жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Осень нашего импортозамещения

Осенью планируется завершить разработку Стратегии импортозамещения основных товаров в России. Эту задачу поставил перед правительством президент Владимир Путин во время пленарного заседания Петербургского международного экономического форума.

По мнению президента, национальный рынок надо вернуть отечественным предприятиям в таких отраслях, как производство программного обеспечения, радиоэлектронного оборудования, текстильной промышленности и продовольствия.

«Считаю необходимым в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве и уже к осени определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд будут закупаться исключительно или преимущественно у российских производителей или у компаний государств-членов Таможенного союза, – сказал Владимир Путин. – Уверен, что за счет модернизации промышленности, строительства новых предприятий, локализации конкурентного производства в России мы сможем, не нарушая норм международной торговли и не вводя каких-либо ограничений и барьеров, существенно сократить импорт по многим позициям, вернуть собственный рынок национальным производителям».

По мнению президента, замещение импортных материалов позволит экономике России ежегодно прибавлять 5-8%.

А экономисты говорят, что если рассматривать промышленность страны, то активизация процессов импортозамещения способна обеспечить 10-15% промышленного роста.

Также президент отметил, что политика импортозамещения будет проводиться в соответствии с нормами ВТО и обязательствами РФ перед партнерами по формирующемуся Евразийскому экономическому союзу. И заниматься поддержкой импортозамещения надо только в тех сферах, где это перспективно, где наша индустрия является конкурентоспособной.

В программу планируется заложить целый комплекс аспектов. В частности, для предприятий, которые производят товары для государственных и муниципальных нужд, будут предусмотрены меры государственной поддержки, создан специальный фонд развития отечественной промышленности.

По мнению министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, в ближайшие 2,5-3 года поставленные в программе цели будут реализованы, что обеспечит стране независимость от зарубежных поставщиков.

«Программа импортозамещения позволит российским предприятиям сформировать дополнительный объем производства на сумму более 30 млрд рублей ежегодно, начиная с 2015 года», – считает министр. По его информации, при общих предполагаемых затратах в 145 млрд рублей из бюджета на реализацию соответствующей программы, до 2020 года планируется выделить 23,5 млрд рублей.

Подхваченная мысль

В некоторых отраслях признаки импортозамещения начали проявляться до введения санкций. Так, в химической отрасли «Сибур холдинг» запустил в Тобольске производство полипропилена из продуктов переработки попутного нефтяного газа, мощностью до 500 000 т в год, позволяющее полностью отказаться от его импорта в Россию. Другой игрок рынка – «Газпром нефтехим Салават» к 2015 году планирует построить комплекс по производству пока ввозимой из-за рубежа акриловой кислоты и акрилатов, служащих основой для суперабсорбентов и дисперсий, используемых для выпуска средств гигиены.

ПоЦеремония открытия комплекса по производству полипропилена «Тобольск-Полимер»

Церемония открытия комплекса по производству полипропилена «Тобольск-Полимер»

Удачные примеры есть и в других отраслях. Так, в ОАО «ФСК ЕЭС» до 46% выросла доля закупаемого электротехнического оборудования отечественного производства. В Санкт-Петербурге ОАО «Силовые машины» в сотрудничестве с компанией Toshiba наладило и выпуск силовых трансформаторов. Много и других примеров, когда продукция получена в ходе взаимодействия отечественных и зарубежных компаний.

«Хорошо понимаю озабоченность иностранных бизнесменов, которые вложили в Россию сотни миллиардов долларов, завоевали здесь себе отличную репутацию, успешно работают в нашей стране, – говорит о таких проектах Владимир Путин. – Это представители инжиниринговых, машиностроительных компаний, для которых российские заказы были основным источником роста, или, например, европейской туриндустрии, которая во многом ориентирована на нашего потребителя».

Свое IТ ближе

В сфере ОПК особо остро стоит вопрос замещения импортной IТ-продукции. Программу импортозамещения для предприятий ОПК России должны разработать до конца 2014 года по поручению Правительства РФ Минпромторг и Минкомсвязи.

Министр связи РФ Николай Никифоров еще весной говорил о необходимости приступить к разработке плана перехода на отечественные продукты. В этом направлении уже проделана некоторая работа, в частности, создан отечественный процессор, а также мобильная операционная система, на доработку которой потребуется 5 лет.

«Первоочередная цель программы – обеспечение безопасности автоматизированных систем управления специального и военного назначения, а также технологических и производственных процессов, – заявил Николай Никифоров, выступая в Российском федеральном ядерном центре «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики».

Министр связи полагает, что некоторые российские разработки «могут быть доведены за один-два года до конкурентоспособного уровня. В связи этим он упоминал работы по созданию российских процессоров, в частности, отечественного микропроцессора «Эльбрус» производства компании МЦСТ.

Также речь шла о том, что возможно за пять лет разработать целый ряд платформенных решений – в том числе и ОС для мобильных устройств. Еще в 2012 году специалисты ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления» сообщали о разработке «Российской мобильной операционной системы» (РОМОС) на базе Android. Причем, в отличие от американского продукта, эта операционная система не передает данные с устройств третьим лицам.

