жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Отраслевой стандарт (Диалог с руководителем СРО НП «РОССО-ДОРМОСТ» К. Ивановым)

Напомним, что в прошлом номере разговор шел о системных проблемах дорожно-строительной отрасли, с которыми придется столкнуться подрядчикам, заказчикам, чиновникам, производителям материалов, технологий. О путях преодоления сложившихся в отрасли «двойных стандартов» и многом другом.

В этом материале речь пойдет о качестве дорожного строительства и проблемах нормативной базы.

– Качество дорожного строительства зависит не только от технологий и материалов, применяемых подрядными компаниями. Качество – понятие комплексное. И в этот комплекс входят качество нормативной базы, качество принимаемых решений, качество управления на различных уровнях.

А сегодня отрасль «буксует» из-за того, что мы пытаемся когда-то хорошую советскую административную плановую систему формирования заказов совместить с существующими рыночными условиями.

Необходимо осознать, что система реновации не подлежит! Кому придет в голову спросить в ресторане о том, согласованы ли расценки на то или иное блюдо с Минсельхозом?..

Почему же в дорожном строительстве такое возможно?!

Не должно быть цены заказчика, должна быть цена подрядчика. Именно подрядчик должен решать, за какую цену он выполнит предлагаемый объем работ. Тогда появится и норма прибыли, и осмысление закона о техническом регулировании, который говорит о том, что нет национального стандарта, а есть стандарт организации. Заказчику только останется выбрать ту организацию, которая предложит наиболее полный и продуманный стандарт.

– А как с этим обстоят дела на Западе?

– В США заказчик ориентируется на стандарты ассоциаций и союзов строительных подрядчиков. И никогда для строительства здания класса «люкс» не будет выбрана компания, работающая по стандарту класса «эконом». Для решения этой задачи будет выбран подрядчик из премиум-сегмента, и за работу будет заплачена премиум-цена. В нее входит не только высококвалифицированный труд опытнейших строителей, но и лабораторные, научные исследования, образовательные программы. В требуемую заказчиком цену войдет заказ технологий, не покупка, а именно заказ. И тогда заказчик может рассчитывать на то, что он получит качественный объект. Кроме того, он поддерживает развитие отрасли, участвует в выработке оптимальных внутренних стандартов.

Принимаемые у нас отраслевые постановления и решения основываются на такой идеологии: сэкономить и сделать так, чтобы подрядчик не заработал. Если мы говорим, что живем в условиях рыночной экономики, давайте и будет жить в этих условиях! А на деле получается так: чиновник что-то изобрел – отрасль через пять месяцев «на крови и ссадинах» показала, что изобретение нежизнеспособно. Потом, чего греха таить, мы чего-то намудрили с формулами… Запустили – отменили. Все это обычное «жонглирование деньгами», силы и время тратятся не на то…

Фундаментально этот вопрос решен более 100 лет назад: по сборникам контрактов FIDIC работает весь мир. Международная ассоциация инженеров и проектировщиков, разрабатывая его, учла все возможные ситуации, связанные с выполнением любого контракта на строительство.

Система обкатана на КЗС, где были займы ЕБРР. В сборнике предусмотрено, что если стоимость того или иного материала изменяется более чем на 15%, то контракт пересматривается по определенной составляющей. Что имеем мы? С одной стороны – твердую цену по контракту, а с другой, – такую ситуацию, как на строительстве Коломяжского путепровода. Там 135 млн рублей убытка за полгода. Заказали металлоконструкции на пике стоимости – в феврале-марте, при этом поставщик написал официальное письмо о том, что к июню цены снизятся. Казалось бы, нужно дождаться июня и приобрести металл по минимальной стоимости. Но кто же разрешит это делать?! Поэтому за материал заплачена цена максимальная. После этого металлозавод заказывает сталь, через 3 месяца ее получает, еще через 3 месяца металлоконструкции готовы и в августе доставлены на стройку. В сентябре мостостроители, монтируя эти металлоконструкции, представляют к оплате счета за металл по низовой стоимости…

Получается, что люди, которые ведают ценообразованием, не понимают сути производственного цикла. Определенно, по самому низкому показателю считать удобней. А как же контрактная цена? В результате подрядчик несет многомиллионные потери…

