жк днепропетровская 37 квартиры

Строим Добро

Разделять и перерабатывать

С 2019 года в России заработает новая система обращения с коммунальными отходами. В рамках «мусорной» реформы региональные операторы получат полномочия по организации раздельного сбора ТКО. По мнению экспертов, регоператора судьба селективного сбора особо не взволнует, а вот коммерческий сектор не прочь на этом заработать, но хочет льготы.

Контейнеры
Фото: rmnt.ru

Тема раздельного сбора мусора регулярно всплывает в повестке отраслевых конференций, круглых столов экологов и СМИ. Но все новое – это хорошо забытое. Нелишним будет вспомнить, что эксперимент по селективному сбору бытовых отходов был запущен 15 лет назад в Петербурге в рамках экологических инициатив «Гринписа», но закончился фактически ничем. Это оказалось ненужным муниципалитетам, которые не очень понимали механизм внедрения новомодного движения. Управлять компаниями по раздельному сбору на местах регионам невыгодно, совсем другое дело, если речь идет о строительстве единого сортировочного комплекса или мусоросжигательного завода. Раздельный сбор оказался нужен лишь сознательной части горожан, экологам и рециклингу, поэтому его не закладывали в бюджеты региональных программ и в территориальные схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Затраты на раздельный сбор сегодня не покрывает прибыль от переработки, эта отрасль требует госдотаций, отмечают эксперты.

Буква закона

Формально ситуация сдвинулась с мертвой точки совсем недавно, после того как была анонсирована отраслевая реформа. Законодательно механизм раздельного сбора отходов вместе с терминами «региональный оператор» и «экологический сбор» был прописан в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в апреле 2014 года. Согласно закону с начала 2018 года в 40 российских регионах федералы запустили процесс активной подготовки к реформированию мусороперерабатывающей отрасли. Вторым этапом реформы запланировано внедрение раздельного сбора мусора, общефедеральный проект стартует в 2019 году, сразу после выбора региональных операторов и определения территориальных схем по обращению с ТКО.

Раздельное накопление отходов фактически дано на откуп региональному оператору и управляющим компаниям, которые слабо представляют, как его проводить

Минимизировать объемы захораниваемых отходов природопользователей с некоторых пор обязывает законодательство. В 2018 году вступили в силу два отраслевых документа: распоряжение Правительства РФ № 1589 и «Стратегия развития промышленности по обработке и утилизации отходов до 2030 года». Согласно первому документу в период 2018–2020 годов будет постепенно вводиться запрет на размещение на полигонах ТКО, в состав которых входят полезные компоненты – лом цветных и черных металлов, пластик, стекло, дерево, картон и т. д. Согласно стратегии к 2030 году доля ТКО, направляемых на сортировку, должна составить 80%. Для сравнения: в 2016 году доля мусоросортировки не превышала 8–9%.

По словам экспертов, проблемы в области мусоропереработки наметились после ввода в декабре 2017 года подписанного президентом № 503-ФЗ. Он внес очередные изменения в действующий закон, которые, по мнению экспертов, повлекли за собой ряд противоречий и дополнительную путаницу в деятельности отраслевых компаний.

В частности, смысловые трансформации в последних изменениях к федеральной норме касались способа обращения с мусором – зачем-то была прописана разница между привычным сбором и накоплением ТБО. Теперь деятельность по накоплению не подлежит лицензированию, государство признает в качестве бизнеса только «сбор отходов».

«Накопление может происходить в течение 11 месяцев, хотя по СанПиНу ТКО должны вывозиться в течение трех дней, получается противоречие, – пояснила руководитель общественного движения «Раздельный сбор» Татьяна НАГОРНАЯ. – Кроме того, введены понятия ТКО и отходов от использования товаров. В то же время упаковка подходит под оба этих определения, поэтому у управляющих компаний возникает дилемма: где собирать упаковку? ТКО можно хранить только на контейнерных площадках, и весь собранный мусор принадлежит региональному оператору. А если классифицировать упаковку как отходы от использованных товаров, то без всякого разрешения можно хранить ее в течение 11 месяцев в любом месте». По словам эксперта, отныне сбор ТБО включает не только накопление отходов, но и обработку, размещение и переработку мусора. Любые метаморфозы законодательства в нашей стране дают простор проверяющим органам, которые будут трактовать закон и любые разночтения в свою пользу.