В Минсвязи считают, что при разработке отечественных технологических решений необходимо ориентироваться на создание продукции международного уровня. Поскольку определенный ряд стран заинтересован в российских продуктах для их распространения на локальных рынках информационно-коммуникационных технологий.

Также Николай Никифоров сообщил о возможном отказе от применения американского ПО и оборудования в российских государственных структурах.

На прошедшем весной первом заседании совета главных конструкторов ИКТ ОПК также шла речь о необходимости импортозамещения. Представители ОПК отметили важность подобной деятельности, поскольку это «напрямую связано с обеспечением цифрового суверенитета и кибербезопасности России».

Вернуть композиты

Еще в восьмидесятых годах Россия занимала третье место в мире по применению композиционных материалов. Специалисты подсчитали, что хотя сейчас объем производства композиционных материалов в России оценивается десятками тысяч тонн, но он составляет всего лишь 0,3-0,5% от мирового рынка. Резкое падение спроса в последние двадцать лет на авиационную и оборонную продукцию практически затормозило развитие разработок в области полимерных связующих и армирующих волокон, наблюдавшееся в 1980-е годы.

Однако, по мнению специалистов, Россия может вернуть утраченное лидерство по применению в промышленности композиционных материалов. Пока внутренний спрос на них сдерживается отсутствием нормативных документов.

Планируется в среднесрочной перспективе возродить их производство и применение, а в перспективе – стать заметным мировым экспортером композитов.

«Производство композитов – один из перспективных секторов инновационной экономики, на него правительство возлагает особые надежды, – считает министр промышленности и торговли Денис Мантуров. – У нас в стране существует серьезный потенциал для развития этой отрасли, а также спрос на композитные материалы. Мировой рынок этих материалов стабильно развивается, в год отмечается рост в среднем на 5-7%. У нас композиты в основном используют в ЖКХ, транспортной инфраструктуре, авиации, космосе, энергетике. Но, к сожалению, потребление на душу населения композитных материалов в сравнении с другими развитыми странами у нас в 15 раз ниже».

В то же время в Европе, США и странах Азиатско-Тихоокеанского региона наблюдается бум в развитии композитной отрасли. Мировой рынок композиционных материалов на сегодняшний день оценивается в 12 млн т в год, и составляет около 30 трлн рублей. При этом потребление только мирового авиастроительного сектора составляет не менее 340 млрд рублей (около 1%). Ежегодно авиастроительные компании перерабатывают около 530 т (7% от мирового производства) углеродных волокон в виде препрегов и углеродных тканей и 330 т стеклянных волокон.

ООО «Силовые машины – Тошиба. Высоковольтные трансформаторы» посетил член cовета директоров Toshiba Corporation Фумио Мураока

ООО «Силовые машины – Тошиба. Высоковольтные трансформаторы»

посетил член cовета директоров Toshiba Corporation Фумио Мураока

Современные отечественные достижения в сфере производства композитов также связаны с авиастроением. В этом году будет открыт завод по созданию агрегатов из композиционных материалов для авиастроения «АэроКомпозит-Ульяновск», который станет одним из самых крупных и наиболее высокопроизводительных в мире. Благодаря высокому уровню автоматизации и использованию промышленных роботов, затраты на производство оцениваются в пять раз ниже по сравнению с подобными предприятиями Европы.

В Казани выпускаются композитные элементы механизации крыла, воздушные тормоза и прочее.

Есть прорывы и в других отраслях. Так, на ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» в Санкт-Петербурге завершается отработка технологии строительства первого в России пассажирского катамарана из углепластика на основе продукции ЗАО «Препрег-СКМ» ХК «Композит».

На «Уралвагонзаводе» с применением композитов создан не имеющий аналогов в мире вагон-хоппер из стеклопластика. За счет композита увеличен срок эксплуатации вагона с 22-х до 32 лет.

Поддержка оборонной отрасли

Особое внимание уделяется импортозамещению в оборонно-промышленном комплексе, где поставлена задача ускорения работы по максимальному переходу на отечественные материалы, комплектующие при производстве специальной техники и вооружений. Этой теме были посвящены несколько специальных совещаний.

«Мы договорились, что создадим некую рабочую карту, по которой будем двигаться, – говорил на одной из таких встреч Владимир Путин. – Вопросы, которые мы обсуждаем, – безусловно, ключевые вопросы военной, экономической безопасности России, нашей технологической и производственной независимости, технологического суверенитета. Наша задача – обезопасить себя от рисков невыполнения контрактов нашими иностранными партнерами, в том числе речь идет о рисках политического характера. Необходимо обеспечить надежные и своевременные поставки необходимых узлов и компонентов, строго следить за их качеством».


У руководителей страны нет сомнения, что отечественный промышленный потенциал позволит практически все виды продукции изготавливать у нас в стране. Остается лишь грамотно выстроить организационные мероприятия и рассчитать финансовые потоки.

«При всех сложностях, с которыми мы сталкиваемся, прежде всего, я имею в виду сейчас технологические сложности, – говорит Владимир Путин, – эти сложности в конечном итоге должны пойти нам на пользу, потому что мы должны развернуть собственное производство там, где его пока не было».

