президента СПП СПб, председателя совета директоров ООО «Компания Омега» Георгия Абелева, вызывают множество вопросов и принципы организации конкурсных процедур. «Почему торги назначаются не в начале года, когда бюджет уже сформирован, программа действий ясна, а в июле или августе? Нередко работа начинается тайно, дальше сценарий известен: ограничение круга участников, способных составить конкуренцию, исполнитель не справляется, поскольку сроки нереальные, контракт разрывается, бизнес гробится».

Тендер
Абелев: Почему торги назначаются не в начале года, когда бюджет уже сформирован, программа действий ясна, а в июле или августе?
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Кроме того, по мнению Георгия Абелева, до сих пор нет инструмента борьбы с демпингом, не найден разумный баланс в определении технических требований. Нередко к простой продукции предъявляются немыслимые параметры и характеристики, либо они технически неграмотно излагаются.

Организационные недоработки отодвигают от госзаказа прежде всего малые предприятия. А для них это почти единственная возможность получения контракта. «Иногда заказчик прописывает в условиях торгов требования, выполнить которые под силу крупной компании или ограниченному кругу исполнителей с особой специализацией. Также фиксируются случаи, когда в конкурс-ной документации на согласование отводилось 15 вместо положенных 30 дней. Если исполнитель не укладывался в срок, ему это ставили в вину», – рассказывает председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели.

Уйти в сеть

В Минэкономразвития считают, что законодательные инициативы ведомства позволят сделать систему закупок открытой и прозрачной, сократить затраты. Предстоит, в частности, принять законопроект «Об электронных конкурсах». «Это предполагает не просто переход на электронный формат, но и формирование единого портала поставщиков, единую аккредитацию на всех электронных площадках, что сэкономит и время и деньги участников торгов», – пояснил Максим Чемерисов.

Кроме того, потребуется внести коррективы в действующие законы, внедрить особые меры, исключающие практику перепродажи субконтрактов, решить проблемы со сроками исполнения договоров и расчетов по ним. И, безусловно, усовершенствовать Единую информационную систему.

Петербургские предприниматели рассчитывают с внедрением системы электронных торгов «видеть не только результаты закупок, но и прогноз товарного потребления по меньшей мере на ближайшие три года, требования к продукции, планируемые цены на нее, – пояснил Анатолий Турчак, – производители должны иметь возможность отслеживать процесс формирования, размещения городского госзаказа».

Открытой для всех, по его мнению, должна стать информация и о закупках, которые ведутся за счет казенных денег ГУПами, предприятиями, где есть доля собственности города. Более того, структура системы и алгоритм ее работы должны быть согласованы с бизнес-сообществом.

Для перевода всех закупок в электронную систему потребуется время, в Петербурге на этом пути сделан первый шаг: создан и запущен электронный магазин, где ведутся закупки малого объема по 44-ФЗ.

Демонстрационное табло
Иванова: Создание каталога – очень важный и своевременный шаг, чрезвычайно необходимый при формировании электронных платформ
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Этот ресурс даст возможность получить необходимую для взаимодействия между заказчиком и поставщиками аналитическую информацию, – говорит председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Дмитрий Сачков. – Важно видеть конечный товар, услуги, которые покупаются. Сейчас нет таких данных, пока используется код ОКПД, а этого недостаточно».

Создание каталога – очень важный и своевременный шаг, чрезвычайно необходимый при формировании электронных платформ, – убеждена заместитель генерального директора ФБУ «Тест-С.-Петербург» Галина Иванова. «Восемь лет жили без закона «О стандартизации» и забыли, как этот инструмент действует. Вышедший в июне закон устанавливает важные цели. Это оптимизация и унификация номенклатуры продукции, применение документов по стандартизации для обеспечения государственных и муниципальных закупок и предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение».

Информация, которая будет аккумулироваться в региональных банках данных и в дальнейшем использоваться при планировании госзаказа, должна основываться на документах по стандартизации. Для того чтобы этот процесс прошел быстро и профессионально, Галина Иванова предлагает подготовить постановление правительства о введении требований обязательной регистрации каталожных листов для формирования банков данных Петербурга.

В Петербурге действует около 150 электронных площадок, которые администрируются учредителями. Предпринимателям, чтобы представлять свои продукты и услуги, приходится регистрироваться на каждой. Сегодня есть предпосылки к тому, чтобы создать единый для всех электронный ресурс при комитете по госзаказу, и такая возможность, по словам Дмитрия Сачкова, у города есть.

Обязательный для всех переход на электронный формат планируется осуществить с октября этого года. К этому времени предпринимателям, которые намерены участвовать в госзаказе, необходимо обзавестись сертификатом электронной подписи, обучить персонал и подавать заявки. Кроме того, придется быть готовыми к тому, что участие в торгах не обойдется без банковских гарантий.

Роза Михайлова

В печатной версии название статьи – “Контракты век доступа” (журнал “Промышленно-строительное обозрение”, № 168, март, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X