жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

На страже старины глубокой

 

НА СТРАЖЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

Пятилетка на поправки

В конце октября Владимир Путин подписал закон № 315-фз «О внесении изменений в федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Работа над этим нормативным актом продолжалась несколько лет. Документ представлял из себя очередной пакет поправок, который появился в декабре 2009 года (до этого изменения в закон вносились ежегодно, последние – в июле 2008 года) и моментально прошел первое чтение в Государственной Думе. Однако, по мнению экспертов, обновленный нормативный акт был явно направлен на разрушение всей логики действующего законодательства и мог привести к полному исчезновению большинства памятников старины. Солидарный и громкий протест экспертов, градозащитников и органов охраны наследия позволил остановить катастрофу.

В 2010 году при парламентском Комитете по культуре была образована экспертная рабочая группа, сумевшая фактически переписать законопроект в технике внесения поправок ко второму чтению. Компромиссный документ, преодолевший сопротивление сил, явно или скрыто заинтересованных в сохранении старой редакции закона, в итоге получил-таки положительное заключение Правового управления Государственной Думы. И в таком состоянии пролежал полтора года, после чего был вынут из анналов и в сокращенном варианте принят во втором и третьем чтениях буквально за неделю. И вот теперь, подписанный Президентом страны, вступил в силу.

Один из позитивных моментов закона – появление специальной статьи, посвященной территории памятника, которая присваивается теперь и выявленным, то есть ожидающим включения в реестр памятникам. Она обозначает территорию памятника, как границы особого правового режима, устанавливаемые по историческим основаниям, а не по данным современного земельного кадастра. Кроме того, изменился порядок выявления памятников. Теперь любой гражданин или организации могут рекомендовать объекты на государственную охрану без приложения акта государственной историко-культурной экспертизы.

Охранителям расширили полномочия

Органы охраны памятников субъектов РФ получили право устанавливать порядок и осуществлять региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной всех объектов культурного наследия (за исключением памятников федерального значения), включая выявленные. К предмету государственного надзора в сфере охраны культурного наследия (ОКН) дополнительно отнесен контроль за исполнением градостроительных регламентов в зонах охраны ОКН, с правом выдачи предписаний, направленных на пресечение нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны ОКН. При этом орган охраны памятников должен являться структурным подразделением высшего органа власти региона (правительства).

Бюджеты поучаствуют в сохранении

За счет бюджетов РФ, субъектов РФ, а также ОМС можно будет оказывать финансовую поддержку мероприятий по сохранению ОКН, находящихся в собственности религиозных организаций. Также установлены отдельные льготы, предоставляемые физическим и юридическим лицам при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Они передаются в аренду на 49 лет, в течение двух лет арендатор обязан завершить проектирование и в течение семи лет реставрацию памятника. Плата устанавливается по итогу аукциона. Важно, что передача объекта в субаренду до проведения реставрации (с выводом из аварийного состояния) запрещается. За нарушение порядка предоставления в аренду или условий содержания объекта арендатору грозит одностороннее досрочное прекращение договора аренды. Кстати, объект культурного наследия, содержащийся в ненадлежащем состоянии, может быть изъят и у собственника. А сумму выплаты определит суд, если не удастся договориться полюбовно.

Зона охраны ОКН

В закон включено понятие «объединенная зона охраны объектов культурного наследия», включающее в себя единую охранную зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности или единую зону охраняемого природного ландшафта, установленную в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде.

Также зафиксированы меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проектировании и проведении строительных и иных хозяйственных работ. В их числе:

– единые требования к деятельности в границах территории ОКН и особый режим использования участков, в границах памятника археологии;

– требование согласования с региональным органом охраны памятников разделов проектов строительных и иных хозяйственных работ о сохранении ОКН (плана археологических работ) с органами охраны памятников при работах на территориях ОКН и смежных участках (как правило, зона охраны ОКН);

– право органа охраны памятников выдавать предписание об остановке любых работ, которые могут ухудшить состояние ОКН;

– меры по обеспечению сохранности ОКН, включая разработку проекта обеспечения сохранности ОКН, либо плана проведения спасательных археологических работ определяются органом охраны ОКН;

– изменение проекта проведения работ, представляющих собой угрозу сохранности ОКН (в т.ч. выявленного), разработка проекта обеспечения их сохранности, проведение историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия, спасательные археологические полевые работы, а также работы по обеспечению сохранности указанных в настоящей статье объектов проводятся за счет средств заказчика указанных работ, технического заказчика (застройщика) объекта капитального строительства;

– любые работы по сохранению ОКН обусловлены техническим, авторским и государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Этот порядок распространяется и на выявленные объекты.

Специалистов аттестуют

Еще один важный момент: работы по консервации и реставрации ОКН (в том числе, выявленных) проводятся физическими лицами, аттестованными Министерством культуры РФ, состоящими в трудовых отношениях с лицами, имеющими лицензию на работы по сохранению ОКН.

