жк днепропетровская 37 евротрешка

Экономия в законе

Новый закон об энергосбережении требует разработки и принятия около 50 подзаконных актов. Предыдущий закон от 1996 года также предусматривал не менее 20 подзаконных актов, но за все время его действия было выпущено всего шесть.

Ряд документов будет определять политику энергоэффективности и энергосбережения на ближайшие десятилетия. Это Федеральный закон 261 от 26.11.2009, разработанные с учетом положений нового закона План мероприятий и Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года. Энергетическая стратегия РФ до 2030 года. Первоначально реализация Программы, утвержденной в конце 2009 года, оценивалась в 300 млн руб.
Новый закон требует разработки и принятия около 50 подзаконных актов. Напомним, что предыдущий закон об энергосбережении от 1996 года также предусматривал не менее 20 подзаконных актов, но за все время его действия было выпущено всего шесть.
В рамках ФЗ «Об энергосбережении…» уже подготовлено 14 таких документов. К сожалению, отмечают в Комитете по энергетической политике РСПП, бизнес мало привлекался к этому законотворчеству, хотя и разработка нормативной базы, и создание инфраструктуры для обеспечения выполнения закона и программы требуют совместных усилий бизнеса и исполнительной власти на всех уровнях.

Сложность управления

Структура управления энергосбережением и повышением энергоэффективности - увеличитьПрограмма ЕС предполагает к 2020 году сокращение выброса парниковых газов на 20%, увеличение доли возобновляемой энергетики на 20%, повышение энергоэффективности на 20%.
Руководство Китая, например, заявило о сокращении к 2020 году выбросов углекислого газа на 40–45% по сравнению с 2005-м. В планах России – повышение энергоэффективности к этому сроку на 40%, а сокращение выбросов – на 20–25% по отношению к 1990 году.
Но если в Китае существует Госплан и действует система межотраслевых балансов, то в России, в отличие от СССР, таких инструментов управления экономикой нет.
Как следствие, выполнение некоторых пунктов из утвержденного в соответствии с законом «Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности РФ» отложено. Эксперты полагают: сбои в сроках показывают, что организационные и финансовые вопросы «растащены» по министерствам, и согласование по ним затягивается.
С другой стороны, ситуацию осложняет крайне низкая степень информационного обеспечения, отмечает Международное энергетическое агентство. Практически отсутствует система энергетического учета и статистики. Следовательно, нет реальных показателей, на которые можно было бы опираться, рассчитывая 40%-й уровень повышения энергоэффективности на ближайшее десятилетие.
Чтобы появилась объективная статистика по энергетике, как показывает зарубежная практика, нужны независимые информационные агентства, которые аккумулируют и делают общедоступной информацию об объемах производства энергии, ее нерациональных потерь при транспортировке, преобразовании и потреблении.
Квалифицированные и подробные сведения смогут служить ориентиром для мероприятий по сбережению водных, тепловых или электроэнергетических ресурсов на местном уровне.
Особенно, если учесть, что предлагаемая Правительством РФ структура управления энергосбережением и повышением энергоэффективности (см. рис.) предусматривает создание и реализацию типовых экономически оправданных проектов. Из новых структур в этой схеме в конце предыдущего года пока сформировано только ФГУ «Российское энергетическое агентство».

Плюсы и минусы для бизнеса

Главными пострадавшими от нового закона, похоже, станут производители ламп накаливания: уже через четыре года им придется полностью переквалифицироваться.
Зато в выигрыше окажутся производители и поставщики приборов учета электроэнергии, воды, тепла, природного газа, устройств и модемов для удаленного считывания показаний. А также многочисленные компании, оказывающие услуги по их продаже, установке и обслуживанию. Ведь закон требует оснастить многоквартирные дома общедомовыми и индивидуальными приборами в ближайшие два года.
Закон открывает также огромный рынок для компаний, занимающихся энергоаудитом и продажей оборудования для его проведения: к 2012 году каждое здание многоквартирного жилищного фонда будет в обязательном порядке снабжено энергетическим паспортом, который придется подтверждать каждые пять лет.
Та же процедура касается многочисленных предприятий с потреблением энергоресурсов от 10 млн руб. в год. А при существующих тарифах таковы затраты среднего производства с мощностью 300–500 кВт.
Обещает вырасти спрос на энергосберегающие материалы и технологии – ТИМ, окна и двери из ПВХ, экономичное котельное, насосное, электроприводное оборудование, светодиодные осветительные приборы, системы автоматизации инженерных систем и др.
Предполагается, что значительную долю на рынке товаров и услуг, связанных с энергоэффективностью, составят закупки государственных и муниципальных организаций и компаний. Перед ними начиная с января 2010 года стоит задача по снижению энергопотребления на 3% ежегодно в течение пяти лет, и одними энергосберегающими лампами ее не решить.

