жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Необосновонный налог – путь к коррупции

Валерий Валентинович КАЛУГИНЫМ

– Валерий Валентинович, прошел ровно год с того момента, как мы беседовали с вами в прошлый раз. Что изменилось за это время в земельном законодательстве?

– Меняется и федеральное, и наше местное законодательство. К примеру, внесены изменения в Земельный кодекс, часть которых уже вступила в силу, а часть, касающаяся земельных отношений в субъектах федерации и муниципальных образованиях, начнет действовать с 1 марта 2015 года. Речь идет, как о введении в рыночный оборот неиспользуемых федеральных и муниципальных земельных участков, так и о значительном упрощении процедуры получения и оформления земель. Причем, нововведения касаются и юридических, и физических лиц. К примеру, без аукционов смогут получить землю льготники, нуждающиеся в земельных наделах для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства. Начальная цена участков в этом случае будет устанавливаться из кадастровой стоимости. Также получить землю без торгов удастся и юридическим лицам, если они решат строить социально значимые объекты – дороги, коммуникации, детские сады, больницы, спортивные площадки. Или же такие специфические сооружения, как электростанции, гидротехнические объекты, промышленные предприятия. В целом максимальное время, необходимое для предоставления земельного участка без торгов, должно сократиться для них до трех месяцев.

Думаю, что земельное законодательство будет развиваться и дальше в связи с тем, что мы, наконец, начинаем уделять серьезное внимание земельному хозяйству. Мне кажется, необходимо менять земельное законодательство с учетом социально-экономического развития, задач и целей, позволяющее при этом сохранить правовое регулирование, предусмотренное Земельным кодексом в части категорий земель. Прежде всего, чтобы участок стал гарантированной собственностью, неважно, государственной или частной, чтобы он легче запускался в оборот, с одной стороны, а с другой – чтобы у государства была более четкая возможность контроля за использованием земли. Это повысит эффективность и сохранность земельных ресурсов, что очень важно для экономики.

– Изменились ли функции Комитета за последний год?

– Я бы сказал, они пополнились. За период с июля 2013 года во исполнение федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Комитет наделен Правительством города следующими полномочиями:

– выдача разрешения на создание искусственного земельного участка на водных объектах;

– согласование проекта разрешения и заключение договора на создание искусственного земельного участка;

– принятие решения о создании согласительной комиссии по вопросу согласования проекта разрешения:

– инициирование создания искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части.

Например, в целях реализации схемы транспортного обслуживания Чемпионата мира по футболу 2018 года в Санкт-Петербурге необходим искусственный земельный участок в акватории Финского залива западнее Крестовского острова. И мы выступили инициатором создания этого земельного участка и получили разрешение в Невско-Ладожском бассейновом водном управлении.

Также постановление правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2014 № 257 наделило Комитет полномочием предоставлять в собственность дачным некоммерческим объединениям граждан земельные участки, которые относятся к имуществу общего пользования, находятся в собственности Санкт-Петербурга и расположены на территории Ленинградской области.

Еще одно новое полномочие связано с переходом на взимание налога на имущество от кадастровой стоимости. Нам поручено определить перечень объектов недвижимого имущества, которые будут облагаться новым налогом в следующем году, разместить его на нашем сайте и направить в электронном виде в налоговые органы.

– Все ли земельные участки в нашем регионе оформлены, как полагается?

– Нет, в городе порядка 30% земельных участков не оформлены. В их числе земля под заводами, жилыми домами, социальными учреждениями. Город выполняет топогеодезические и кадастровые работы за свой счет в отношении участков под социальной инфраструктурой, зелеными насаждениями контейнерными площадками и многоквартирными домами. В год оформляется примерно 7000-8000 земельных участков, не считая тех, которые сдаются в краткосрочную аренду. Это большая работа.

– Насколько эффективно используются земельные участки в Петербурге?

– Эффективность использования оформленных земельных участков зависит от функционала и соблюдения земельного законодательства. Бывает, земельные участки предоставлены под промышленное производство, а они используются под жилищное строительство и наоборот. Нередко под строительство жилья идут сельскохозяйственные угодья. В таких случаях эффективность, естественно, падает. А иногда земельный участок предоставляется под складскую деятельность, его десятую часть так и используют, а остальное придерживают, чтобы перепродать. И в этом случае понятно, что эффективность использования земельного участка низка. На правильном использовании земельного участка основана будущая его эффективность. Ну и налоги, конечно, играют важную роль. Налоговая политика очень важна для эффективности земельной политики. Так как у нас использование земли платное, налоги должны быть такими, чтобы с одной стороны наполнялся бюджет, а с другой – мог бы развиваться бизнес. Вот над этой золотой серединой мы как раз и работаем.

– В этом году прошла волна сносов многоквартирных домов, построенных на участках, выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Какие еще нарушения встречаются?

