Актуальное

Безопасность транспорта повысится

-Сегодня вопросы безопасности и экологии актуальны не только для России, — рассказал Министр транспорта РФ Игорь Левитин на сегодняшнем пленарном заседании «Транспорт России»: безопасность и экология», состоявшемся в рамках V Международного форума «Транспорт России». — По сравнению с другими отраслями экономики транспорт наиболее уязвим для разного вида угроз.

В транспортном комплексе Российской Федерации задействовано более 10 млн. транспортных средств, работает около 600-та тысяч сертифицированных организаций. И необходимо обеспечить надлежащий уровень технологической и экологической безопасности и безопасность функционирования транспортной системы в целом.

Интенсификация транспортной отрасли, эволюционное развитие транспортных систем ставит новые задачи в вопросах технологической и транспортной безопасности, — уверен И.Левитин. — Чем более сложные системы мы создаем, увеличиваем скорости передвижения, пассажиро- и грузопоток, тем более сложные проблемы приходится решать в области транспортной и технологической безопасности. Многократно возрастает ответственность при принятии решений и роль человеческого фактора.

Одно из приоритетных направлений в сфере безопасности и экологии на транспорте – это вопросы защиты транспорта от актов незаконного вмешательства.

Правительством принята Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте на 2010 – 2013 годы с объемом федерального финансирования 46,7 млрд. рублей.

Программой предусмотрены научные исследования и пилотные проекты по разработке новой техники и оснащение ею особо уязвимых объектов. В этой связи Минтранс России, совместно с подведомственными агентствами большое внимание уделяет вопросам оказания государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, а также государственного контроля и надзора. На сегодняшний день отраслевыми агентствами уже проведено категорирование с учетом важности объектов и возможных последствий от осуществления актов незаконного вмешательства более 6-ти тысяч мостов и туннелей, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения, в том числе более 550 объектов, находящихся в оперативном управлении госкомпании «Автодор».

Проведено категорирование одной тысячи 420 автовокзалов и автостанций в 80-ти субъектах Российской Федерации. Присвоены категории более 8-ми тысяч транспортных средств, проведено категорирование 244-х аэропортов.

Еще один большой блок, которому мы уделяем сегодня значительное внимание, —  это уменьшение влияния человеческого фактора при принятии управленческих решений и выявление потенциальных угроз, — констатирует министр транспорта. — Прежде всего, этому должно способствовать применение современных технических средств и устройств, которые позволят дистанционно осуществлять контроль, выявлять и пресекать противоправные действия. Необходимо создать действенную систему мер противодействия незаконному проникновению на объекты транспортной инфраструктуры.

Мы сегодня испытываем на железнодорожных- и автовокзалах, станциях метро и других объектах пилотные зоны, которые оборудовали новыми современными досмотровыми, видео и иными специальными системами и проводим тестирование на предмет их эффективности. В первую очередь нами оборудуются места массового пребывания людей. При этом данные мероприятия финансируются за счет бюджетных средств. Мы четко понимаем, что создание системы обеспечения безопасности граждан – зона ответственности государства. Сегодня фактически создана необходимая для этого нормативная база.

Результатом проводимой работы должно стать то, что уязвимые объекты транспортной инфраструктуры – скоростные железные дороги, узловые международные аэропорты, крупные вокзалы, метро, важные портовые и гидротехнические сооружения будут оснащены специализированными современными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими защиту от актов незаконного вмешательства.

Одной из основных целей при развитии транспортной системы России, является соблюдение экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции и последующей эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

Сегодня в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации при реализации проектов по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры разрабатываются соответствующие мероприятия по обеспечению экологической безопасности проектов. Например, в государственной компании «Автодор» уже создан и функционирует специальный экологический комитет, задачей которого является реализация мер по сохранению окружающей среды при проектировании и строительстве автомобильных дорог.

Следуя мировым тенденциям, важной задачей направленной на снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду является задача по снижению энергоемкости транспорта. Государственной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» предусматривается достижение к 2016 году годовой экономии энергии на транспорте в объеме около 6 млн. тонн условного топлива, а к 2021 году в объеме более 14 млн. тонн условного топлива. Достигнуть таких показателей возможно только путем формирования необходимой нормативно-правовой базы, разработки и реализации программ в области энергосбережения, как на отраслевом уровне, так и на уровне субъектов транспортного комплекса, внедрения современных энергосберегающих технологий и видов транспорта.

Хорошим примером здесь может служить принятая в ноябре 2010 года программа инновационного развития ОАО «Российские железные дороги». В соответствии с поставленными задачами выброс загрязняющих веществ на железнодорожном транспорте к 2020 году должен снизиться почти на 50 % по сравнению с 2007 годом. Это особо актуально учитывая, что важным направлением по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду является перевод значительной части перевозок пассажиров и грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт. Это связано с тем, что ежегодно на долю выбросов загрязняющих веществ автомобильного транспорта приходится более 40 % суммарного выброса от стационарных и передвижных источников на транспорте. Ярким примером реализации в Российской Федерации проектов в этой сфере может служить организация регулярных маршрутов «Аэроэкспресса» ко всем московским аэропортам, позволившего значительно снизить автотранспортные потоки, перевозившие авиапассажиров от Москвы и обратно, включая пассажиров, следующих транзитом через Московский авиационный транспортный узел.

Другим наглядным примером является создание малого железнодорожного кольца вокруг центра Москвы с переводом движения на электрическую тягу. Понимая важность этой задачи, государством выделены средства в размере более 50 млрд. рублей для завершения этой работы в ближайшие годы. Важным, экологически эффективным направлением является увеличение объема перевозок морским и речным транспортом, что также должно способствовать снижению энергоемкости перевозок и уменьшению объемов выбросов вредных веществ при перевозке грузов. Достижению данной цели будет способствовать принятый в октябре 2011 года федеральный закон о реализации мер государственной поддержки судостроения и судоходства.

Миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы России состоит в создании условий для экономического роста, повышении конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество. Без создания эффективных механизмов обеспечения транспортной безопасности и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду, транспортная отрасль не сможет стать социально ориентированной отраслью и катализатором российской экономики, — заключил глава Минтранса РФ.

Другие материалы по теме