жк днепропетровская 37 евродвушка

Строим Добро

Дороги научат «объезжать» памятники

Город не хочет полностью отказываться от части дорог в новом генплане, проходящих по территориям объектов культурного наследия. Конфликт между историей и транспортом возьмутся разрешить петербургские парламентарии, рассматривающие блок предложений по корректировке трасс в обход памятников.

Автомобиль
Фото: pixabay.com

Возводить объекты капитального строительства на охраняемых территориях памятников культурного и исторического наследия запрещено законом. Однако в действующем генплане развития городских территорий до некоторых пор присутствовала целая дюжина объектов дорожной инфраструктуры, трассировка которых нарушает границы охраняемых государством объектов.

На мартовском заседании комиссии по внесению изменений в генплан был рассмотрен вопрос о проблемных дорожных объектах – их убрали из прилагаемого перечня. Но вовсе не потому, что они проблемные, а потому, что к 2021 году, в период реализации генплана, большинство из них построить просто не успеют. И все же в функциональных зонах коридоры под потенциальные трассы не тронули. Они так и остались в перспективных планах развития дорожной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Это означает, что в отдаленной перспективе город может вернуться к этим проектам.

В ответ на это градозащитники предложили устранить перекос, выйдя с инициативой по корректировке трасс. Как сообщил Stroypuls директор центра экспертиз «ЭКОМ» и эксперт постоянной комиссии Законодательного собрания по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Александр КАРПОВ, эксперты комиссии подготовили пакет сводных предложений по изменению трассировок будущих магистралей. Сейчас он направлен в профильные комитеты и в ближайшее время будет рассмотрен комиссией для вынесения на публичные слушания по корректировке генплана.

Изменить предполагается и прилегающую территорию Новоладожской и Пионерской улиц, отнесенную в действующем генплане к категории «У», то есть допускающую дальнейшее ее использование для строительства дорог и развязок

Берег левый

Суть предложений по корректировкам генплана в части развития дорожной инфраструктуры проста: пробитым по охраняемым зонам дорогам надо лишь аккуратно обойти конфликтные участки. В основном речь идет о парковых зонах и охраняемых государством памятниках культурного наследия.

Так, например, продление улицы Химиков до Капсюльного шоссе, заложенное в последней версии генплана, должно было пройти по акватории и береговой линии Охтинского разлива. Это нарушило бы целостность охраняемой территории «Водохранилища», входящего в состав ансамбля «Гидрокомплекс б. Охтинского порохового завода». Градозащитники посчитали целесообразным сместить проектируемую магистральную улицу параллельно к береговой линии так, чтобы минимизировать пересечение с водным объектом. Дополнительно предлагается внести в генплан два мостовых перехода на Капсюльном шоссе. Существующие переправы находятся в аварийном состоянии, и один из мостов уже обрушился.

С целью комплексного развития улично-дорожной сети и обеспечения транспортной доступности развиваемых территорий также предлагается внести в генплан мероприятия по реконструкции улицы Коммуны до проспекта Маршала Блюхера со строительством моста выше по течению от охраняемого объекта «Плотина». Это позволит организовать движение по двум полосам через плотину и по двум полосам по новой переправе.

Карта
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Градозащитники позаботились и об участниках дорожного движения. С целью равномерного распределения транспортных потоков, чтобы снять проблему перегруженности шоссе Революции, предлагается продлить проспект Маршала Блюхера до Капсюльного шоссе. Это также позволит организовать стыковку улицы Химиков с Капсюльным шоссе вне территории «Водохранилище».

Поскольку функциональное зонирование прилегающих территорий подразумевает редевелопмент промзон и строительство жилья, рекреационную зону вдоль водного объекта, в том числе на юго-восточном берегу, предлагается развивать не как санитарно-защитную, а как зону отдыха.

Еще один объект – «Магистраль № 15» и развязка с Петергофским шоссе, которую предлагается построить в тоннельном варианте. Улица Маршала Мерецкова может «нырнуть» под территорию объектов культурного наследия – ансамблей «Усадьба Миниха» и «Дача Макарова «Елизино». Это решение поддерживает КГИОП. На карте функциональных зон должна исчезнуть «белая полоска» зоны «У», а в Приложении 4-2 должен появиться знак «Протяженного тоннельного участка» будущей дороги.

Изменить предполагается и прилегающую территорию Новоладожской и Пионерской улиц, отнесенную в действующем генплане к категории «У», то есть допускающую дальнейшее ее использование для строительства дорог и развязок. На ней располагаются исторические здания, которые нельзя сносить в соответствии с законодательством. Эксперты предложили вывести историческую застройку и прилегающую к ней территорию из зоны «У».