– Немаловажная проблема – качество подрядной организации, выигравшей торги. Не секрет, что нередко подряд на строительство объекта получает компания, мягко говоря, недобросовестная. Хотя формально заказ ей достается по закону…

– О предквалификации при проведении торгов сказано немало, а воз и ныне там… В действии знакомая нам политика двойных стандартов. Зайдите на сайт правительства города: там размещены вакансии на право замещения государственных должностей. От соискателя требуется что? Квалификация! Так чем же отличается дорожная отрасль от отрасли государственного управления? И та и другая стратегически важные.

Квалификация не ограничивает конкуренцию.

Парадокс, но добросовестный бизнес сегодня наиболее уязвим… Конкурировать должны равные. Понятно, что если на конкурс по строительству АЭС придут в числе прочих какой-нибудь ИП и известная крупная компания – специалист в строительстве АЭС, ИП проиграет ей, даже если у него примут тендерную документацию.

Бизнес способен найти способы сохранить компанию и обеспечить качество объекта. Это может произойти, например, за счет изменения технического решения определенного раздела проекта объекта транспортного строительства. Внедрение новых технологий, материалов, машин позволяет достичь требуемых технических характеристик объекта с наименьшими затратами. Пример: строительство пересечения Пискаревского проспекта и КАД. По инженерному проекту, который прошел экспертизу в 2002 году, технология укрепления грунта на съездах с путепровода суммарно стоила 1 млрд рублей. Там болото, подвижные грунты, по проекту – устройство буронабивных свай. В 2006 году подрядчик находит новую технологию с применением «Пеноплэкса», которая позволяет решить те же самые задачи за 500 млн рублей. Это решение получает одобрение экспертизы. Но когда подрядчик приходит за расчетом, надеясь получить тот самый миллиард по условиям твердой цены контракта, заказчик говорит: «Вы потратили 500 миллионов? Вот их мы вам и заплатим». Такой подход способен загубить любую инициативу подрядчика, а уж о развитии инноваций в отрасли и говорить не приходится!

Подготовила Кира Лурье



МНЕНИЕ:

Ефим ИЗРАИЛЕВ, лауреат Государственной премии СССР, член Союза архитекторов России, член-корреспондент Инженерной академии:

– Помня, что прежняя НБКС создавалась в течение десятилетий отраслевыми НИИ, где было много высококвалифицированных специалистов, вряд ли стоит рассчитывать, что персонал СРО сможет быстро создать надлежащую нормативно-правовую базу.

По сравнению с высокотехнологичными современными производствами технологии строительно-монтажных работ примитивны. Однако без продукции нашей отрасли экономика просто не могла бы существовать. Нынешнее положение дел отрасли взывает к решительным мерам.

Начинать, разумеется, надо с модернизации разрушенной системы управления отраслью, то есть с реанимации Госстроя РФ. Его главной, а на сегодня, быть может, единственной задачей должно стать создание инструмента для непосредственного управления деятельностью всех участников инвестиционно-строительных процессов и свойствами продукции этих процессов. Другими словами, создание отраслевой нормативной базы переходного периода.

Эта база, вне всяких сомнений, должна быть федеральной, что не исключает создания региональных нормативных баз, учитывающих природно-климатические, а возможно, и какие-то иные особенности регионов.

Спецификой федеральной нормативной базы переходного периода, с одной стороны, должна быть ориентация на низкую квалификацию нынешнего персонала отрасли. Это подразумевает максимальное количество устанавливаемых нормативных требований (поскольку оно обратно пропорционально квалификации персонала) и их подробную детализацию. С другой стороны, правовой нигилизм персонала должен своевременно пресекаться неуклонным государственным контролем. А значит, в федеральной нормативной базе должна быть досконально прописана организация системы непрерывного государственного контроля за соблюдением установленных нормативных требований. И, кроме того, технология его проведения, которая должна включать определение конкретных показателей фактического качества законченной постройки с выдачей соответствующего сертификата.

(«Требуется детальное нормирование», СГХ № 114)

Другие материалы по теме

X