жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Застройщикам не нужно мешать

Реформирование строительного комплекса Ленинградской области началось в 2012 году после формирования новой градостроительной политики. О том, что было сделано в этой сфере за пять лет, рассказал заместитель председателя правительства 47-го региона Михаил Москвин.

Михаил Москвин
Михаил Москвин

– Как можно охарактеризовать состояние строительного комплекса Ленинградской области накануне 90-летия региона? Когда начались структурные преобразования в этой сфере, каких результатов удалось достичь?

– Отправной точкой для кардинальных перемен в строительном комплексе нужно считать 2012 год – вступление в должность губернатора региона Александра Дрозденко. Тогда были сформированы основные правила игры, получившие название «Новая градостроительная политика»: был создан координационный совет по комплексному развитию территорий, изменены функции градостроительного совета, введена компенсационная программа выкупа школ и детских садов «Социальные объекты в обмен на налоги». В дальнейшем она была уточнена программой «Светофор» – набором правил работы застройщиков в разных зонах.

Самый главный результат, простите за банальность, – был налажен диалог бизнеса и власти. Мы стали слышать друг друга, оперативно решать вопросы, создали стабильные правила игры. Это вылилось в квадратные метры: если в 2012 году в регионе сдавали около миллиона квадратных метров, то теперь ежегодно вводится более двух.

– Каковы приоритеты правительства Ленинградской области по развитию строительного комплекса? Какие меры со стороны органов власти продемонстрировали максимальную эффективность, от каких пришлось отказаться?

– Самое главное, что мы сделали,– разработали и приняли закон о перераспределении градостроительных полномочий. Таким образом, мы забрали утверждение генпланов, градпланов, выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов с муниципального на областной уровень.

Мы пресекли тиражирование муравейников без дорог и социальных объектов на пригородных территориях. Как раньше было: два соседних муниципалитета принимают несогласованные между собой генпланы, выдают разрешения, не требуют социальных объектов и дорог от застройщиков. В итоге получается, что жители не могут выехать из поселка и получить минимальный набор социальных услуг. Теперь мы можем направлять процессы застройки и делать ее сбалансированной.

– Планируется ли внедрение новых механизмов, стимулирующих развитие строительного комплекса?

– Застройщикам прежде всего надо не мешать. Самая большая нагрузка, которую они сейчас испытывают, связана с необходимостью возводить социальные объекты и дорожную инфраструктуру. Маржинальность строительства падает: цены на работы и стройматериалы растут, а цена квадратного метра – нет. Застройщики всеми способами сокращают издержки, пытаясь сохранить качество: и строительства зданий, и городской среды.

Мы со своей стороны продолжаем выкупать у застройщиков школы и садики по нашей программе, а также подтягиваем для выкупа федеральные средства по программе «Стимул». Софинансируем крупные инфраструктурные объекты, такие как, например, развязка в Мурино. За счет бюджета строим дорогие объекты – больницы и поликлиники.

Вообще, к нам поступает очень много вопросов про доступ к медицинским услугам как в новостройках, так и в старых населенных пунктах. Пожалуй, это второй по значимости вопрос после обеспечения садиками и школами. За бюджетный счет возводятся поликлиники ибольницы: построена поликлиника в Новом Девяткино, мы приступаем к конкурсным процедурам по выбору подрядчика больницы в Сертолово, начинается проектирование поликлиники в Кудрово.

Вместе с тем первичную медицинскую помощь люди могут получить только в амбулаториях. Каждый новый жилой комплекс вводится в эксплуатацию со встроенными помещениями под амбулатории. Однако есть сложности с передачей их медикам – во встроенных помещениях невозможно разместить, например, рентген. Поэтому предпочтительнее строительство отдельных помещений.

Напомню, в рамках ПМЭФ-2017 было заключено соглашение о сотрудничестве по вопросу объектов здравоохранения между правительством Ленинградской области и ООО «Медицинская инвестиционная группа». В рамках соглашения частный партнер предлагает возвести 16 амбулаторий в разных районах Ленинградской области и три крупных поликлинических комплекса. Мы очень хотим, чтобы это соглашение заработало.

– Использует ли правительство Ленинградской области опыт властей Санкт-Петербурга в строительной сфере? Насколько эта практика нуждается в адаптации в части применения к региону, где нет общего областного центра?

– Проблемы у двух регионов схожие – за исключением того, что коллеги из города еще занимаются вопросами уплотнительной застройки и сохранения архитектурного наследия. У них тоже есть КОТы на окраинах, также они занимаются созданием качественной городской среды. Насколько мне известно, город полностью возложил обязанности по возведению инфраструктуры на застройщиков, без выкупа. Это их путь, он обусловлен городской реальностью. Мы все же создаем более щадящие условия для работы бизнеса. Но я бы сделал акцент на сходстве, а не на различии. У нас хорошо идет процесс согласования вопросов, связанных с агломерацией, – трассировка дорог, транспортное обслуживание, гармонизация назначения приграничных зон. Я могу сказать, что у нас с Петербургом по этим вопросам полное взаимопонимание.

– Каким образом можно сбалансировать активное строительство на территориях, граничащих с Санкт-Петербургом, и реализацию строительных проектов в отдаленных районах?

– Жилищное строительство полностью определяется рынком. Где есть спрос – туда придет предложение. Например, сейчас хорошую динамику начал показывать Кировский район – сам Кировск и Шлиссельбург. Туда «на пробу» не так давно зашли застройщики, возвели несколько домов. Все квартиры оказались раскуплены, это свидетельствует о том, что это тоже перспективная локация. Или, например, Тихвин – местный вагоностроительный завод построил для своих сотрудников комфортные дома.

