жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

ВТО потребует качества в подземном строительстве

Важнейшим фактором управления рисками при реализации объектов подземного строительства, большая часть которых выполняется в рамках государственного заказа, является повышение качества.

Сегодня подземные строители принципиально меняют подход к качеству проектных работ и СМР.

Не удивительно, что конференция «Повышение качества СМР как основа повышения конкурентности в условиях вступления России в ВТО», которая состоялась 16 февраля 2011 года по инициативе крупнейших профессиональных объединений в области подземного строительст­ва – СРО НП «Объединение подземных строителей» и СРО НП «Объединение подземных строителей – Проект» – привлекла внимание руководителей строительных и проектных организаций из различных регионов России.

Генеральный директор ОАО «Метро­строй», президент СРО НП «Объединение подземных строителей» и СРО НП «Объединение подземных строителей – Проект» Вадим Николаевич АЛЕКСАНДРОВ так определил насущные проблемы отрасли:

– Независимо от того, вступит Россия в ВТО в 2011 году или эта процедура вновь будет отложена, нам необходимо не просто обсуждать проблемы качества и безопасности строительных работ и материалов, но и активно внедрять системы управления качеством на предприятиях. Для подземных строителей, которые заняты на очень сложных и ответственных объектах, вопросы, связанные с качеством и безопасностью работ, приобретают особую значимость.

Стратегическая тема

Генеральный директор «Объединения подземных строителей» и «Объединения подземных строителей – Проект» Сергей Николаевич АЛПАТОВ подчеркивает важность консолидации сил профессио­нального сообщества в вопросах корректировки и актуализации современной законодательной и нормативно-технической базы:

– Сегодня применение инновационных технологий, материалов и оборудования при возведении промышленных и гражданских объектов затруднено в связи с недочетами нормативно-технической базы. Более того, в отношении некоторых технологий она либо полностью отсутствует, либо требует серьезного переосмысления и доработки.

Ввиду отсутствия адекватной документации специалисты попросту не могут закладывать в проекты необходимые материалы и технологии, а говорить без этого о повышении качества и безопасности продукции практически невозможно.

Таким образом, первоочередной задачей становится разработка нормативной базы, в том числе – документов в области метростроения, тоннелестроения, микротоннелирования. Эти стандарты должны были едиными на всей территории РФ и обязательными для принятия всеми строительными компаниями, осуществляющими данные виды деятельности.

– Внедрять на предприятиях системы управления качеством совершенно необходимо. Строители метро, тоннелей и других подземных сооружений всегда были пионерами в данной сфере. В этих организациях десятилетиями отлаживались системы входного контроля строительных материалов, воспитывались кадры. Это вполне закономерно, ведь сооружаемые ими объекты являются особо опасными и технологически сложными, – утверждает генеральный директор Объединения подземных строителей Сергей Алпатов. – Наше объединение ведет активную пропаганду качества, в том числе на уровне национальных объединений. В частности, стандарт «Требования к системе менеджмента качества», разработанный в нашей организации, предложен Национальному объединению строителей в качестве базового. Мы также надеемся, что внесенные нами предложения по включению раздела по качеству войдут в план работы НО­СТРОй на текущий год.

Генеральный директор ООО «Бизнес Консалтинг Групп» Владимир АГАФОНОВ подчеркнул, что основополагающим шагом на пути эффективного внедрения системы управления качест­вом является стратегическое решение первого лица компании. Следующий по значимости момент – определение критериев для выбора консалтинговой компании и органа по сертификации.

– Не следует забывать, что именно лидер обозначает цели, указывает приоритеты, устанавливает и поддерживает стандарты. Внедрение системы менеджмента качества может идти успешно лишь в том случае, если первое лицо неформально относится к этому вопросу, демонстрируя личную заинтересованность в конечном результате.

Быть или казаться

Главный инженер ОАО «Ленметрогип­ротранс» Николай Иванович КУЛАГИН поделился опытом внедрения системы менеджмента качества в одном из ведущих проектных институтов страны:

– «Ленметрогипротранс» начал заниматься вопросами менеджмента качества в 2000 году. Самым сложным оказалось обеспечить неукоснительное выполнение требований стандартов в работе всех звеньев компании. Только при соблюдении этого условия внедренная система стала органичной частью деятельности всех сотрудников и начала существовать вместе с предприятием, а не параллельно ему.

На этапе внедрения новой системы очень важен контроль за выполнением всех требований системы, внутренний аудит в подразделениях компании, а также оперативное решение вопросов, связанных с подготовкой и повышением квалификации кадров.

Участники саморегулируемых организаций как никто другой заинтересованы в должном качестве продукции. Объединенные в профессиональные сообщества, мы несем коллективную ответственность за созданные нами объекты. Если одна компания «проштрафится» – пострадает все содружество. Такая финансовая зависимость сама по себе подводит к тому, чтобы уделять данному вопросу повышенное внимание.

Технический директор СРО «НП «Строители Петербурга» Сергей Тимофеевич ФРОЛОВ высказывается еще более жестко:

– Мы должны инициировать введение уголовной ответственности за выполнение работ, влияющих на безопасность строительства, без свидетельства о допуске от саморегулируемых организаций. Внедрение системы менеджмента качества – это стратегическое решение руководства компании, которое должно определить политику в области качества, полномочия и ответственность персонала.

Несмотря на то, что система ИСО 9001 универсальна, при ее внедрении следует учитывать особенности строительной отрасли. В частности, многие процессы отданы на аутсорсинг, и в этом смысле важен не просто контроль, а управление внутренними процессами и процессами валидации производственного обслуживания.

