жк Днепропетровская 37 студия 3,2

Актуальное

Малый бизнес не существует сам по себе

Андрей АлексеевСтруктура малого бизнеса практически не меняется на протяжении ряда лет. Доля обрабатывающих предприятий в общем объеме организаций малого бизнеса также остается почти неизменной, несмотря на повышенное внимание к его проблемам, которое то и дело проявляет правительство в зависимости от текущих экономических задач. Оно наделяло малый бизнес потенциалом более высокой производительности, когда речь шла об удвоении ВВП, делало героем инновационного развития на этапе увеличения доли инновационной продукции и основным участником кластерных взаимодействий, когда появились планы по замене отраслевой специализации экономики кластерными образованиями.

Вместе с тем, малые промышленные предприятия создаются, развиваются, исчезают и даже считаются конкурентоспособными исключительно в зависимости от состояния крупного бизнеса, и никакие изменения в экономической политике не могут повлиять на этот баланс.

Об особенностях существования малого бизнеса в промышленности рассуждает Директор центра инновационного развития, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СИбГЭУ) Андрей Алексеев:

– Прежде, чем говорить о конкурентоспособности малого предпринимательства в промышленности, важно понимать, что именно мы называем малым или средним бизнесом. На самом деле в мировой экономической практике сложился определенный подход к классификации промышленных предприятий – они делятся на две большие группы. Это крупные предприятия и все остальные, так называемые, SME (Small and Medium Enterprises), то есть и малые и средние предприятия, без разделения на одних и других, как это принято в российской статистике.

Второе, что обязательно следует отметить, – с каждым годом количество таких малых и средних предприятий растет – за счет индустриализации, автоматизации, реструктуризации предприятий и других факторов. Даже крупные концерны выделяют цеха в отдельные производственные подразделения и автоматизируют их настолько, что численность работающих в них составляет всего 20-30 человек.

В результате крупные производства обеспечивают огромный выпуск промышленной продукции за счет работы SME. Скажем, в одном из ведущих автомобильных концернов FIAT, все цеха, кроме сборочного, насчитывают около десяти специалистов, что, согласно принятым у нас критериям, вполне соответствует численности малых и даже микропредприятий. И только на сборке автомобилей работает 200-300 человек – это уже среднее предприятие по российским меркам. Вообще границы между малым и средним производственным бизнесом за рубежом очень условны.

Еще один момент, который надо отметить: в холдинговых структурах часть бизнеса построена как группа компаний, то есть для удобства управления раздроблена на небольшие производства в силу логистических, технологических, инновационных и других особенностей. По моим оценкам, до 80% SME являются дочерними компаниями крупных заводов или аффилированными предприятиями. Это, как правило, бизнес менеджеров крупных предприятий, или друзей и родственников, или следствие давно сложившихся производственных отношений, которые устояли, когда предприятия-гиганты расформировывались на отдельные компании и дочерние АО.

– Поэтому государство, несмотря на различные программа поддержки малого предпринимательства, обычно делает ставку на крупный бизнес?

– Совершенно верно, и так поступают все государства с развитой экономикой, потому что основным источником налоговых поступлений, бюджетных доходов, а в целом и экономического благополучия государства всегда являлся крупный бизнес.

Собирать налоги с малых субъектов предпринимательства – это хлопотно и не очень эффективно. Логика построения и деятельности малого бизнеса для государства тоже не всегда очевидна. Поэтому государственные программы, в рамках которых пытаются сформировать какие-то преференции и предложения по промышленному малому бизнесу зачастую не приносят ожидаемый эффект. Получается, например, что дать дотацию на развитие огромному заводу нельзя, а подарить активы и оборудование компании из 10 человек можно.

Количество малых предприятий, тыс.

Колличество малых предприятий, тыс.

Обрабатывающие предприятия в малом бизнесе *)Обрабатывающие предприятия в малом бизнесе *)

– Какую же роль тогда выполняет в экономике малый промышленный бизнес?

– Если рассуждать академически, у него есть несколько функций, хотя на самом деле они не всегда становятся правдой жизни. Малый бизнес должен, согласно академической идее, создавать конкуренцию крупному бизнесу, но это абсурд.

Второе, малое предпринимательство служит точкой увеличения занятости. В этом теоретическая роль малого бизнеса в целом совпадает с практикой – снижение уровня безработицы и повышение занятости в социально-экономическом планировании очень весомый аргумент, и с этой точки зрения любое государство рассчитывает на SME.

В-третьих, малый бизнес может рассматриваться в экономически развитых странах как источник специализации, промышленного субконтрактинга. Это и есть основная и успешно реализуемая функция малых промышленных предприятий – они действительно эффективно выполняют аутсорсинговые услуги для крупного бизнеса. Как это чаще всего происходит? Допустим, малое предприятие освоило технологию изготовления особо высокоточных шестеренок и специализируется на их производстве. Для крупного завода такая технологическая операция может быть экономически невыгодна (нужен отдельный специалист, технолог, да накладные расходы значимо увеличиваются), и ее отдают на аутсорсинг малому предприятию, которое в силу своей компетенции оказывается более конкурентоспособным на отдельном этапе технологической цепочки.