Дома
Мы не гонимся за метрами. Перед нами поставлена задача вводить жилье, соответствующее социальным стандартам

Такие же примеры есть и в других районах, но массовое строительство возможно там, где есть массовый спрос. Это отнюдь не значит, что в отдаленных частях области не ведется нового строительства за бюджетные средства – регион выполняет свои обязательства по социальным жилищным программам, но мы ограничиваемся небольшими объемами.

– Какова динамика ввода жилья в регионе? Какие районы области являются лидерами по объему жилищного строительства, какие – аутсайдерами?

– В 2014 году – первый год, когда мы начали пожинать плоды новой градостроительной политики, – ввод жилья приблизился к 1,7 млн квадратных метров. В 2015 году мы перешагнули через двухмиллионный рубеж. С тех пор ежегодно мы вводим 2,1–2,3 млн «квадратов». Столько же будет сдано и в этом году. Безусловным лидером является Всеволожский район, но мы фиксируем рост строительства в Тосненском, Гатчинском и, особенно, в Ломоносовском районе. Это полностью сообразуется с нашей идеей о том, что дальнейшее развитие жилищного строительства пойдет в южном направлении, а Карельский перешеек останется дачно- рекреационной зоной.

Но я всегда подчеркиваю, что мы не гонимся за метрами. Губернатор Александр Дрозденко поставил нам задачу вводить жилье, соответствующее социальным стандартам. Это не командная экономика, которая идет против объективных процессов. Поручение полностью соответствует тенденциям как среди строительного сообщества, так и, что важнее, среди покупателей. Этой весной мы наблюдали небольшой отток покупателей первичного жилья из пригородных районов в город. Конкуренция высока. Люди рублем голосуют за городской комфорт, они не готовы платить меньше, но жить неудобно. Это понимают и застройщики, поэтому мы ра- ботаем с ними вместе по созданию конкурентной среды.

– Как можно охарактеризовать состояние дорожного хозяйства Ленинградской области на сегодняшний день? Какие территории в наибольшей степени нуждаются в развитии дорожного комплекса, как решается эта проблема?

– Это большое хозяйство! Только региональных дорог у нас в регионе около 10 000 км, не говоря уже о федеральных трассах и муниципальных дорогах. Относительно этих дорог в двух словах я бы сказал так: «большой ремонт».

Масштабный ремонт в прошлом году был завершен на «Скандинавии», в августе заканчиваются работы по объезду Гатчины на Киевском шоссе, к нам идет высокоскоростная магистраль М11, расширяется Таллинское шоссе и так далее. Регион решает многолетние дорожно-транспортные проблемы: завершается строительство гатчинского виадука, путепроводов на линии Выборг – Каменногорск, есть проект путепровода в Мельничном Ручье, вместе с федеральными средствами мы предполагаем построить съезд с КАД в Мурино и мост через Волхов в Киришах.

Если говорить о наиболее нуждающихся, то тут есть дилемма: в отдаленных районах области люди уже многие годы ждут ремонта дорог или строительства мостов, но также задыхаются и жители новостроек. Кому из них помогать, если учесть, что средства дорожного фонда ограниченны, – новым или коренным жителям региона? Это очень непростой вопрос.

– Каковы итоги реализации программы переселения граждан из аварийного фонда? Когда может быть завершен этот процесс, какой объем финансирования необходим, сколько средств уже израсходовано, какова структура источников финансирования?

– Сейчас в регионе реализуется программа с длинным названием «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013–2017 годах», в которую включены жилые здания, признанные аварийными до 2012 года. Это 930 аварийных домов площадью около 190 000 квадратных метров, где проживают свыше 12 000 человек. В реализации этой программы, которой, согласно нормативным документам, полностью занимаются муниципальные власти, участвует 95 муниципальных образований. Они могут либо построить новые дома для переселенцев, либо купить квартиры для этих целей на рынке.

Дорожные работы
Нам удалось пресечь тиражирование муравейников без дорог и социальных объектов на пригородных территориях
Фото: lenbeton.spb.ru

Общий объем финансирования – более 7,5 млрд рублей, в том числе 2,4 млрд рублей из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Остальные деньги – из областного бюджета. Прошлой зимой возникли сложности с темпами расселения – десятка полтора муниципалов пришли к нам и сказали, что они не успевают расселить дома до 1 сентября, когда последний житель должен получить квартиру. Мы приняли меры: программа будет выполнена своевременно и область минуют штрафы. Нам удалось пресечь тиражирование муравейников без дорог и социальных объектов на пригородных территориях lenbeton.spb.ru

– Ведется ли строительство арендного жилья в регионе, необходимого, в частности, для размещения специалистов из других регионов в рамках реализации различных инвестиционных проектов? Существует ли спрос на арендное жилье?

– Областное агентство ипотечного кредитования прорабатывало эту возможность, у нас была разработана нормативная база, определены приблизительные локации. Однако после детального изучения вопроса мы поняли, что это жилье не будет пользоваться спросом. Пока принято решение отложить эту идею.

– Что препятствует развитию строительного комплекса региона?

– Если мы говорим о коммерческом строительстве, то препятствия, как и у всех, – отсутствие оборотных средств и дорогие деньги. Что касается строительства за государственный счет, то это прежде всего несовершенство законодательства. Но в любом случае строят живые люди, и если у них есть воля к преодолению трудностей, то все получится.

Виктория Уздина

Другие материалы по теме

X