– Самое распространенное – самозахват земельных участков. Например, из 113 нарушений земельного законодательства, выявленных Комитетом за год (второе полугодие 2013 года и первое 2014-го) 95 нарушений связаны с использованием земельных участков без правоустанавливающих документов. Например, предоставляется земельный участок, допустим, площадью 1 гектар, а пользователь его немножко расширяет за счет расположенного рядом и пока пустующего участка. И при этом не очень понимает, за что его собираются наказывать. Ведь расположенный рядом участок свободен, туда сваливают мусор, или там болото, вот он и раздвигает заборы. К сожалению, такая культура землепользования сложилась в России, и мы хотим ее изменить. В цивилизованных странах подобное невозможно, а у нас эти нарушения носят массовый характер. Способствует нарушениям и то, что у нас в стране до сих пор не выстроен эффективный контроль за соблюдением земельного законодательства. Процедура выявления нарушения и привлечения нарушителя к ответственности очень долгая и, я бы сказал, беззубая, штрафы минимальны. Поэтому упомянутые заборы сносятся за бюджетный счет, а это дополнительные затраты. Поэтому процесс обычно затягивается, и такой контроль особой пользы не приносит. Более того, сегодня проверка земельного законодательства осуществляется исключительно в плановом порядке. В конце каждого года составляется план, в котором указано, кого из юридических лиц будут проверять в следующем году, и вывешивается на сайте в открытом доступе.

2,8 трлн рублей — стоимость актива в виде земельных участков в Санкт-Петербурге.

– А должно быть по-другому?

– Конечно. Сначала необходимо выявлять нарушение земельного законодательства, а потом уже выяснять, кого привлекать к ответственности. Я считаю, что надо менять подходы к земельному контролю в России, чтобы он стал эффективным, создавать более короткие административные процедуры, повышать штрафные ставки. Как, например, контролируется безопасность дорожного движения: остановил, выписал штраф. Коротко и эффективно. Надо идти в эту сторону, более простую и логичную. А пока процедура включает в себя десяток заседаний комиссии, несколько заседаний суда, а в итоге оштрафуем нарушителя на сумму от 500 до 5000 рублей. Ну и кто извлекает пользу от такого контроля? Разве что легко отделавшийся нарушитель. Свои предложения по улучшению системы контроля за нарушениями земельного законодательства мы уже направляли в федеральные органы власти, у нас есть понимание, как эту систему можно усовершенствовать, а процедуры сократить.

– Город предоставляет участки под ИЖС многодетным семьям. Сколько уже предоставлено? В каких районах? Участвует ли в этом Ленинградская область?

– Мы были наделены полномочиями по предоставлению земельных участков гражданам под ИЖС и раньше. К примеру, в 2012-2013 годы в собственность граждан, имеющих трех и более детей, были предоставлены 64 земельных участка для индивидуального жилищного строительства, расположенные на территории Красносельского, Петродворцового, Пушкинского, Колпинского и Приморского районов Санкт-Петербурга. А также 206 земельных участков для дачного строительства, расположенных в поселке Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области. Теперь же мы должны не просто предоставить земельный участок, но и выполнить проект планировки и межевания, распланировать дорожки и проезды, обеспечить обустройство этих проездов, обустройство мест общего пользования (спортивные площадки, площадки для отдыха и т. д.).

Адресная программа на 2014 год будет утверждена нашим Комитетом не позднее 02.09.2014 и опубликована на официальном сайте Комитета, где с нею смогут ознакомиться все заинтересованные многодетные граждане. В нее планируется включить более 1600 земельных участков для дачного строительства, расположенных в Ломоносовском районе Ленинградской области: в поселке Лебяжье, в деревнях Клясино и Заостровье, и более 40 земельных участков под ИЖС в Петродворцовом и Колпинском районах Санкт-Петербурга.

Кроме того, в рамках усиления мер социальной поддержки многодетных семей Санкт-Петербурга, с учетом имеющегося в Санкт-Петербурге дефицита земельных участков, пригодных для предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного или дачного строительства, Комитет подготовил проект Федерального закона о внесении изменений в статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации. Проект предполагает предоставлять гражданам указанной категории право по своему выбору либо бесплатно приобрести земельные участки, в том числе для индивидуального жилищного строительства, либо получить денежную выплату в размере, случаях и порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Указанный законопроект был одобрен Законодательным собранием Санкт-Петербурга и передан на рассмотрение в Государственную Думу.

Таким образом, в случае принятия указанного федерального закона у многодетных семей возникнет право на получение денежной компенсации вместо приобретения в собственность земельного участка.

С этого года в Петербурге действует региональный закон «О земельном налоге». Можете ли уже сейчас оценить его эффективность?

