Проверка практикой (действие Техрегламента о пожарной безопасности)

Первые полтора года действия Технического регламента о требованиях пожарной безопасности выявили некоторые разногласия между нормативно-правовыми положениями документа и правоприменительной практикой.

03.03.2011 11:11:43 В центре противоречий оказались все участники строительного рынка – девелоперы, собственники недвижимости, проектировщики, строители.

Вступивший в силу с 1 мая 2009 года 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает принципиально новый подход к правовому регулированию в этой сфере.
Федеральный закон устанавливает обязательные минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты, зданиям, сооружениям и строениям. В развитие закона были разработаны и утверждены в установленном порядке 12 сводов правил и более 80 национальных стандартов, содержащих требования пожарной безопасности.
Своды правил и национальные стандарты по пожарной безопасности носят добровольный характер и являются нормативным документом обязательного исполнения только при указании их в декларации пожарной безопасности.
Благодаря принятому регламенту, качественно новый статус приобретают нормативные документы по пожарной безопасности, необходимые для реализации требований Технического регламента – национальные стандарты и своды правил.
Первые содержат требования к обеспечению пожарной безопасности конкретных объектов и технических средств, вторые – прописывают пути достижения результатов, предусмотренных ГОСТами.

Например, наиболее актуальным для проектировщиков систем безопасности является свод правил «Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» и первые три части этого документа: «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», «Системы оповещения и управления эвакуацией», «Системы отопления, вентиляции, кондиционирования и противодымной защиты».

По выбору собственника
В Техническом регламенте, как полагают законодатели, найден максимальный баланс между пожарным контролем и возможностью предприятий работать без бюрократического давления. Его особенность в том, что собственник объекта сам определяется с технологией пожарной безопасности таким образом, чтобы рассчитанный по специальной методике пожарный риск не превышал одну миллионную долю.
Предусмотрена также возможность широкого выбора собственником имущества форм оценки обеспечения пожарной безопасности. К ним относятся: аккредитация, аудит пожарной безопасности, государственный пожарный надзор, декларирование пожарной безопасности, исследования (испытания), подтверждение соответствия объектов защиты (продукции), приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности. Также собственник может сам определять порядок пожарного надзора за имуществом.
Закон ввел ряд новшеств: появились термины «оценка пожарного риска» и «допустимый уровень пожарного риска для определенной категорий объектов», введено понятие «декларация пожарной безопасности».
Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения безопасности объекта защиты.
В декларации пожарной безопасности собственник должен либо привести расчетные величины пожарных рисков, либо перечислить нормативные документы по пожарной безопасности, требования которых он обязуется выполнять.


Проблемы теории и практики
– С мая 2009 года проектные и строительные организации и Управление Госстройнадзора СПб приступили к выполнению положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Первый опыт их применения выявил проблемы, которые существенным образом снижают эффективность проведения проектирования, экспертизы проектной документации и осуществления пожарного надзора в рамках Государственного строительного надзора, – констатирует Денис Дегтярев, начальник сектора пожарного надзора Службы Государственного строительного надзора Санкт-Петербурга. – Возникшие проблемы, по нашему мнению, связаны с тем, что в Техническом регламенте установлены местами сложные, запутанные и неопределенные требования. Многочисленные формулировки закона, содержащие категории оценочного характера, а также двусмысленные неустоявшиеся термины и определения, могут различно трактоваться правоприменителями.
Одно из существенных отличий от ранее существовавшей нормативной базы заключается в том, что в Техническом регламенте время функционирования всех технических средств систем противопожарной защиты рассчитывается исходя из времени, необходимого как минимум для полной эвакуации всех людей в безопасное место.
Так, п. 3 ст. 51 регламента определяет цель создания противопожарной защиты объектов: системы пожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Реализуя названную норму, органы исполнительной власти, должностные лица пожарного надзора вольны применять любые решения по собственному усмотрению, поскольку в статье использована оценочная категория необходимого времени.