Строительство 150-местного пассажирского катамарана на ОАО «Средне-Невский судостроительный завод»

Строительство 150-местного пассажирского катамарана на ОАО «Средне-Невский судостроительный завод»

Разборки по отраслям

Есть сферы, где вопросы импортозамещения стоят особо остро. Так, по данным Министерства промышленности, сейчас Россия на 100 % зависит от импортных газотурбинных установок для фрегатов, корветов и других боевых кораблей. Отечественные газотурбинные установки, согласно программе импортозамещения, будут производить на рыбинском НПО «Сатурн», редукторы – на заводе «Звезда» в Санкт-Петербурге.

«Большой перечень комплектующих, их несколько тысяч, которые поставляются сегодня из-за рубежа, в частности с Украины, будет теперь производиться в России, – говорит Денис Мантуров. – Для российских предприятий – это достаточно хорошее подспорье, потому что, начиная с 2015 года ежегодный объем производства составит более 30 млрд рублей. По каким-то комплектующим процесс импортозамещения займет полгода, по другим – три года».

Еще в начале 2000-х годов российские предприятия были не в состоянии выпускать трубы большого диаметра (ТБД) для строительства магистральных газо- и нефтепроводов. Высокотехнологичную трубную продукцию «Газпром», «Транснефть» и нефтяники также были вынуждены закупать за рубежом. К началу 2008 года ситуация изменилась кардинальным образом, поскольку было создано современное отечественное производство ТБД по законченному циклу. Если в 2003 году «Газпром» закупал у российских производителей меньше половины труб, а остальное вынужден был импортировать, то в 2006-2007 годах на трубы российского производства пришлось уже более 75 % закупок, а к 2013 году – около 95 %.

Похожая ситуация была в секторе производства автомобильного металлического листа. В июле 2011 года на ММК была введена в эксплуатацию первая очередь комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. В июле 2012 года на ММК была введена в эксплуатацию вторая очередь комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества.

Важным со стратегической точки зрения является производство рельс. В июле 2013 года на Челябинском металлургическом комбинате был запущен универсальный рельсобалочный стан. Он производит железнодорожные рельсы с усиленными прочностными характеристиками для высокоскоростного движения. Производственная мощность стана – 1,1 млн т готовой продукции в год. Объем инвестиций – более 20 млрд рублей. Раньше в стране такую продукцию не производили, рельсы покупали за границей.

Лифтовые канаты также завозились из-за рубежа. В 2011 году на череповецкой площадке компании «Северсталь» была запущена новая канатная машина. Ввод в эксплуатацию нового оборудования позволил впервые в России изготовить лифтовые канаты по европейскому стандарту. По состоянию на 2013 год, в числе потребителей «Северсталь-метиза» основные российские лифтовые заводы – «Карачаровский механический завод» (КМЗ), «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ), «Пышминский лифтостроительный завод» и белорусский «Могилевлифтмаш».

Аналогичная картина сложилась в секторе производства железнодорожной техники – как поездной, так и тяговой. В последние советские годы по дорогам СССР массово ходили электропоезда, производимые за пределами РСФСР. Рижский вагоностроительный завод выпускал несколько моделей электропоездов, самым массовым из которых был ЭР2, их произведено в различных модификациях порядка 7000.

Сегодня в России разработаны и серийно производятся отечественные электропоезда различных моделей. Так, в 2013 году компания «Уральские локомотивы» завершила строительство завода выпускающего электропоезд «Ласточка» в Свердловской области, поселке Верхняя Пышма.

Импортозамещение химической продукции в России поможет стимулировать развитие производства многих строительных материалов. Так, в 2011 году рынок полипропилена в России вырос за год на 8 % и достиг почти 800 000 т, при этом за счет роста отечественного производства несколько снизилась доля импортных материалов. В 2012 году рынок полипропилена оставался дефицитным – было произведено свыше 660 000 т, при этом спрос превысил 880.

В апреле 2013 года в Омске состоялось открытие завода группы компаний «Титан» по производству полипропилена. Мощность завода – 180 000 т год. Завод выпускает импортозамещающую продукцию, которую можно использовать для производства строительных и отделочных материалов, труб и других изделий для нужд ЖКХ. Этот завод – единственное российское предприятие, способное выпускать около 100 марок полимерной продукции. Предприятие строилось семь лет, объем инвестиций в него превысил 11 млрд рублей.

В октябре 2013 года в Тюменской области открылся завод «Тобольск-Полимер». Он станет крупнейшим в России и войдет в тройку мировых производств полипропилена. По затратам на тонну выпускаемого полипропилена завод попадает в 10 % наиболее эффективных мировых мощностей. После выхода завода на полную мощность Россия превратится из импортера в экспортера базовых марок полипропилена.

И таких примеров множество, и в авиастроении, и в производстве оптоволокна, и в других секторах. Все эти сферы сейчас получили шанс укрепить свои позиции.

Подготовила Любовь Ежелева

Журнал «Промышленно строительное обозрение» 159-160 Сентябрь 2014

Другие материалы по теме

X