жк днепропетровская 37 студия 3.3

Юлия Лудинова: Если бы можно было «натянуть» рейтинг, наверное, сделали бы это раньше

Санкт-Петербург впервые за последние пять лет вошел в первую десятку Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, поднявшись вверх сразу на 13 ступеней. Заместитель руководителя Администрации Санкт-Петербурга – руководитель проектного офиса Юлия Лудинова рассказала, как город поднимался вверх по рейтингу и как власть мотивировала бизнес участвовать в опросах.

Юлия Лудинова

— При апробации Национального рейтинга в 2014 году, наш город оказался на предпоследнем месте по уровню инвестиционной привлекательности регионов, хотя объективно, инвесторы наш город оценивают высоко, почему так произошло, как вы думаете?

— Действительно, в 2014 году была впервые запущена процедура по оценке инвестиционной привлекательности климата в регионах. При этом оценивали тогда всего 21 субъект Российской Федерации, а формат сбора данных не был открытым. Но, главное, регионам не сообщили о новации. Мы узнали о том, что введен новый вид оценки деятельности регионов, только в момент объявления итогов рейтинга. В том, что Петербург занял предпоследнее место, я думаю, свою роль сыграли несколько факторов: телефонные опросы проводились в частном порядке. Как вы знаете, люди не всегда охотно принимают участие в опросах, особенно, если тема им не интересна или они в ней не очень хорошо разбираются. Руководство региона не имело представления о рейтинге, поэтому не могло провести какой-либо информационной работы.

И, повторюсь, формат опроса и методология оценки деятельности субъекта были не проработаны. Сами по себе понятия «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный климат» – не идентичны, организаторы рейтинга этого не учли, а респонденты, думаю, и вовсе об этом не задумывались. В итоге, мы получили то, что получили. Хотя, напомню, по показателям социально-экономического развития и привлечению инвестиций Санкт-Петербург и в тот период, и в последующем входил и входит в число лидеров. Но методология рейтинга предполагает не оценку потенциала и инвестиционно-экономических показателей конкретных результатов региона, она оценивает процессы, взаимоотношение власти и бизнеса.

После объявления итогов рейтинга губернатор поставил задачи и по улучшению инвестиционного климата, и по усилению работы с Агентством стратегических инициатив с целью изучения лучших практик регионов-победителей.

— Тем не менее, в последующие два года Северная столица не смогла войти и в двадцатку, в прошлом году оказалась на 17-ом месте. Что изменилось в инвестиционном климате города, ставшее решающим в улучшении показателей?

— Необходимо отметить, что Санкт-Петербург все эти годы постепенно улучшал свои позиции в рейтинге, что уже свидетельствует о постоянном улучшении инвестиционного климата. В 2014 году был создан штаб по снижению административных барьеров, его возглавил руководитель Администрации Губернатора — вице-губернатор Александр Николаевич Говорунов. Штаб во взаимодействии с бизнесом выявлял и принимал меры по устранению проблемных процедур, препятствующих нормальному развитию предпринимательства в городе. В связи с расширением поставленных задач и увеличением интереса бизнеса к деятельности Штаба в 2016 году Георгий Сергеевич принял решение лично его возглавить, а Штаб был переименован в «Штаб по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге».

Эффективная работа Штаба привела к тому, что в разы сократилось время, затрачиваемое предпринимателями на отдельные процедуры, были переработаны регламенты многих процедур, упрощающие порядок их оказания, предпринимательское сообщество стало активным участником процесса принятия решений по многим ключевым вопросам развития города.

И это дало свой результат: в 2017 году мы вошли в двадцатку, а в этом году совершили рекордный скачок. Это общий итог совместной работы за пять лет.

Кроме того, с 2015 года Санкт-Петербург, наряду с Москвой, стал объектом оценки инвестиционной привлекательности России по международному рейтингу Doing business, в рамках которого эксперты Всемирного банка дают рекомендации по мероприятиям, которые целесообразно реализовывать для улучшения условий ведения бизнеса, что также отразилось на состоянии инвестиционного климата.

— В этом году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов. Но такого успеха, как у Петербурга, пожалуй, не было ни у кого: город улучшил рейтинг на 13 пунктов. Насколько такая оценка объективна, на ваш взгляд?

— А вы как считаете? Все органы власти заинтересованы в эффективном взаимодействии с бизнесом и та задача, которая ставилась губернатором, свидетельствует: мы работаем не на рейтинг, мы работаем на улучшение условий ведения бизнеса, а рейтинг – это следствие наших действий. В этом году комплексная работа, наконец, дала ожидаемые результаты, — бизнес оценил инвестиционный климат высоко. Сегодня мы впереди и по показателям социально-экономического развития и по Национальному рейтингу. Совокупность этих оценок позволит в дальнейшем достигать еще больших и лучших результатов

-Однако в предпринимательской среде есть мнение, что результат «натянули»…

— Если бы можно было «натянуть» рейтинг, наверное, сделали бы это раньше. Методология не меняется уже который год. Поэтому говорить о каких-то «натяжках», по меньшей мере, уже запоздало. Конечно, предпринимательская деятельность без проблем не обходится. И задача Проектного офиса своевременно их выявлять и решать. И если отдельные предприниматели с недоверием относятся к результатам рейтинга, то, наверное, стоит обратить внимание, что рейтинг составляется в сравнении с другими регионами.

Возможно, петербургским предпринимателям, стоит изучить опыт других регионов и провести самим сравнительный анализ..