Все документы по ОКН: заключение историко-культурной экспертизы, акты органов надзора, решения органов исполнительной власти подлежит обязательному размещению на официальных сайтах органов охраны объектов культурного наследия.

Поспешишь – людей насмешишь?

К сожалению, поспешность в принятии данного закона проявленная парламентариями, привела к тому, что работу над законом придется продолжить. Новая редакция по-прежнему не дает определения таких ключевых понятий охранной практики, как «предмет охраны» и «регенерация исторической среды». Кроме того, требуется разработка подзаконных актов, в частности, приказа Министерства культуры и региональных постановлений о порядке выявления памятников по рекомендациям физических и юридических лиц.

Комментарий:

Елена Медведева, директор Союза реставраторов Санкт-Петербурга:

– Новый закон вводит обязательную аттестация всех, кто трудится на реставрации объектов культурного наследия, и это, на мой взгляд, правильное решение. С 2012 года введена добровольная аттестация реставраторов, но, к сожалению, ею не спешили воспользоваться. В Европе специалисты без аттестации работать не могут. У нас же в некоторых профессиях даже образования не требовалось, например, на лесах могли работать штукатуры без образования, а теперь этого не будет. Конечно, реставраторы уникальной квалификации все друг друга знают. Тем не менее и им придется пройти необходимые процедуры, представить документ об образовании, портфолио (на каких объектах работал ранее), доказать свой профессионализм. Правда, пока непонятно, кто будет проводить аттестацию. До сих пор этим занималось Министерство культуры. Но не поедем же мы все в Москву. Необходимы специальные учебные центры в каждом регионе и порядок, который должен разработать Минкульт РФ.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Алексей КовалевАлексей Ковалев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член экспертной рабочей группы при Комитете по культуре ГД РФ:

– Закон 315-фз «О внесении изменений в федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» логичный, соответствует требованиям дня.

Сделана попытка привязать наше законодательство об объектах культурного наследия к смежным областям законодательства, прежде всего, к Гражданскому кодексу.

В нем заложено много хороших идей. Рабочая группа, членом которой я являюсь, трудилась достаточно долго, полностью переработав текст, который был принят в первом чтении. Я, фактически, написал половину текста. Но дело в том, что в июне текст закона без каких-либо консультаций со специалистами был коренным образом переделан в недрах Госдумы. И в таком виде пошел на голосование. В результате Совет Федерации наложил вето. Но, несмотря на нажим Совета Федерации, с документом произошли метаморфозы.

Во-первых, изменена система выявления объектов культурного наследия. Теперь, чтобы объект стал выявленным объектом культурного наследия, не требуется экспертиза. Достаточно обращения гражданина и каких-то исследовательских работ, проведенных органом охраны. Нет никакой формализации этого процесса, что может быть очень плохо. Я могу написать письмо в вольной форме, а орган охраны в течение 30 дней должен провести серьезную исследовательскую работу и принять решение. На это время все работы по объекту приостанавливаются. А потом я еще могу подать в суд, если меня не удовлетворит решение органа охраны. Постоянно все будет решаться в судах. Обоюдоострое оружие, позволяющее всякого рода злоупотребления, как со стороны органа охраны, так и со стороны градозащитников. Эту систему ввели без участия рабочей группы.

Во-вторых, они пытались убрать территории выявленных объектов. Попытка не удалась, так как Совет Федерации внес поправку в одну базовую позицию. Но по всему тексту встречаются двусмысленные моменты. Например, раньше было написано «капитальное строительство на территории объекта культурного наследия запрещено», а теперь: «капитальное строительство на территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещено». Возникает вопрос, а на территории выявленного объекта? Члены Совета Федерации добились того, что территория у выявленного объекта все-таки будет, но по всему тексту не вычеркнули дополнение «включенные в реестр», из-за чего и возникают вопросы.

В-третьих, включено очень опасное положение по поводу Градостроительного кодекса. Получилось своего рода двойное согласование. Органы охраны согласовывают работы на объекте культурного наследия в части реставрации, а в части несущих конструкций – согласование идет в соответствии с положениями Градостроительного кодекса. Получается, что согласование органов охраны не обязательно. Проводишь серьезную работу на памятнике охраны, а в органы охраны обращаться не обязательно. Так получается из текста. Те, кто поработал над документом, включили два безобразно написанных абзаца, которые могут быть очень опасны.

Кроме того, есть градостроительные нормы и правила, которые противоречат реставрационным нормам. В таких случаях должны действовать реставрационные нормы. А из закона это положение убрано. А если будут действовать общие нормы и правила, – это катастрофа для памятника.

Еще один момент – выявленные объекты не будут иметь кадастрового учета, потому что их вычеркнули оттуда. Между тем, выявленных объектов только по археологии в России 700 тысяч. И они не станут объектами кадастрового учета. Как вы себе это представляете?