По Магистрали No 7 было предложено исключить из проекта центральный участок дороги от улицы Карбышева до Удельного проспекта. Этот участок несет функцию исключительно транзитного коридора

Берег правый

Трассировка транспортного объекта под названием «Блан-Менильская развязка» затрагивает территории объектов культурного наследия (ОКН) «Английский парк», «Водоподводящая система» и «Военный госпиталь». По мнению общественников, соединение южной части Петергофа с Озерковой улицей, Блан-Менильской улицей, а также с бульваром Красных Курсантов невозможно из-за обширных территорий ОКН, на которых строить нельзя. Для обеспечения связи северной и южной части Петергофа было бы намного целесообразнее предусмотреть (взамен железнодорожного переезда на Петергофской улице) коридор для прохождения магистральной улицы по существующей Бобыльской дороге, продлив ее до Ораниенбаумского шоссе на севере и по путепроводу до Спортивной улицы на юге – в обход Английского парка. А соединение угла Озерковой и Блан-Менильской улиц с Университетским проспектом обозначить условным знаком «Протяженный тоннельный участок».

Планы Смольного по развитию улично-дорожной сети южных районов города включают обустройство переходов на пересечении Московского шоссе в Пушкине и железнодорожных путей Витебского направления. Для того чтобы построить переходы, потребовалось бы вторжение в охраняемые зоны сразу нескольких памятников – «Парк» (ансамбль «Отдельный парк»), «Сад» (ансамбль «Жилой дом»), «Историческая трасса Московской дороги», «Каменный мост» (ансамбль «Каменные мосты»). Вместо этого для повышения связности и плотности дорожной сети, вывода интенсивных потоков из зоны индивидуальной жилой застройки предлагается предусмотреть в генплане новую улицу-дублер Московского шоссе к северу от него.

Улица-дублер послужит для обслуживания территорий планируемой застройки. Пересечение ее с железнодорожными путями предлагается организовать таким образом, чтобы обеспечивать связь западной и восточной части Московского шоссе, а также Фильтровского шоссе с Железнодорожной улицей.

Карта
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Первый представленный вариант планировочного решения предполагает строительство кольцевого пересечения и путепровода над ним. Второй вариант – строительство автомобильного путепровода над железнодорожными съездами. Строительство городской магистрали с западной стороны железнодорожных линий Витебского направления на территории ОКН «Отдельный парк» исключено.

Участок левобережной набережной Невы от Володарского моста до истока Обводного канала предполагалось построить прямо через охраняемую территорию ОКН «Терраса у завода им. Ломоносова». Наличие такой зоны исключает возможность расширения проспекта Обуховской Обороны, а увеличение пропускной способности и дублирование этой магистрали на других участках не имеет смысла, пришли к выводу градозащитники.

Кроме того, левый берег Невы на этом участке – один из последних, где человек может выйти к воде. Для жителей Невского района – и не только для них – это важная действующая и перспективная рекреационная зона. Глупо убивать ее, превращая в очередную автомагистраль, тем более путем засыпки части русла Невы.

Магистраль раздора

Петербургские чиновники настаивали, чтобы в проекте генплана присутствовала пресловутая Магистраль № 7. Задуманная как магистраль непрерывного движения, автодорога является дублером проспекта Энгельса и Большого Сампсониевского проспекта, который протянется от Арсенальной набережной до Выборгского шоссе.

По Магистрали No 7 было предложено исключить из проекта центральный участок дороги от улицы Карбышева до Удельного проспекта. Этот участок несет функцию исключительно транзитного коридора

Проектируемая еще с советских времен, она заложена вблизи зеленых насаждений – Свердловского сада, Полюстровского сада, парка Лесотехнической академии, Ланского сада, Удельного парка. Магистраль затрагивает множество территорий памятников («Арсенал», «Комплекс Санкт-Петербургской женской исправительной тюрьмы», «Костел Святой Марии на Выборгском римско-католическом кладбище с территорией», «Институт Лесной (Академия лесотехническая)», «Вокзал железнодорожной станции Ланская», «Дом Ланских (комплекс с парком в границах от Б. Сампсониевского пр., 108, до пр. Энгельса, 6, и Октябрьской ж. д., с двумя прудами и оградой)», «Удельный парк», «Сквер при железнодорожной станции Удельная (планировочная структура, ценные насаждения)», «Удельное земледельческое училище (комплекс с территорией, парком)», «Дом призрения душевнобольных императора Александра III (комплекс с территорией, парком)», «Здание гимназии Бергман Общества распространения среднего и низшего образования (с садом)», «Железнодорожная станция Озерки», «Железнодорожная станция Шувалово, в том числе: вокзал, жилой дом, служебный корпус», «Железнодорожная станция Парголово, в том числе: вокзал, жилой дом, служебный корпус»). А близость к жилой застройке и в особенности прохождение через Удельный парк вызвало громкий общественный резонанс.