Конечно, у каждого рейтинга свой разработчик, со своим пониманием методики оценки и сравнений, и есть вероятность некоторого субъективизма, но, мы надеемся, что в этом случае все-таки такого не происходит. Безусловно, каждый участник рейтинга может быть недоволен данной ему оценкой. И не всегда можно до конца разобраться, почему дана та или иная оценка. Методология любого рейтинга закрыта. Результаты вывешены на сайте, но эксперты свои оценки не комментируют.

— Сколько предпринимателей участвовало в оценке инвестиционного климата города?

— Согласно данным АСИ, в Петербурге опрошено примерно 500 предпринимателей. С точки зрения социологов, говорят, это нормальная выборка. Во многих регионах это число меньше. Тем более, что, как я говорила выше, не все готовы отвечать. Сотрудники ВЦИОМ звонят по случайной выборке. И здесь город не может оказывать никакого влияния.

— В феврале на заседании экспертной группы вы попросили бизнес ответственно отнестись к заполнению анкет. Эта просьба сыграла свою роль?

— Допускаю, что сыграла. Это обращение было связано не с навязыванием экспертам какой-то позиции, а только с просьбой отнестись с пониманием к важности вопроса и уделить немного собственного времени для ответа на вопросы исследования. Раньше мы, действительно, не просили предпринимателей проявить активность в этом вопросе. Сейчас понимаем, что для города важно, чтобы бизнес участвовал в опросах. Тем более, экспертная группа состоит компетентных предпринимателей, имеющих необходимые квалификации для экспертной оценки по разным направлениям. Для города важно, чтобы в процедуре оценки участвовали профессионалы. Поэтому мы попросили экспертов, если им позвонят, найти время для ответа. Мы понимаем, что такой посыл важен. Теперь эксперты знают, что их мнение может сыграть роль в оценке города.

Расскажите, как оцениваются показатели, можно ли за счет резкого улучшения показателей в одном из них резко вырваться вперед.

— Всего в методике четыре направления показателей: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. Конечно, ухудшение результата по одному из них, ухудшает и рейтинг в целом. Петербург в целом набрал 274 балла. При этом на 19 баллов улучшились показатели в группе «Институты для бизнеса», что дало существенный прирост в рейтинге. Предприниматели отметили улучшение прямой связи с руководством города, работа единого окна по привлечению инвестиций на Московском проспекте была оценена по максимальному баллу.

Также существенный рывок в рейтинге Санкт-Петербурга произошел в части снижения административного давления на бизнес — на 30% сократилась коррупционная составляющая, и это не мои личные выводы, а оценка бизнеса. В целом, сегмент контрольно-надзорной деятельности в этом году значительно изменился. В первую, очередь, я считаю, что это связано с планомерной работой города по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности. В этом направлении у нас создана межведомственная рабочая группа, которую возглавляет Александр Говорунов. В нее входят представители всех контрольно-надзорных органов, как региональных, так и федеральных, что очень важно, так как федеральные службы региону не подчиняются. Задача этой рабочей группы — снижение излишнего давления на бизнес.

По направлению «регуляторная среда» прорывные показатели были достигнуты по срокам получения разрешения на строительство и подключения к электрическим сетям, так, на 30% (на 70 дней) сократился срок получения разрешений на строительство и с 80 до 50 дней — срок подключения к электричеству.

Выросли показатели и по поддержке малого предпринимательства, в частности, по работе институтов поддержки: бизнес-инкубаторов, технопарков, Особых экономических зон.

— Как вы лично оцениваете предпринимательский климат в городе?

-За два года работы в проектном офисе, могу сказать, что качество нашего взаимодействия с бизнесом серьезно поменялись. Когда мы начинали, к нам относились, не скрою, весьма скептически. Сейчас предприниматели принимают активное участие во многих наших проектах. При этом необходимо отметить, что особенностью Проектного офиса является то, что это структура, которая находится между государством и бизнесом. Мы никогда не встаем на ту или иную сторон, а рассматриваем вопрос с нескольких позиций.

Если у органов исполнительной власти задача выполнять поручения руководства, а у бизнеса другие задачи, то мы стараемся выявить проблему и найти пути ее решения: конструктивно оценить ситуацию совместно с органами власти и бизнесом, и предложить комплексные меры по улучшению. И только тогда диалог власти и бизнеса позволяет достигать позитивных результатов.

Особо хочу отметить: бизнес стал более открытым и компетентным. Если раньше все говорили только о проблемах, теперь приходят с предложением по их решению. И это важно, потому что предприниматели научились самостоятельно вырабатывать пути решения проблем, которые в дальнейшем намного проще реализовывать совместно. Когда любая проблема сопровождается предложением по ее решению, это повышает качество не только работы власти с бизнесом, но и уровень решений топ- менеджеров.

— На сайте АСИ предлагали подать апелляцию по результатам рейтинга, а также предложить изменения методики расчета. Воспользовались ли вы этим предложением и почему?

— Есть некоторые показатели в рейтинге, которые нам не очень понятны. Есть и вопросы по статистике, поскольку данные региональной и федеральной статистики почему-то расходятся. И мы свое мнение высказали. Но это нельзя назвать апелляцией. Апелляции Петербург никогда не подавал. Только предложения по совершенствованию методологии или доработке показателей, которые, как нам кажется, не в полной мере отражают ситуацию.

Кстати, за пять лет существования рейтинга ни по одной апелляции, которые подавали другие регионы, не принято положительного решения. И это понятно. Если рейтинг уже сформирован, то апелляцию может быть только в формате консультации или разъяснения отдельных положений методологии. Закон, как говорится, обратной силы не имеет.

 

Полный текст интервью читайте в следующем выпуске журнала «Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» ко Дню строителя

Другие материалы по теме

X