По срокам вступления в ВТО мы побили все рекорды. Даже Китай вступал в ВТО 16 лет, одновременно подтягивая свою нормативно-техническую базу до необходимого уровня. Мы начали эту работу в 1993 году, и окончания ее пока не видно.

Более подробно вопросы повышения квалификации персонала как основы для развития системы качества комментирует начальник УНиИР СПбГАСУ Вера Михайловна ЧЕЛНОКОВА:

– Центры повышения квалификации, в том числе при государственных вузах, сегодня большое внимание уделяют подготовке, переподготовке, повышению квалификации и аттестации специалистов фирм – членов СРО. Многими вузами разработаны программы повышения квалификации, которые учитывают требования к выдаче свидетельств о допусках по выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительст­ва. Надо сказать, что саморегулируемые организации активно сотрудничают с такими центрами. Выполнение компаниями требований к квалификации и аттестации сотрудников очень важно.

Погоня за прибылью и выдача разрешений фирме-однодневке или компании, не имеющей опыта выполнения аналогичных работ, может привести к недоделкам, дефектам, разрушению объектов и даже к техногенной катастрофе.

Ключ к тендерам

Говоря о проблемах внедрения системы менеджмента качества на строительных предприятиях, специалисты по сертификации отмечают, что нередко мотивом для ее внедрения становится желание компании участвовать в конкурсах, на которые невозможно подать заявку без наличия сертификатов ИСО. Однако разница между наличием в организации сертификата различной стоимости и реально действующей системы управления качеством очень велика.

– Чтобы иметь гарантию того, что сертификационный процесс будет выполнен в полном соответствии с существующими требованиями, вы должны проверить, есть у органа по сертификации аккредитация для проведения работ в выбранной вам системе. Аккредитованные организации подвергаются регулярным выборочным проверкам, в том числе международными аудиторами на основе долгосрочных договоров, дело это добровольное и довольно дорогостоящее,– комментирует проблему директор по маркетингу и развитию Ассоциации по сертификации «Русский регистр – Балтийская инспекция» Виталий Михайлович КРИЧЕВСКИЙ.

– Конечно, для меня, как консультанта, имидж сертификата имеет решающее значение, т. к. обычно потребитель воспринимает наши услуги как механизм для его получения, – поддержал коллегу генеральный директор ООО «Бизнес Консалтинг Групп» Владимир Агафонов. – Но наша работа заключается не в том, чтобы компания получила сертификат, пусть даже очень важный, а в том, чтобы организация построила свою работу на базовых принципах менеджмента, которые используются во всем мире. Сегодня в мировой практике эти механизмы закладываются в систему как само собой разумеющиеся, а сертификация воспринимается как очередная галочка или штамп.

В мире уже начинается отказ от прямого использования стандартов ИСО, потому что это слишком просто. Гораздо большее значение приобретают требования, которые организация разрабатывает и принимает к внутреннему использованию сама. Зачастую эти внутренние требования значительно выше, чем ИСО или другие стандарты.

По словам президента СРО НП «Управление строительными предприятиями Петербурга» Владимира Исмаиловича Юсупджанова, сегодня существует множество законодательных актов и нормативных документов, находящихся в прямом противоречии друг другу. В частности, в документах, принятых в различные годы, дается совершенно разная трактовка такого ключевого понятия, как безопасность.

– В соответствии с законом «О техническом регулировании» должны быть внутренние стандарты организации, написанные на основании обязательных и рекомендуемых российских нормативных документов. Необходимо рекомендовать нашим организациям разрабатывать и использовать собственные документы с требованиями, которые они применяют к той или иной услуге или продукции, – подчеркивает эксперт.

Качество «на входе»

Большое внимание собравшихся было уделено вопросам качества строительных материалов, прежде всего – товарных бетонов. Генеральный директор ЗАО «Метробетон» Владимир Васильевич КОНДРАТЕНКО отметил, что сегодня проектировщики фактически не учитывают возможности современного производства, а ведь улучшить качество смеси можно с помощью современных химических добавок.

– Если говорить о контроле качества монолитных конструкций – это прежде всего оценка качества бетона. Из практического опыта могу сказать, что крупные предприятия имеют собственные испытательные лаборатории. Однако опасность представляют мелкие фирмы, у которых наблюдается полное отсутствие системы контроля качества бетонной смеси, что, в свою очередь, приводит к высокому риску брака и невозможности предъявить претензии поставщику, – отмечает представитель ООО «ТРЕЙД ИНЖИНИРИНГ» В. А. Ромаданов.

Все строители единодушно отмечают, что в настоящий момент страна переживает системный кризис качест­ва, который затрагивает все сферы жизни. Одной из важнейших проблем, которые тормозят развитие строительной отрасли, является несовершенство законодательства в области градостроительства, которое было создано людьми, не имеющими практического опыта работы в строительной отрасли.

Однако оптимизм внушает наметившийся в прошедшем году благоприятный поворот: строительное сообщество в лице НОСТРОЙ работает с Министерством регионального развития и профильными комитетами Госдумы РФ. Перспективы такого партнерства вполне очевидны. Благодаря активной позиции профессионального сообщества, ситуация постепенно меняется к лучшему. В конце концов, принципиальные изменения в подходе к контролю качества проектных и строительно-монтажных работ становятся возможными. Это должно повысить конкурентоспособность компаний, снизить риски при строительстве объектов повышенного класса ответственности и придать отрасли необходимую устойчивость в условиях приближающегося вступления России в ВТО.

Инга Дровалева

Другие материалы по теме

X