жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Тепло от атома
Проект теплоснабжения от мощностей ЛАЭС-2

Совсем недавно широкой аудитории был представлен проект Невского филиала ОАО «ВНИПИэнергопром» (Санкт-Петербург), который газетчики уже успели окрестить «технической сенсацией». За тот промежуток времени, пока с ним знакомились Смольный, ЗакС, представители экологических организаций и экспертные комиссии, проект успел завоевать как ряд сторонников, так и оппозицию из ярых противников.

Суть разработки – в использовании бросового тепла от возводимых мощностей ЛАЭС-2 для отопления застроенных кварталов Петербурга и Ленобласти.
Революционная идея атомной теплофикации родилась еще в 80-х годах, но для ее реализации не хватало оборудования и инженерных разработок, стимула в виде цены на газ. Проекты теплофикации АЭС были в свое время заморожены в г. Горьком (Нижний Новгород) и в Архангельске. В Санкт-Петербурге разработками активно занимался Политехнический университет.
Благодаря появлению в серийном производстве сильфонных компенсаторов, которые позволяют в 4 раза сократить капитальные вложения в тепловую инфраструктуру, ситуация в корне изменилась. Проекты атомной когенерации стали реальностью, но реальностью спорной.

Греть атмосферу вредно

Новый проект «Росатома» по строительству замещающих мощностей ЛАЭС-2 предполагает, что при сгорании уранового топлива КПД самых безопасных в мире водо-водяных реакторов (ВВЭР) будет равен 34%. При этом утилизация бросового тепла, осуществляемая путем испарения через «мокрые» градирни, составит более 61 млн ГКал/год. Фактически это тепло выбрасывается в атмосферу: шесть градирен будут испарять в сутки около 200 тысяч кубометров пароводяной смеси и 330 тонн воды.

По проекту ЛАЭС-2 сброс концентрированных минерализованных стоков в акваторию Балтийского моря составит 64 млн тонн в год.
Об альтернативном проекте рассказал его руководитель, генеральный директор Невского филиала ОАО «ВНИПИэнергопром» (Санкт-Петербург) Владимир Ильич ШЛАПАКОВ:
– Мы предлагаем завернуть тепло не в градирню, а в котельную, и отдать его потребителю. Альтернативная система теплоснабжения от ЛАЭС-2 позволит обеспечивать 90% потребляемого тепла от котельных в течение года. Атомная станция способна выдавать базовую тепловую мощность в постоянном режиме в течение всего отопительного сезона.
А действующие котельные будут переведены в режим ожидания максимальных нагрузок, то есть в «пиковый» режим.

Проект предполагает строительство дополнительной инфраструктуры, органично вписывающейся в существующую систему теплотрасс.
– По предлагаемому нами проекту, к действующим котельным будет подведено четыре теплопровода. Две нитки тепломагистрали уйдут на север, две – на юг, – поясняет В. И. Шлапаков. – Подача тепла соответственно будет осуществляться от новой ЛАЭС в северную и южную части Петербурга и в его пригороды. Самые дальние точки – Гатчинский и Всеволожский районы.
Предполагается, что по этим районам прирост теплопотребления к 2025 г. составит 3600 ГКал, с потреблением газа в 2,8 млрд кубометров. То есть проблема поставки газа в перспективе усугубится.

Экономика проекта

По утверждению специалистов ВНИПИэнергопром, проект не требует дополнительных капиталовложений. Бюджетные инвестиции в развитие топливной инфраструктуры покроют все издержки. Более того, сокращение капиталовложений в строительство градирен на ЛАЭС-2 и расходы электроэнергии на циркуляцию охлаждающей воды значительно удешевит проект.