Также изменилась система с охранными обязательствами. Наш текст уничтожили и написали, что не будет договора по соблюдению охранных обязательств. А договор предполагает неустойку. Между прочим, КГИОП сейчас взыскивает через суд большие суммы по неустойке за ненадлежащее исполнение договора. А теперь договор по исполнению охранных обязательств убрали. Это все следствие чудовищного «наезда» на этот закон.

Необходимо срочно вносить поправки. Они у меня уже готовы. Нужно, чтобы наши представители в ГД и СФ, в том числе Валентина Ивановна Матвиенко, внесли их и поддерживали во время обсуждения. Бандитизм с законом необходимо исправить. Текст лежал без движения с конца 2012 года. Он всех устраивал, получил положительное заключение правового управления ГД, но его затормозили и в последний момент поступили с ним самым кощунственным образом.

Охранное законодательство стран с богатым культурным наследием

Великобритания

Великобритания

В Великобритании первый специальный закон о памятниках старины был принят в 1882 году. Но единого законодательного акта об охране и использовании памятников истории и культуры до сих пор нет. В середине XX века были приняты законы, посвященные различным аспектам охраны памятников: законы о Национальном тресте 1907, 1919, 1937, 1939 и 1953 годах, законы о памятниках старины 1913 и 1931 годах, закон об исторических зданиях и памятниках старины 1953 года и другие. Основные положения, регулирующие данную сферу, содержатся еще в 14 законодательных актах.

Германия

Германия

В основном законе ФРГ (п.5 ст.74) устанавливается, что охрана немецкого культурного достояния является областью, так называемой конкурирующей законодательной компетенции, то есть ее регулирование относится к совместному ведению Федерации и отдельных земель. В Германии действует федеральный закон по охране культурного наследия, кроме того, в каждой земле Германии приняты законы по охране наследия, которые учитывают специфические черты по охране памятников и объектов природы в каждой земле. Специфической чертой охраны культурного наследия в Германии является то, что вместе с памятниками истории и культуры охраняются и памятники природы, которые представляют собой единый комплекс. Любые работы на объектах культурного наследия обязательно согласовываются с органами охраны наследия.

Франция

Франция

Это первая европейская страна, в которой на государственном уровне начали решать вопросы изучения и охраны культурных ценностей. В 1830 году во Франции появилась Генеральная инспекция по охране памятников, а в 1983 году ответственность за историко-культурное наследие была передана непосредственно в ведение коммун.

Согласно законодательству, к памятникам истории и культуры могут быть отнесены: здания, архитектурные ансамбли, движимые памятники искусства и культуры (картины, предметы прикладного искусства, коллекции книг или рукописей и т. д.) и так называемые естественные памятники (ландшафты, озера, реки, леса и т. д.). Вокруг охраняемого памятника (если это строение, ансамбль, ландшафт) может быть установлена охранная зона. На территории Франции было создано 76 охранных зон, представляющих центры исторических городов. Документация на охранную зону включает в себя карту, докладную записку и нормативный документ, где указаны ограничения, касающиеся сноса зданий и вырубки деревьев.

Охраняемые памятники не могут быть разрушены, перемещены, реставрированы, перестроены или достроены без специальной санкции министра по делам культуры. Сам же министр (через органы, ведающие охраной) может обязать собственника произвести реставрацию памятника.

Италия

Италия

Система законодательства Италии о памятниках истории и культуры претерпела существенные изменения в результате реформы, начатой в 1997 году законом от 8 октября 1997 года № 352 «Положение о культурных ценностях». Этот Закон предписал правительству в течение года со дня вступления Закона в силу принять законодательный декрет, содержащий единый текст, объединяющий и согласующий все нормативные положения по вопросам культурных ценностей и ценностей окружающей среды.

Законодательный декрет № 490 «Единый текст положения законодательства по вопросам культурных ценностей и ценностей окружающей среды», принятый 29 октября 1999 года, объединил и систематизировал разрозненные нормативные положения и упростил ряд процедур, предусмотренных законодательством.

В отдельную категорию охраняемых объектов выделены объекты недвижимости, обладающие свойствами природной красоты или геологической уникальностью, виллы, сады и парки, объекты недвижимости, составляющие характерный аспект, имеющий эстетическую и традиционную ценность.

Греция

Греция

Первый правовой акт, посвященный охране культурного наследия – «Закон о запрещении вывоза памятников искусства» был издан в Греции в 1834 году. Последний – закон «Об охране культурного наследия» – в июне 2002 года.

Согласно греческим законам, все древности, которые имеются где-либо в Греции (на государственной или частной земле, в реках, озерах и на морском дне), а также все объекты, возведенные начиная с эпохи раннего христианства и кончая падением Византии (1453 год н.э.) и являющиеся произведениями искусства, находятся в единственной и постоянной собственности и владении греческого государства.

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X