– Почему, согласно российской статистике, малый промышленный бизнес занимает небольшую долю в общем объеме малых предприятий?

-Такое распределение SME по сферам экономики свойственно не только российской промышленности, и эта закономерность в принципе не может быть преодолена. Почему? Потому что промышленность – это огромные основные фонды, здания, оборудование. Чтобы производство могло быть экономически целесообразным, эти фонды должны быть вовлечены в товарно-денежный оборот и окупаться. Никакие малые предприятия в силу своей незначительности присутствия на рынке не могут рассчитывать на большие обороты, следовательно, не в состоянии окупать инвестиции в активы. Пресловутый «эффект масштаба» в экономике. При малых объемах производства промышленность обречена на то, чтобы быть аутсорсинговым подрядным подразделением.

– Означает ли это, что малый промышленный бизнес не может быть самодостаточным, он должен обязательно выстраивать кооперационные связи с крупным предприятием?

– Да, как правило, он и не существует сам по себе. Он всегда находится во взаимодействии с крупным бизнесом даже тогда, когда становится исполнителем дорогостоящего сложного заказа. Вот пример: малое европейское промышленное предприятие (всего два-три человека) занимается созданием и продажей яхт под заказ. Его специалисты проектируют яхту, согласовывают проект с заказчиком и размещают заказ на крупных верфях. Для клиента малый предприниматель является исполнителем, потому что контракт с верфью заключает именно он, деньги от клиента за выполнение заказа получает он, и с верфью расплачивается тоже он. Для верфи, то есть крупного промышленного предприятия, он, с одной стороны, посредник, с другой – ответственный проектировщик. Но получателем основной маржи все равно является крупное промышленное предприятие. Трудно представить, что технологически сложное изделие можно выпускать в формате малого бизнеса. Это деятельность крупных компаний, где SME могут занимать только место субподрядчика, агента, посредника.

– Получается, что при кризисах и спадах в экономике, когда «шатаются» крупные промышленные предприятия, малые точно также начинают сыпаться?

– Так и есть. Причем государство всегда спасает крупные предприятия, потому что малые спасать бессмысленно. Кризис 2008 года только подтвердил это правило, дотации получал исключительно крупный бизнес, чтобы он смог удержаться на плаву. И это правильно: исчезновение из бизнеса малого предприятия, не имеющего крупных активов, не несет таких социально-экономических последствий, какие может вызвать развал предприятия-гиганта. А малое предприятие закрылось, обанкротилось, а завтра тот же самый руководитель откроет другое предприятие и будет продолжать обслуживать задачи уцелевшего крупного бизнеса.

– То есть малый бизнес в промышленности подвергается более высоким внешним рискам, чем крупный?

– Нет, он ничем не рискует, потому что всегда имеет свою рыночную нишу. Причем основным фактором его конкурентоспособности и основанием для сотрудничества с крупным производителем является не качество изделий и даже не цена контракта, а чаще всего личное знакомство и доверие со стороны топ-менеджмента крупного предприятия. Конечно, производству, спускающему заказ малому предприятию, нужно, чтобы изделие поступало к нему в соответствии с техническими условиями, но еще важнее для него – регулярность поставок изделий с требуемыми характеристиками, в строго оговоренных объемах, в определенные сроки по заранее расписанным условиям договора. А самое главное, крупному предприятию удобно знать, что за поставку этих изделий отвечает лично директор малого предприятия, с которого всегда можно спросить. Вот и все!

Структура обрабатывающего сектора российской промышленности

Структура обрабатывающего сектора российской промышленности

Структура малых обрабатывающих предприятий, %

Структура малых обрабатывающих предприятий, %

Поэтому рынка в чистом виде, основанного на конкуренции, как его трактуют учебники по экономике, у промышленного малого бизнеса нет. Легко представить конкуренцию в розничной торговле или сфере услуг, но в обрабатывающем секторе такого нет. Не существуют десятки малых предприятий, которые могли бы выпускать, допустим, одинаковые прецизионные шестеренки и соревноваться между собой за размещение заказа. Крупный производитель никогда не будет мучиться с выбором, если у него уже есть налаженные связи с успешным аутсорсером, тем более, если это дочерняя компания или предприятие, созданное своими же сотрудниками. Он надежный поставщик на протяжении нескольких лет, зачем менять его на компанию, которая всего год на рынке?

Если речь идет об узкой специализации, то даже два предприятия не будут существовать в одной рыночной нише, потому что и создание такого предприятия, и приобретение станка по выпуску изделий зачастую делаются под конкретный заказ.

– Что, в таком случае, является двигателем прогресса для малого предприятия, которому не с кем конкурировать?

– Оно развивается и совершенствуется за счет требований основного заказчика. Как только крупное предприятие переходит на новое оборудование или изделие, что требует повышенной точности комплектующих, аутсорсер также должен модернизировать свой станочный парк, если хочет удержаться в числе поставщиков.