Мусор
Фото: vsluh.ru

Более того, по мнению активистов, закон приводит отрасль к тому, что раздельное накопление отходов фактически дано на откуп региональному оператору и управляющим компаниям, которые слабо представляют, как его проводить.

«Региональный оператор, по сути, компания-перевозчик, и она заинтересована прежде всего в том, чтобы сохранить общий объем смешанных отходов, и морфология отходов, то есть процентный состав, не менялись, – комментирует Татьяна Нагорная. – Селективный сбор обедняет морфологию ТБО региональных операторов, таким образом, это противоречие не разрешается нашим федеральным законодательством, и цели регионального оператора не соответствуют целям государственной политики».

Производители тары зароптали

По данным аналитических агентств, более 40% выбросов СО2 образуется при утилизации тары и упаковочных материалов. Снижение вредного воздействия на окружающую среду и формирование рациональной системы обращения с этой категорией ТКО заложено в принятой правительством РФ концепции по снижению «углеродного следа». Хорошим подспорьем в этом может оказаться общефедеральная кампания по передаче ответственности за экологическое благополучие производителям пластиковой тары.

Одним из эффективных механизмов госрегулирования отрасли стала система так называемой расширенной ответственности производителя (РОП). Федеральный проект, ставший основным инструментом госдотирования мусороперерабатывающей отрасли, работает второй год. В соответствии с этим механизмом производители или импортеры обязаны выполнять нормативы по утилизации бытовых отходов от производимой продукции или уплачивать экологический сбор.

Подобные схемы неплохо зарекомендовали себя за рубежом, но в России утвержденные ставки экологического сбора составляют мизерную плату. В этой ситуации производителям легче заплатить, чем налаживать утилизацию выброшенной тары. К примеру, за тонну произведенных пластиковых бутылок предпринимателю нужно заплатить 3844 рубля. Поэтому зачастую крупные производители ПЭТ-бутылок ограничиваются просветительскими мероприятиями по обучению населения раздельному сбору отходов. По альтернативному пути самостоятельного сбора пошла пивоваренная компания «Балтика».

В рамках программы по раздельному сбору планировалось установить 100 контейнеров, но первоначальные затраты на их установку при большом сроке окупаемости пока не под силу одной организации

«В течение пяти лет мы развивали проект «Принеси пользу своему городу», выбрав путь самостоятельной утилизации отходов через развитие инфраструктуры сбора отходов и работу с отраслевыми операторами, – рассказала менеджер направления рециклинга пивоваренной компании «Балтика» Анна КАНАЕВА. – Проект охватывает более 22 городов РФ, где установлено более 2500 контейнеров для раздельного сбора отходов: в Санкт-Петербурге их порядка 170, в Ленобласти планируется установить 100, в Сибири и на Дальнем Востоке – около 500. Исходя из полученного опыта, мы считаем, что для стимулирования раздельного сбора важно закрепить на законодательном уровне ответственность органов власти и региональных операторов. Производителям необходимо предоставить льготные условия для размещения пунктов приема вторсырья, либо административно закрепленные, либо предоставленные на правах аренды. При установке контейнеров раздельного сбора на придомовых территориях очень важна согласованность действий ЖКХ с адресными программами и возможность предоставления мест для социальной рекламы по раздельному сбору».