– Самый экономичный вариант проекта потребует инвестиций в размере 53 млрд рублей, самый затратный – 84 млрд рублей, – утверждает В. И. Шлапаков. – К слову, запланированные в бюджете Санкт-Петербурга капиталовложения только в развитие энергетики Санкт-Петербурга до 2025 г. превышают 100 млрд рублей. В среднем инвестиции в энергетику региона сократятся на 30%.
Срок окупаемости проекта может составить 2,6–2,8 лет. Сегодня удельные капвложения в котельные в среднем составляют 5–7 млн руб. на ГКал, в нашем проекте – 8,2–8,6 млн руб. на ГКал. Себестоимость транзита в нашем случае не превышает 67–76 руб. за ГКал, что сопоставимо с транзитом тепла в городских магистралях. Тариф отпуска тепла получается намного ниже – даже с учетом возврата инвестиций он сократится на 35%. За счет снижения убытков ЛАЭС-2 сможет сэкономить до 1,6 млрд рублей.
Однако начальник отдела перспективного развития организаций коммунального комплекса КЭИО Анатолий Владимирович ТАРАСОВ придерживается иного мнения:
– Только за счет внедрения новой системы тарифы не могут быть снижены на 35%. Большая часть средств, заложенных в тариф, идет на реконструкцию теплосетей. Независимо от нововведений, экономить на ремонте теплосетей невозможно. Эта статья расходов урезана не будет.
Проект кажется интересным, но технически трудно осуществимым и достаточно дорогим. Минимальные капиталовложения при обеспечении необходимой надежности и резервирования, которые определены только в части строительства тепломагистралей, составляют не менее 76 млрд рублей. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности более целесообразны и принесут не менее 30% экономии в промышленности, ЖКХ и энергетике. Хотелось бы подходить к этому проекту с точки зрения взвешенной оценки всех рисков.

Экологическая нота

Точку зрения экологов на проект обозначил председатель Совета ОБЭО «Зеленый мир» Олег Викторович БОДРОВ:
– Действующая ЛАЭС сбрасывает 67% отработанной воды в Финский залив. Последствия атомной генерации для экологии и экономики региона плачевны: в водозаборных сооружениях Ленинградской АЭС гибнет рыба, фактически разрушена инфраструктура рыбного промысла.

В проекте ЛАЭС-2 предполагается испарять через градирни 200 тысяч тонн воды в сутки из Финского залива. То есть вместо подогрева Финского залива мы будем греть атмосферу. Реализация данного проекта исключит выброс гигантского количества тепла и снизит потребность в заборе огромного количества воды.

Председатель правления СП «Экологический союз» Семен Михайлович ГАРДЫШЕВСКИЙ поддержал коллегу:
– Этим проектом мы предотвращаем сжигание 3–5 млрд тонн газа и выбросы продуктов его сжигания в атмосферу. Несмотря на сложность, проект несет в себе очень важный инновационный посыл – это хороший пример эколого-экономического подхода.

Экологический аспект в трактовке В. И. Шлапакова выглядит так:
– Согласно исследованиям «Энергоатома», в Петербурге остро стоит проблема возобновления кислорода. Он не успевает восстанавливаться в естественных условиях, большое количество его уходит при сжигании органического топлива на окисление продукта. Объем выбросов по котельным, переводимым в пиковый режим, по парниковым газам СО2 составляет 12 млн тонн в год, по окислам азота – 84 млн тонн в год.
Предлагаемый проект способен исключить 90% влияния ЛАЭС на окружающую среду. Помимо этого, выбросы окислов азота котельными города будут снижены с 8,4 до 1 тыс. т.

Однако КЭИО придерживается отрицательной позиции и в этом вопросе.
– Учитывая, что 84% оксидов азота СО2 составляют выбросы автотранспорта, сокращение выбросов от котельных на 88% даст нам общее сокращение выбросов СО2 всего лишь на 4%. По расчетам наших коллег из Комитета по природопользованию и экологии, только запрет на въезд в центр города автомобилей с типом двигателя, не соответствующим европейским стандартам, даст сокращение на 20%, то есть несоизмеримо больший эффект.
Энергетики, в свою очередь, видят просчеты с точки зрения энергетической безопасности и популярной сегодня философии децентрализации энергетики. Проект имеет очевидную уязвимость – стратегически неверно привязывать львиную долю тепло- и электроснабжения такого крупного мегаполиса, как Санкт-Петербург, к одному генерирующему источнику.

Подготовила Нонна Цай

В случае реализации проекта:

42% объема городского теплоснабжения в базовом режиме составит тепло от ЛАЭС-2.

5 млрд кубометров в год составит экономия газового топлива для Петербурга и Ленобласти. Это составляет 30 млрд рублей в денежном выражении.

До 80% увеличится КПД ЛАЭС-2.

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X