– А если заказ на комплектующие вырастет в десять раз?

– Тогда будет увеличена производственная программа, закуплено новое оборудование. Не будем забывать, что любое промышленное предприятие загружено в лучшем случае на 30-40%. В среднем коэффициент использования промышленного оборудования во всем мире составляет 0,3, и этот ресурс может быть увеличен в три-четыре раза за счет ночных смен, модернизации и так далее. Надо будет еще увеличить – значит, малое предприятие, используя опыт работы с аналогичным заказом и навыки своих рабочих по выпуску требуемых деталей, приобретет еще один станок, здесь как раз проблемы нет.

Более того, если малое предприятия купит уникальное оборудование и расширит объемы выполнения специфического заказа на аутсорсинге, то оно, скорее всего, начнет обслуживать сразу несколько промышленных производств, обеспечивая еще более низкую себестоимость продукции.

Причем выгода поставок со стороны для крупного предприятия будет такова, что оно сможет, например, не модернизировать собственный технологический участок по выпуску аналогичной продукции и даже сократить его, направив средства, выделенные на переоснащение, на другие задачи.

– Как вам представляются перспективы малого промышленного бизнеса в свете последних событий? Что ждать руководителям SME от политики импортозамещения?

– Политика активного импортозамещения – это как раз то, что государству следовало сделать уже давно для защиты внутреннего рынка. Вот только один пример. Во всех международных крупных проектах России практически все оборудование и технологии, – зарубежные. В результате западные поставщики получают прибыль и технологический опыт. А мы не только теряем маржу обрабатывающей промышленности, но еще и расплачиваемся сырьем, оставаясь на том же уровне технологического развития. Проблема в том, что тогда под государственный заказ отбираются лучшие мировые поставщики в ущерб российским предприятиям, и это стало большой ошибкой. Приобретать лучшее европейское в ущерб своим производителям по ряду товаров было бы естественным для частного потребителя. Но правительство, которое принимает решение, основываясь на приоритете передовых (читай – зарубежных) технологий, занимает неправильную позицию с точки зрения развития собственной промышленности.

Я не сторонник открытого рынка и принятой модели участия во Всемирной торговой организации. Дело не только в том, что никто не просчитал экономическую модель вступления в ВТО, хотя это было бы несложно сделать. Опасность в том, что мы находимся в ситуации, когда российская промышленность не может открыто конкурировать с европейской, следовательно, внутренний рынок начнут заполнять импортные товары, а средства, полученные от экспорта нефти и газа, все равно придется перекладывать в промышленность, чтобы хоть как-то удержать ее на плаву и модернизировать.

Беларусь выбрала другую стратегию: защита внутреннего рынка за счет сверхвысоких пошлин на импорт любой продукции и государственной поддержки импортозамещения. В результате правительству удалось сохранить предприятия, не потерять подготовку производственных кадров, наладить кооперативные связи, обеспечить экспортные поставки техники, хотя там происходили и происходят те же самые процессы глобализации.

Поэтому сегодня, даже при наличии целого ряда уязвимых для санкций секторов экономики, импортозамещение в промышленности – счастливый билет для российских производителей, так как основной фактор, работающий на их конкурентоспособность, – это колоссальный рынок внутреннего потребления. На этот рынок из-за рубежа не претендует только ленивый.

Но если государство повернется лицом к своей продукции, то ему даже не придется решать маркетинговую проблему сбыта – здесь найдутся потребители любой промышленной продукции от той же высокоточной шестеренки до самолетов, лишь бы была сформирована доктрина на импортозамещение во всех отраслях. А рост заказов на внутреннем рынке на продукцию крупного бизнеса приведет к развитию, в том числе, малого бизнеса.

– Что, на ваш взгляд, следует предпринять российским промышленникам, чтобы обеспечить надежные перспективы для своих предприятий в условиях политики, направленной на модернизацию, импортозамещение и насыщение внутреннего рынка?

– Думаю, что эта политика, наоборот, позволит им расслабиться с позиций маркетинговой активности. Дело в том, что базовая политическая функция любого государства, начиная с первых успехов индустриализации, заключается в лоббировании любыми путями своего крупного бизнеса с его лучшими компетенциями на международном рынке.

В подобные маркетинговые функции как раз вкладывает немалые средства белорусское правительство, прекрасно понимая, что промышленники профессионально заниматься вопросами продвижения продукции на внешних рынках не умеют, у них другая задача на современном этапе – технологическая модернизация.

У нас в стране ситуация другая – государство отступило от интересов агрессивного лоббирования даже в отношении «бывших» госкорпораций. В итоге маркетинговая функция у промышленности «провисает». Сейчас с этим стало получше, но пока промышленный бизнес освоит искусство продаж, время может быть упущено. А насыщение огромного внутреннего рынка вряд ли потребует мощных маркетинговых усилий.

Беседовала Татьяна Рейтер

Журнал «Промышленно строительное обозрение» 159-160 Сентябрь 2014

Другие материалы по теме

X