– Закон Санкт-Петербурга от 14.11.2012 № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге», устанавливающий дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования вступил в силу с 1 января 2013. А с 1 апреля нынешнего года действует увеличенная ставка этого налога – 1,5% вместо 1,25% для земельных участков под промышленными предприятиями. Необходимо отметить, что дифференциация ставок земельного налога стала возможной после проведенной в 2012 году кадастровой оценкой земельных участков, которая превышала кадастровую стоимость земельных участков, определенную в 2006 году, в несколько раз. Эффективность принятия нового закона можно оценить, сравнивая фактические поступления платежей земельного налога в бюджет. В 2011 году поступило 3,9 млрд рублей (101,4% к плану), в 2012 – 4,2 млрд рублей (101,4%), в 2013 – 5,5 млрд рублей (115,1%). По состоянию на 1 июля 2014 фактически в бюджет Санкт-Петербурга поступило более 2,8 млрд рублей, что составляет 44,1% от планируемых поступлений. Собственник начинает привыкать к новому налогу и это для всех хорошо, потому что налог стандартизирован и зависим от стоимости земли: если она падает, и налог становится ниже, если растет, налог растет соответственно. То есть это более справедливое и понятное налогообложение.

2,8 млрд рублей — платежей земельного налога пришло в бюджет СПб по состоянию на 1.07.2014 – 44,1% от планируемых поступлений

– С 2015 года планируется ввести налог на имущество, исчисленный от кадастровой стоимости. Кто подпадает под действие этого налога?

– Как я уже говорил, нашему Комитету переданы полномочия по определению перечня недвижимости, которая будет облагаться налогом на имущество, исходя из кадастровой стоимости. Федеральный закон 307-фз устанавливает этот налог для объектов 4 видов – офисная недвижимость, торговля, общепит, бытовые услуги. Хотел бы подчеркнуть, что в том или ином виде налог на имущество существует во всем мире. Он транслируется со всеми остальными налогами, которые приносят доход государству. У нас он тоже есть, но исчисляется из балансовой (остаточной) стоимости имущества. То есть, предприниматель платит за использование объекта недвижимости с учетом всей работы за год по тому остатку, который зафиксирован в балансовом отчете. Между тем, балансовая стоимость предприятия включает в себя остаток материалов, товаров, канцелярских принадлежностей, мебели, автомобилей и т. д. К этому стоит добавить, что имущественный налог на вновь построенное здание, НДС с которого собственник планирует вернуть, может быть гораздо более высоким, чем, если платить за это здание по кадастровой стоимости. Или наоборот. Возьмем здание в центре города, построенное 150-200 лет назад, из которого извлекается очень приличная прибыль. Но его балансовая стоимость составляет «три копейки». То есть, по действующему ныне налогу на имущество мы не чувствуем реальной ценности недвижимости. Получается, что недвижимость буквально «вырвана» из экономики, и единственный способ включить ее – перейти на налог от рыночной стоимости объекта. Только в этом случае мы сможем перейти на нормальный налог на имущество, и только в этом случае недвижимость по факту станет участвовать в экономике региона.

Я считаю, что пришло время задуматься о справедливом налогообложении. Если мы начнем говорить правду о налоге на имущество, нам придется пересмотреть и другие налоги, цифры нельзя брать «с потолка». Необоснованные налоги – это путь к коррупции.

– Каких еще новаций ждать петербуржцам от вашего Комитета?

– Комитет подготовил проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений и дополнений в постановление правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга». Данный проект разработан, во-первых, для того чтобы исключить дублирование проведения топогеодезических, кадастровых или землеустроительных работ в отношении одних и тех же земельных участков (территорий), что влечет излишнее расходование средств бюджета города. В связи с этим Проектом Комитет наделяется полномочиями на определение исполнителей упомянутых работ в отношении всех земельных участков, для которых данные работы должны быть выполнены за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, и объектов землеустройства.

Во-вторых, данный проект четко определяет Комитет в качестве исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного принимать ряд важных решений в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга. В частности – о разделах, объединениях, перераспределениях земельных участков, прошедших кадастровый учет; о формировании земельных участков при изменении их характеристик. Этот подзаконный акт должен наделить нас полномочиями подавать соответствующие заявления о государственном кадастровом учете в отношении таких земельных участков, а также заявления о кадастровом учете земельных участков при разграничении государственной собственности на землю.

По нашему мнению, принятие этого нормативного акта позволит существенно сократить сроки подготовки распоряжений об утверждении границ земельных участков, а также об образовании земельных участков. Кроме того, мы направили предложения по концентрации управления землей в одном исполнительном органе. Иными словами, мы хотим, чтобы все земельные вопросы были сконцентрированы в одних руках, что позволит снизить административные барьеры и упростить земельные взаимоотношения в регионе.

Лилиана Глазова

Другие материалы по теме

X