Есть неопределенность при реализации требований, указанных в ч. 2 ст. 54: системы пожарной сигнализации оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействия опасных факторов пожара могут привести к травматизму или гибели людей. По словам руководителя сектора пожарного надзора, сколько будет должностных лиц, принимающих решение по данному вопросу, столько будет и мнений, так как заранее с уверенностью сказать, приведет ли пожар в том или ином здании к гибели и травматизму людей, невозможно.
Аналогично следует рассматривать положение о средствах защиты, которые должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара. При этом продолжительность воздействия опасных факторов пожара на людей с помощью существующих методик не только сложно определить, но и точность полученных результатов можно поставить под сомнение.
Еще один пример связан с оснащением зданий, сооружений и строений автоматическими установками пожаротушения (ст. 61). Они необходимы в случае, когда ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, а также когда обслуживающий персонал находится в защищаемом здании или сооружении не круглосуточно.
– Эта позиция в законодательстве появилась впервые, – поясняет Денис Дегтярев. – Ранее она нигде не рассматривалась, так как любой специалист в области пожарной безопасности не возьмет на себя ответственность с точностью сказать, возможно или невозможно с помощью первичных средств пожаротушения на данном объекте потушить пожар.
Подобных примеров можно привести немало. Особенно много вопросов вызывает впервые закрепленное законодательством значение пожарного риска. В ст. 79 ч. 1 говорится о том, что «индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значения одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке».
Надо отметить, что МЧС РФ приказом № 382 от 30.06.09 утвердило методику определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов пожарной опасности, а приказом № 404 от 10.07.09 – методику определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах.
Но, по мнению проектировщиков, простого введения методик мало: надо научить пользоваться ими достаточно широкий круг лиц, участвующих в проектировании и строительстве зданий. Иначе складывается ситуация, когда при проектировании многофункциональных технически насыщенных зданий доказать расчетными методиками правильность проектных решений не всегда удается даже опытным специалистам.

Совместное законотворчество

Трудно сказать, насколько масштабными оказались изменения на рынке строительных материалов в связи с введением Технического регламента. Прежде всего, он затрагивает строящиеся и вводящиеся в эксплуатацию объекты, которых в посткризисных условиях не так много, чтобы можно было судить о кардинальных изменениях на рынке стройматериалов и конструкций.
Во-вторых, регламент указывает, что защита людей и имущества обеспечивается одним или несколькими из способов, перечисленных в ст. 52. Это могут быть и объемно-планировочные решения, и устройство безопасных эвакуационных путей, и использование технических средств (установка систем обнаружения, применение первичных средств и автоматических установок пожаротушения и др.).
Проектировщик также может руководствоваться применением строительных конструкций с требуемыми пределами огнестойкости и классами пожарной опасности или огнезащитных составов (антипиренов) и строительных облицовочных материалов для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций. То есть в условиях гибкого противопожарного нормирования возможна компенсация одних мероприятий другими для достижения требуемых значений пожарного риска.
Наконец, как признают специалисты МЧС, даже при четырехлетней подготовке такого всеобъемлющего документа, как технический регламент, затрагивающего многие узкоспециализированные сферы, отдельные детали зачастую остаются без должной проработки. Поэтому в законодательство о пожарной безопасности продолжают вносить корректировки: на сайте МЧС и ВНИИПО размещены проекты документов – от внутриведомственных приказов до сводов правил. Таким образом, все, что затрагивает интересы бизнеса и строительного рынка, сегодня вынесено на широкое публичное обсуждение, доступно для пожеланий и предложений.

Татьяна Рейтер


Точка зрения
Никита Демехин, исполнительный директор ТД «Гарант ПБ»:

–  С какими проблемами сегодня сталкивается бизнес при проектировании и строительстве? Прежде всего это касается устранения замечаний экспертизы по проектной документации. Зачастую невозможно выполнить многостраничные требования за отведенный срок, особенно если некоторые из замечаний требуют существенной переделки документации.
Вторая проблема возникает, если в ходе строительно-монтажных работ появляются отклонения от проекта – тогда устранение замечаний службы Госстройнадзора затягивает сроки сдачи объекта.
Выходом для проектных и строительных организаций может стать привлечение специализированных организаций или специалистов, имеющих достаточный опыт в обеспечении требований пожарной безопасности.
Они будут сопровождать проект от нулевой стадии до сдачи объекта в эксплуатацию, помогая избежать ошибок и необоснованных решений.
При этом специалисты смогут применить рациональные решения, которые минимально необходимы для выполнения требований Технического регламента и доказать их правоприменение в надзорных органах.
Все это поможет сэкономить средства на исправлении неверно принятых решений или чрезмерных мерах по обеспечению пожарной безопасности.

Другие материалы раздела:

Количество просмотров: 981

Жилой комплекс на Большевиков
^ Наверх
/js/script.js">