жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Новая система безопасности для ЛАЭС-2

строительство замещающих мощностей ЛАЭС-2Создание «ловушки», барьера безопасности нового типа, стало первым опытом в истории сооружения атомных электростанций. Детище СПбАЭП (Атомэнергопроект) было создано еще в 2001 году и с успехом апробировано на Тяньваньской АЭС в Китае. Она была введена в эксплуатацию в 2007 году и признана ведущими мировыми экспертами одной из самых надежных и безопасных АЭС в мире.
Барьер безопасности служит для локализации аварии и готов отразить все возможные и невозможные ситуации.
– Причиной особого отношения к противоаварийным системам и барьерам безопасности стала Чернобыльская авария, – пояснил директор филиала ОАО «СПбАЭП», генпроектировщика и генподрядчика ЛАЭС-2, в Сосновом Бору Сергей ЕГОРОВ. – Отраслевыми институтами были категорически пересмотрены концепции безопасности АЭС, типы энергоустановок, методы проектирования АЭС.

15–16% составляет сегодня доля атомной генерации в России.

До 20–25% планируется довести ее к 2020 г.

Второй модернизированный проект СПбАЭП с усиленными требованиями безопасности к энергообъекту запущен на Ленинградской АЭС-2. Параллельно с ним будет смонтирована «ловушка» на Нововоронежской АЭС. Все проекты «ловушек», сконструированных в СПбАЭП, удовлетворяют правилам и рекомендациям международных сообществ, эксплуатирующих организаций и надзорных ведомств. Любые неблагоприятные сценарии учтены проектировщиками: «ловушка» должна превратить катастрофу в управляемую ситуацию.
Когда начались стартовые работы по монтажу УЛР (устройства локализации расплава) и сверхмощный кран Manitowoc-18000 погрузил в котлован новенький агрегат, по форме напоминающий стакан, Сергей Егоров рассказал журналистам о назначении уникального оборудования.
– Устройство локализации расплава (так называемая «ловушка») предназначено для предотвращения выхода в открытое пространство продуктов деления при расплавлении топливной зоны корпуса реактора. Это гипотетическая ситуация, которая маловероятна и в действительности, может быть, никогда не сложится.
Сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть элементы «ловушки», которые впредь никогда не будут доступны для публичного обозрения. В шахту реактора загрузят корпус с опорами, в нем впоследствии будет производиться монтаж всех остальных элементов устройства. В итоге получится многоярусная конструкция, напоминающая пирамиду. Вскоре будет осуществляться приварка закладных деталей к опорам корпуса «ловушки». Монтаж первой консоли начнется в марте 2010 г. Далее будет смонтировано опорное кольцо, корпус, упорное кольцо и другие элементы конструкции.

Спецкран из Америки

строительство замещающих мощностей ЛАЭС-2Проведение уникальных работ объединило усилия всех участников строительства ЛАЭС-2. Подготовительный этап прокомментировал заместитель директора по капитальному строительству Дирекции строящейся ЛАЭС-2 Андрей ГАРУСОВ:
– Процессу монтажа предшествовала разработка транспортной схемы и подготовка маршрута для доставки крупногабаритного и тяжеловесного оборудования. Для этого пришлось провести реконструкцию причала в г. Сосновый Бор, устройство технологического моста через реку Коваш, укладку сверхпрочного асфальтового покрытия на трассах – оно должно выдерживать нагрузку до 38 тонн на ось и др. Когда все подготовительные работы были выполнены, с Балтийского завода пришла баржа с элементами «ловушки». И тогда мы увидели, насколько зависима стройка от капризов погоды. Ветра на заливе создали нагонную волну, уровень моря относительно причала поднялся настолько, что пришлось выполнить осадку баржи, чтобы произвести разгрузку элементов методом ро-ро. Вся операция по доставке элементов «ловушки» на стройплощадку заняла трое суток.
До этого выполнялись работы по устройству шахты реактора. Армирование конструкций вел трест «Гидромонтаж». Работы по бетонированию конструкций производились «Метростроем». Было выполнено устройство закладных, которые упираются в корпус «ловушки», работы по антикоррозийной защите шахты. Финальные работы по установке «ловушки» ведутся силами МСУ-90. Многолетний опыт реализации подобных проектов МСУ-90 позволяет нам надеяться, что монтаж будет произведен в полном соответствии с той технической документацией, которая была разработана и одобрена Дирекцией ЛАЭС-2.