Саженцы – за пачку газет

Прибыль от заготовки вторсырья и рециклиногового бизнеса – хороший мотиватор для развития раздельного сбора отходов (РСО). Поэтому рециклинг заинтересован в организации селективного сбора отходов. Об опыте петербургской компании «Рус Ресайклинг компани», располагающей тремя базовыми пунктами по приему вторсырья – на севере города, в Кировском и Красносельском районах, рассказала менеджер проекта по раздельному сбору отходов ООО «Рус Ресайклинг компани» Ольга СОКОЛОВА. Ежемесячно компания собирает более 5000 т макулатуры, стекла, ПЭТ-бутылок, пленок и упаковок. Контракты на поставку вторсырья заключены с крупными промышленными предприятиями, макулатуру поставляют на Светогорский ЦБК, завод «Кнауф», стеклянную крошку закупают литейные предприятия по выпуску бутылочной тары и стекловаты.

Инициатива оказалась чрезвычайно популярна среди организаций ЖКХ и управляющих компаний. В Санкт-Петербурге установлено 16 контейнеров-накопителей для макулатуры в Кировском, Красносельском и Московском районах, еще 14 будет установлено по адресным запросам управляющих компаний.

«В рамках программы по раздельному сбору планировалось установить 100 контейнеров, но первоначальные затраты на их установку при большом сроке окупаемости пока не под силу одной организации – один такой контейнер стоит порядка 30 000 рублей», – посетовала Ольга Соколова.

В компании уверены, что развитие РСО при таком обилии заявок должно идти с участием администраций. Это важно и для управляющих компаний: раздельный сбор снижает затраты на вывоз общих отходов.

«Мы подсчитали, что при установке контейнеров для различных фракций объем общих ТКО можно сократить до 40%, на практике управляющая компания может ежемесячно экономить до 30 000 рублей», – полагает представитель рециклинговой компании.

Дело регионов

Внедрение раздельного сбора – проблема не только больших городов, но и целых агломераций. В июне 2017 года на ПМЭФ правительствами Петербурга и Ленобласти было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере обращения ТКО, которое постановило оснащать все мусоровозы, въезжающие на территорию Ленобласти из города, спутниковыми трекерами со связью по системе ГЛОНАСС. Такая система позволит отслеживать потоки ТКО, а сортировкой городских отходов займется областной региональный оператор.

На сегодняшний день 90% ТКО, образованных в Санкт-Петербурге, размещаются на полигонах Ленинградской области, поэтому региональные власти всерьез озаботились созданием дополнительных сортировочных мощностей. Для сравнения начальник управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай БОРИСОВ привел такие данные: на территории Ленобласти ежегодно образуется более 700 000 т ТКО, с территории Петербурга транзитом свозится на областные полигоны 1 млн т таких отходов, то есть в полтора раза больше. По информации областного комитета, до конца года все полигоны по переработке областного мусора будут оборудованы сортировочными станциями для вовлечения в оборот выделенных полезных фракций. Городские отходы принимают сегодня пять полигонов, в течение полутора лет все эти полигоны тоже будут оснащены сортировкой.

Стоит признать, что Ленобласть во многом отстает от города в плане организации раздельного сбора ТКО на придомовых территориях. Однако первый шаг уже сделан: на территории Ленобласти организован раздельный сбор токсичных отходов первого-второго класса опасности – ртyтных ламп и градусников, батареек и красок. Одновременно транспортные компании приступили к внедрению на территории Ленобласти пилотных проектов по раздельному сбору. Более осмысленная работа начнется тогда, когда РСО окажется вписан в логистику мусороперевозчика.

Отметим, что буквально накануне Ленобласть выбрала своего регионального оператора, им ожидаемо стало АО «Управление по обращению с отходами Ленинградской области». В соответствии с соглашением, к полномочиям регионального оператора на 10-летний срок отнесены сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Ленинградской области самостоятельно или с привлечением третьих лиц. До 1 января 2019 года деятельность регионального оператора и всех участников «мусорного» рынка от собственников отходов до собственников полигонов свяжут типовые договоры.

СПРАВКА


По данным Минпромторга, более 90% объема ТКО сваливают на полигонах, лишь 5–7% идут на переработку: установленные государством тарифы покрывают лишь транспортировку и захоронение.


Нонна Цай

Другие материалы по теме

X