жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Дело местное. О специфике подземного строительства в Санкт-Петербурге

Судя по числу поврежденных зданий и долгостроев, положение дел с подземным строительством складывается не лучшим образом.

Современная архитектура

О развитии непростой ситуации рассказывает один из ведущих специалистов в области подземного строительства профессор, д.т.н., заведующий кафедрой ПГУПС Владимир УЛИЦКИЙ:

– 1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который распространяется на все этапы жизненного цикла зданий от проведения изыскательских работ и проектирования до сноса. В принципе, регламент написан достаточно грамотно, чего нельзя сказать о предыдущих подобных документах. Его довольно жесткие требования мы уже учли в новой редакции ТСН 50-302-2004 «Проектирование фундаментов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге», в определенной мере гармонизировав его с европейскими стандартами.

Но, к сожалению, наш региональный норматив остается практически единственным документом, регламентирующим сферу подземного строительства. Этого явно недостаточно, а ведь именно неполноценность нормативной базы и отсутствие должного контроля уже привело к целому ряду случаев разрушения зданий в исторической части Санкт-Петербурга.

Под завесой тайны

Я хорошо знаком с ситуацией на более-менее крупных объектах подземного строительства во многих странах мира. Но, увы, часто лишен информации о том, как обстоят дела на питерских стройплощадках. Меня туда попросту не пускают, прикрываясь коммерческой тайной, необходимостью защиты своих ноу-хау.

В большинстве случаев за «коммерческой тайной» стоит элементарное нежелание демонстрировать огрехи в работе, которые приводят к деформации соседних зданий.

Когда в свое время строили отель «Невский Палас», то, попав на объект, я сразу же почувствовал под ногами динамические колебания, превышающие предельные примерно в 10 раз. Предложил поставить датчики, однако некоторые ответственные чиновники буквально замахали на меня руками: «Как можно не доверять лучшим специалистам всемирно известной фирмы!» Кончилось тем, что три дома пришлось разобрать, а один рухнул сам по себе…

Еще один пример – торгово-развлекательный комплекс на Лиговском проспекте у Московского вокзала. С первых шагов было видно, что планируемые подземные технологии для этого объекта не подходят: их использование приведет к переминанию грунтов, в результате чего они станут структуронеустойчивыми. Но опять же сработал авторитет всеми уважаемой зарубежной фирмы, которая взялась за этот комплекс. К чему все это привело? Начали трещать здания, находившиеся в 45 метрах от места проведения работ.

За одну неделю работы со шнековыми сваями CFA «поплыли» два дома. Оба – памятники архитектуры! Что произошло? В первую сваю защитной стенки котлована физическим объемом 8 кубометров вошло именно это количество бетона, во вторую – 10, а в четвертую – уже 48… Таковы наши питерские слабые грунты! Все это, конечно, не могло не сказаться: два здания пришлось снести (№№26 и 32 по Лиговскому проспекту), а знаменитый дом Перцева (№44) имеет сейчас осадку 15 см.

Заграница не поможет

В этой ситуации можно было обойтись без негативных последствий. Надо было лишь работать по правилам. Следовало сделать, как это принято за рубежом, геотехническое обоснование для возводимых объектов с оценкой степени и зоны риска. Допустим, строили бы такое сооружение в Финляндии. В первую очередь заволновалось бы муниципальное управление, на территории которого планируется возводить этот объект. Пригласили бы уважаемого в этой области научного авторитета с командой расчетчиков для проведения экспертизы. Специалисты бы определили, подходит ли этот проект, какова зона риска (например, 30 или 50 метров), степень риска и т. д.

У нас не существует официальных определений для таких понятий, как зона риска и степень риска, на которых и базируются европейские нормативы. А ведь согласно общепринятой классификации строительства, Санкт-Петербург по пяти показателям (в том числе по грунтам) попадает в самую сложную категорию городов, зону повышенного риска. Казалось бы, надо научиться относиться к геотехническим вопросам с особым вниманием, особенно в историческом центре города.