Субподрядные организации в этот период также работали в пиковом режиме, говорит генеральный директор ЗАО «Концерн ТИТАН-2» Вадим РЯБОВ:
– Трудности на подготовительном этапе были связаны с приобретением кранового оборудования в предельно сжатые сроки. Изначально предполагалось, что кранами монтажные организации будет снабжать заказчик. Кранового оборудования требуемой мощности в сборке даже за океаном купить было невозможно. Нам был выделен срок в 1,5–2 месяца, в то время как заказывать такой кран у производителя нужно за полтора-два года. Мы приобрели аналог в Америке – заказали новенький гусеничный кран корпорации Manitowoc 18000. Перед самым монтажом «ловушки» мы получили разрешение «Ростехнадзора» на производство работ.

Хроника атомной стройки

Эксклюзивное интервью нашему журналу дал руководитель проекта ЛАЭС-2 ОАО «Атомэнергопром» Сергей ОНУФРИЕНКО.

– Сергей Викторович, объем финансирования по ЛАЭС-2 на 2009 год «Атомэнергопрома» составил 18 млрд руб. Были ли полностью освоены эти инвестиции, удалось ли соблюсти график?
– К концу года мы даже немного превысили эту цифру. Степень технической и технологической готовности всех строительных конструкций и оборудования позволяет нам провести текущие работы в срок. Есть определенная цепочка взаимоувязанных событий в ходе подготовки объектов, так называемый «критический путь». Успешное его прохождение говорит о том, что мы находимся в графике с точки зрения обеспечения своевременного пуска энергообъекта.

Помимо «ловушки» 2009 год был отмечен большим объемом выполненных работ по градирне № 1, по форме напоминающей римский амфитеатр. Ее изображение можно увидеть даже на аэрокосмических снимках. Сейчас строительство ведется по графику, но на начальном этапе были отклонения: тяжелые грунты потребовали использовать буронабивные сваи.
Со знаком «минус» строится второй энергоблок. Сроки за прошедший год были сдвинуты дважды – пуск энергоблока перенесен на 2016 г. Это сделано исходя из анализа энергопотребления, которое планируется в 2015–2016 годах. Фактическое отставание по выполнению работ составляет один год, остальное – проблемы бюджета. Однако отставание не должно привести к консервации и остановке работ.
Чтобы отставание по второму энергоблоку не привело к задержкам с пуском первого, решено установить ограждения физической защиты. Они позволят соблюдать режимы доступности на строящийся блок при введенном в эксплуатацию первом блоке.

– Подбор площадок для строительства энергоблоков № 3 и № 4 замещающих мощностей уже выполнен?
– Да. После рассмотрения материалов, подготовленных «Росатомом», межведомственная комиссия и Правительство РФ примут решение о выделении земельных участков. Подготовка проекта уже идет, но в связи со сдвигом строительства форсировать работы по 3-му и 4-му энергоблокам нет необходимости.

– Какие события произойдут на площадке в 2010 г.?
– В 2010 г. произойдет два события, сопоставимых с установкой «ловушки расплава». Это завершение строительства здания реактора и завершение этапа работ по турбинному отделению.
Принципиальное новшество в организации строительства – все наши подрядчики по всем строящимся объектам переходят в так называемые условия фиксированной цены.

Это означает, что финансирование будет происходить по факту сделанной работы. Заказчик переходит на принципиально новую систему оплаты работ по платежным этапам, каждый из которых соответствует знаковому событию на стройке. Таких этапов в 2010 г. будет порядка 150–200 – по поставкам оборудования, строймонтажу, проектно-изыскательским работам и др.

Нонна Цай

СПРАВКА

Устройство локализации расплава (УЛР) – это устройство, заполняемое специальным жертвенным материалом, которое позволяет исключить в случае гипотетической аварии вытекание расплавленного топлива и не дает возможность радиоактивности выйти за пределы защитной оболочки в окружающую среду.
Другая важная функция УЛР – обеспечение подкритичности расплава.
В случае аварии расплавленное топливо и обломки элементов конструкции реактора находятся в таких условиях в корпусе УЛР, при которых невозможно образование цепной реакции.

Другие материалы по теме

X