Варианты финансирования

Источниками финансирования планируемых мероприятий могут стать как федеральный и региональный бюджеты, если речь идет о целевых программах, так и привлеченные средства в виде инвестиционных кредитов.
Заявленные в ст. 27 направления и формы государственной поддержки содержат ряд преференций для предприятий и организаций, инвестирующих в энергосбережение. Это налоговое стимулирование, субсидирование, регулирование цен и тарифов, софинансирование энергосберегающих программ в регионах.
Кроме того, в законе упомянуто содействие в разработке и использовании технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, и в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности.
С принятием закона надежды возлагаются на энергосервисные контракты. Эти схемы позволяют за счет текущих платежей по тарифам в течение нескольких лет осуществить программу модернизации в области энергосбережения на предприятии или в пределах муниципалитета.
В этом случае инвестиционным капиталом выступают сэкономленные за счет ресурсосбережения средства. Но примеры использования энергосервисных договоров пока единичны.

– Возможными источниками финансирования могли бы стать фонды, созданные за счет энергетического налога, дифференцированного в соответствии с показателями энергоэффективности применяемых технологий и оборудования, – размышляет Виктор Иванов, руководитель рабочей группы по энергоэффективности и развитию ВЭ Комитета по энергетической политике РСПП. – Если комбинат по переработке гречки с еженедельными отходами шелухи в 5–7 тонн отказывается инвестировать в котельное оборудование, работающее на отходах, и экономить до 200 млн руб. энергозатрат, то его надо наказывать. Без дополнительных стимулов смысла в энергосберегающей программе нет.

– В Дании жесткие административные меры и штрафные санкции в течение двадцати лет были главным аргументом в пользу энергосбережения, – подтверждает Елена Кузнецова, генеральный директор ФКГ «Финская Консалтинговая Группа».
С конца 1990-х гг. до 2006 г. эта компания занималась проектами энергосбережения для муниципальных объектов с созданием инвестиционных фондов в ряде регионов.

Только в Петрозаводске за счет фонда приборами учета и термостатическими клапанами было оснащено около 100 объектов. Несмотря на мало- и среднезатратные мероприятия общей стоимостью $70–125 тыс., экономия только за первый год достигала 25–60%, а сроки окупаемости от 2,5 до 6 лет.
При этом за счет информационных мер потребление электроэнергии в зданиях школ сокращалось на 10%.
С середины прошлого года эта деятельность была возобновлена на основе «револьверных фондов». Являясь системным интегратором, ФКГ опирается на финансовую структуру, которая накапливает фонд и инвестирует средства в энергосберегающие мероприятия на одном из объектов.
Определенный процент сэкономленных за счет сбережения средств возвращается в фонд для финансирования следующего объекта и так далее. В качестве источников привлеченных средств рассматривается широкий спектр: международные и частные фонды, банки, госпрограммы, «углеродные кредиты».
Киотский протокол вступил в силу в феврале 2005 года после ратификации Россией и теряет силу уже в 2013 году. Россия еще не успела за это время выйти на рынок эмиссионных квот, поскольку не сформировала систему учета выбросов, предусмотренную протоколом. Но отдельным регионам это удалось.
– Реализация Киотского протокола на территории области началась в 2006 году, – рассказывает Сергей Рыков, директор Кировского областного ГУП «Агентство энергосбережения». – Для этого правительство области заключило с Датским энергетическим агентством соглашение до 2012 года с целью привлечения инвестиций за счет продажи квот на выбросы парниковых газов.
Завершение проекта по переводу котельных с угля и мазута на биомассу и природный газ позволит достичь сокращения выбросов в объеме 600–700 тонн угольного эквивалента. Расчетная сумма инвестиций – примерно 260 млн руб. Ожидаемая прибыль – около 400 млн руб.
Кроме того, десять лет назад в области был создан бюджетный фонд, насчитывающий сегодня около 200 млн руб. Лучшие энергосберегающие проекты отбираются на конкурсной основе и финансируются фондом на возвратной основе в виде беспроцентного займа сроком на два года. Так как заем возвращают за счет достигнутой экономии, то это очень эффективная схема.

Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X