жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Наковальня кризиса

О том, какие уроки получили участники энергетического рынка по итогам этого сложного финансового года, какие выводы сделали – наш разговор с генеральным директором ГУП «ТЭК СПб» Александром ИСАЕВЫМ.

– Александр Васильевич, какие плюсы извлекают энергокомпании из кризисного периода, что позитивного привнес кризис в развитие энергетического рынка?

– Уходящий год заставил участников рынка в корне пересмотреть существовавшие ранее подходы к управлению экономикой предприятий. Уже по итогам первых месяцев стало очевидно, что зачастую компании жили не по средствам. В ГУП «ТЭК», в частности, мы выявили целый ряд статей расходов, от которых можно было безболезненно отказаться. Кризис стал серьезным испытанием для многих компаний. И далеко не все прошли этот тест на выживание.

Однако именно в этот период в стране возникли предпосылки для формирования по-настоящему конкурентной экономики: главным фактором успеха стала эффективность организаций. В идеале «очистительный огонь» кризиса должен повысить качество работы подрядных организаций и сделать более рациональной деятельность самих предприятий энергетического сектора.

– Расскажите подробнее о бизнес-стратегиях, которые компания выработала в этот период. Была реформирована финансовая политика?

– ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» кардинально пересмотрел свои издержки. Мы постарались минимизировать все расходы компании, напрямую не связанные с нашей производственной деятельностью. Начиная с экономного подхода к расходованию канцелярских принадлежностей, ограничения расходов на корпоративную сотовую связь и сокращения числа автомобилей руководителей среднего звена вплоть до пересмотра порядка закупочной деятельности и реализации непрофильных активов – неиспользуемых зданий, сооружений, помещений и земельных участков.

На фоне секвестрования городского бюджета и урезанного финансирования «ТЭК» сделал акцент на коммерческой деятельности. Прежде всего, это услуги по ремонту и эксплуатации систем теплоснабжения, предоставляемые третьим лицам, и консультационные услуги. Наш транспортный филиал ПОСММ сдает в аренду спецтехнику, оказывает услуги по ремонту автомобилей. В этом году заработает и, уверен, будет востребован окрасочно-сушильный комплекс для автотехники.

В то же время мы сконцентрировались и на повышении собираемости средств за тепло и горячую воду. Ведь долги абонентов в кризисный год достигли критических отметок. А для нас это главная статья дохода! И даже с поправкой на сезонность сегодня мы добились неплохого результата – в сравнении с летом сумма просроченных финансовых обязательств потребителей перед ГУП «ТЭК СПб» сократилась вдвое. На 80% уменьшилось число должников в жилом секторе. Хотелось бы, в свою очередь, поблагодарить районные администрации города и коллег из ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний за содействие по работе с должниками.

– Можно ли и на каком основании говорить о том, что устойчивость предприятий повысилась после экономических испытаний?

– Несомненно, выстоявшие в кризис компании извлекли из него нужные уроки и повысили свой «иммунитет» к экономическим потрясениям. В благополучное время, имея подобный опыт, они станут эффективнее, чем, скажем, в середине 2008 г., когда экономику страны еще не затронула волна лихорадившего Запад кризиса.

– Можно ли ожидать появления нового поколения менеджеров в энергетике, способных аккумулировать полученный опыт и адекватно использовать его в посткризисном экономическом пространстве?

– Руководство прошедших кризис организаций успешно сдало свой экзамен на профессионализм и эффективность. Приобретенный в этот год опыт уникален для любого управленца. Эти знания и навыки будут востребованы и в будущем.

И, несомненно, они позволят усилить позиции компании в посткризисное время.

– Что из приобретенного опыта может эффективно работать в более благополучные времена?

– Прежде всего кризис позволил по-новому прочувствовать значение таких слов, как «оптимизация» и «экономия».

А ведь и в финансово-спокойное время эти понятия занимают далеко не последнее место для успешности компании. Уходящий год лишний раз настойчиво напомнил всем участникам рынка, что постоянное развитие, совершенствование и движение вперед – единственный способ выстоять в период экономических потрясений и быть в обойме лучших в «мирное» время.

Подготовила Нонна Цай

Другие материалы по теме

X