В европейских нормах есть формулировка о том, что подземное строительство должно выполняться с учетом требований специальной логистики и опыта специалистов данного региона. У нас же авторитетами являются привлекаемые инофирмами-подрядчиками зарубежные специалисты, совершенно не знакомые с местными реалиями.

Дом Перцева, например, приезжал спасать профессор из Лондона. Он предложил предельно затратный проект стоимостью 2 млрд руб. по укреплению грунтов с помощью шахт. На это, естественно, никто не пошел. Ученый уехал, получив свои 25 тысяч долларов за консультацию.

В России есть целая группа высокопрофессиональных специалистов, которая в состоянии не только помочь в такого рода аварийных ситуациях, но и в корне предотвратить их, разработав необходимую нормативную базу. Для этого требуется определенная инициатива, и необязательно со стороны государства.

В той же Финляндии существует Союз землеройных компаний, аналог наших СРО. Наипервейшая его задача – нормирование деятельности по строительству подземных сооружений. Вторая – обучение специалистов и распространение передовых технологий. Этот Союз, например, заказывает университету города Хельсинки либо Институту технических проблем разработку нормативов, которые в дальнейшем должны неукоснительно выполнять все участники данного объединения. Наши СРО пока не готовы взяться за такую работу.

Шансы есть

В 1973 году, будучи в командировке, я присутствовал на заседании по обсуждению генплана Хельсинки. Тогда министр финансов Финляндии заявил: «Мы строим в столице подземный город, а это в том числе объект гражданской обороны. Государство не имеет возможности вкладывать средства в этот проект, поэтому мы должны создать «зеленую улицу» для частных инвесторов». Вернувшись домой, в одной из газет я опубликовал статью под названием «Финны – самые большие фантасты в мире». Но сейчас, когда наши северные соседи сумели воплотить практически все свои грандиозные проекты в жизнь, я понимаю, что ошибался.

Санкт-Петербургу жизненно необходим комплексный план развития подземного пространства. Принцип «каждой сестре – по одной серьге» просто опасен для нас.

Если мы возьмем проект строительства подземного комплекса под площадью Восстания, он имеет смысл лишь в общей увязке с метро, торговым комплексом «Стокманн», Московским вокзалом и ТРК на Лиговском проспекте. Мне же говорят, что так делать нельзя: торговые конкуренты посмотрят на это как на попытку переманить своих потенциальных покупателей.

В моем же понимании здесь на первом плане должна стоять реализация социально-государственной задачи по развитию транспортной инфраструктуры (метро, вокзал, перевод автомобильных потоков со Староневского и Лиговского проспектов в тоннели). И каждый инвестор, помимо реализации своих частных интересов, должен в то же время действовать в рамках, четко определенных госструктурами.

 В марте этого года после довольно долгого перерыва в нашем городе была вновь образована экспертно-консультационная комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при правительстве Санкт-Петербурга, в которой я являюсь заместителем председателя. Но говорить о перспективах ее работы рано – еще не состоялось ни одного заседания. Однако сам факт восстановления комиссии внушает определенный оптимизм – негативный ход борьбы с питерскими грунтами еще можно переломить в свою пользу.

Подготовил Валерий Чекалин

Справка

23 марта 2010 года губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко подписала постановление о создании городской экспертно-консультационной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при правительстве города.

В обязанности комиссии под председательством вице-губернатора Романа Филимонова входит рассмотрение проектов правовых актов, касающихся подземного строительства, фундаментостроения и геотехники, а также подготовка заключений по ним.

Комиссия имеет право приглашать на свои заседания представителей исполнительных органов власти города и, в свою очередь, направлять своих представителей на заседания городского правительства, а также создавать рабочие группы и смежные комиссии, привлекая к своей работе ученых, специалистов и экспертов.

Подготовил Валерий Чекалин

Другие материалы по теме

X