В итоге по Магистрали № 7 было предложено исключить из проекта центральный участок дороги от улицы Карбышева до Удельного проспекта. Этот участок несет функцию исключительно транзитного коридора северо-западного направления (которое уже обслуживается рядом существующих автомобильных дорог – ЗСД, Приморское и Скандинавское шоссе) и не является улицей. Стоимость его сооружения будет выше, чем у построенных и проектируемых сейчас платных магистралей, однако сделать проезд по нему платным экспертам не представляется возможным.

Карта
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Через Неву

Предложения по строительству моста через Неву в створе Арсенальной улицы и по обустройству Смольной и начала Воскресенской набережных в основном сводятся к изменению трассировок в обход исторической застройки.

Трасса северного подхода к мосту проходит через «Свердловский сад» и ОКН «Машинное здание с котельной и дымовой трубой» и «Служебное здание», входящие в охраняемый ансамбль «Комплекс построек водоподъемной станции Общества заречного водопровода». Также в данную зону попадают предположительно исторические здания по адресам: улица Комсомола, 1–3, литера Д, Арсенальная улица, 1, литера А, Кондратьевский проспект, 1, литера А. Трассировка мостового перехода, указанная в Генеральном плане, такова, что здание по адресу Арсенальная улица, 1, литера А, попадает в створ оси моста.

Южный подход к мосту представлен лишь подключением к Смольной набережной и обеспечивает связь с Центральным районом через существующие улицы с распределением потоков по Смольной набережной. Учитывая параметры моста и существующую загрузку Смольной набережной, такое решение, по мнению экспертов, недостаточно эффективно, так как не обеспечивает прямую связь моста с Центральным районом (только через Смольную набережную).

Последний подлежащий корректировке объект – новые магистральные улицы от набережной Обводного канала и от улицы Ивана Черных до Старо-Петергофского проспекта

Предлагаемая корректировка по соединению Аптекарской и Песочной набережных через акваторию Малой Невки и развязке в районе Каменноостровского моста носят более радикальный характер – эксперты предложили убрать эти объекты из акватории Малой Невки. Эффект от такого градостроительного решения не соответствует затратам: здесь потребуется возвести чрезвычайно сложное искусственное сооружение – тоннель закрытого типа либо подводный тоннель. А полученная таким образом транспортная связь сможет обслуживать преимущественно корреспонденции районного значения и для города в целом неактуальна.

Несмотря на то что город временно отказался от пробивки Новоизмайловского бульвара, от Новоизмайловского проспекта с выходом на набережную Обводного канала, в перспективных планах городская магистраль сохранилась. Трасса пересекает территорию объекта культурного наследия – дореволюционной постройки «Здание электростанции Санкт-Петербургской станции Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги» по адресу набережная Обводного канала, 118а, литера АЕ (кадастровый номер 78:32:7501А:16:39). А предусмотренное в генплане расширение Варшавского моста невозможно в связи с тем, что Варшавский мост является объектом культурного наследия регионального значения и для него недопустимо изменение параметров и внешнего облика.

Но если переклассифицировать эту улицу из магистральной улицы городского значения в улицу районного значения, коридор под нее окажется уже и не затронет исторический памятник. Поэтому эксперты предложили исключить участок (Измайловский бульвар) от набережной Обводного канала до Малой Митрофаньевской улицы, сохранив коридор для прохождения магистральной улицы районного значения. Аналогично предлагается поступить с магистральной улицей городского значения, огибающей здание бывшего Варшавского вокзала с востока (Варшавский проезд).

Карта
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Наконец, последний подлежащий корректировке объект – новые магистральные улицы от набережной Обводного канала и от улицы Ивана Черных до Старо-Петергофского проспекта.

С юга соединение планируемой городской улицы в створе улицы Красуцкого со Старо-Петергофским проспектом упирается в памятник «Комплекс построек Гальванопластического заведения герцога Лейхтенбергского (два производственных корпуса и каменная ограда)». Поэтому предложено исключить участок магистральной улицы городского значения от улицы Ивана Черных до Старо-Петергофского проспекта, а вместо него заложить зону для строительства магистральной улицы районного значения от улицы Ивана Черных до Сивкова переулка.

Нонна Цай

Другие материалы по теме

X