жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Три особенности переходного периода

Прошедший год, по мнению специалистов ФАС по Санкт-Петербургу, характеризуется ужесточением борьбы за госзаказ. В условиях кризиса это единственный стабильный источник финансовых ресурсов. В результате управление получило 1,5 тысяч жалоб, касающихся нарушения законодательства о размещении заказов, что в 2,2 раза больше, чем в 2008 году. Число выявленных в результате проверок нарушений в сфере закупок в 2009 году в 1,4 раза превысило показатель 2008 года и составило 729 случаев.

399 312 закупок было произведено за счет бюджетных ассигнований Санкт-Петербурга в 2009 г.

Более 216,8 млрд руб. составила общая сумма закупок.

11 млрд руб. составила экономия бюджетных средств.

Комитетом по строительству в рамках размещения государственного заказа в 2009 году произведено 1366 закупок (государственные контракты, договоры, дополнительные соглашения к ранее заключенным контрактам и т. д.) на общую сумму 47 562 281,9 тыс. рублей. Таким образом, сумма размещенного комитетом государственного заказа превысила аналогичный показатель за 2008 год на 10,5%.

Вновь заключено 578 государственных контрактов и договоров на общую сумму 20 196 261,4 тыс. рублей. Экономия бюджетных средств составила 2 569 749,238 тыс. рублей, или 11,7% от суммы начальной цены контрактов, что превышает аналогичные показатели за 2008 год (10,2%) и 2007 год (3%).

В 2010 году объем госзаказа по линии Комитета по строительству может составить 42 млрд рублей.

По данным председателя Комитета по строительству Вячеслава СЕМЕНЕНКО, в прошедшем году сохранилась тенденция приоритетного размещения государственного заказа путем проведения торгов в форме открытых конкурсов или аукционов и путем проведения запросов котировок.

Заказчиков становится больше

2010 год, по всей видимости, окажется нелегким как для государственных заказчиков, так и для поставщиков товаров и услуг. Запланировано слишком много нововведений.

Одно из важных новшеств связано с постановлением правительства Санкт-Петербурга, принятым 22 декабря 2009 г., которое наделило функциями госзаказчика все бюджетные учреждения города. Теперь бюджетным учреждениям (больницам, школам и т. п.) позволено самостоятельно размещать государственный заказ от планирования закупок до заключения государственного контракта и контроля за ходом его исполнения.

Второе нововведение – переход на электронные аукционы – будет внедряться поэтапно.

С 1 января 2010 года проведение электронных аукционов станет обязательным для федеральных заказчиков. Но только по тому перечню товаров, работ и услуг, который Правительство РФ утвердило 17 декабря 2009 года. С 1 июля федеральные заказчики обязаны будут проводить исключительно электронные аукционы на базе 5 общероссийских электронных площадок.

Для региональных и муниципальных заказчиков проведение электронных аукционов станет обязательным с 1 января 2011 года, в том числе и при размещении заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

По расчетам ФАС, электронные аукционы будут занимать около 70% от всех торгов по государственному заказу. На конкурсах по-прежнему будут размещаться заказы на выполнение творческих работ (в том числе НИОКР, проектирование).

В ФАС полагают, что электронные аукционы расширят количество участников, ликвидируют возможность ценового сговора подрядчиков и административного давления на участника аукциона со стороны заказчика, а также будут способствовать экономии бюджетных средств.

Переход на электронные аукционы сопряжен с полным отказом от механизма предквалификации. Что заново ставит вопрос о качестве выполнения госзаказа, в том числе в области строительства, капитального ремонта и т. п. С 23 августа 2009 года вступили в силу поправки, согласно которым на новых электронных аукционах страхование ответственности как форма обеспечения обязательств компаний по контракту применяться не может. При этом у заказчиков появилось право указывать в требованиях к проведению торгов, на какие риски и возможные убытки распространяется финансовое обеспечение, которое представляет компания.

Переход в виртуальный мир

25 февраля 2010 года в выставочном комплексе «Ленэкспо» открылась выставка-форум «Государственный заказ Санкт-Петербурга – 2010». На ней не были представлены ни стенды поставщиков, ни стенды государственных заказчиков. По сути, выставка открылась в виртуальном мире. Она будет действовать на отдельном сайте в сети Интернет на постоянной основе все 365 дней в году.

На сайте содержится информация о государственных заказчиках Санкт-Петербурга с указанием основных направлений и планов их закупок. Для поставщиков сайт предоставляет возможность размещать координаты, информацию о руководстве, основных направлениях деятельности, номенклатуре выпускаемой продукции с указанием ее технических характеристик и цен.

Выступая на форуме, вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил ОСИЕВСКИЙ выделил две особенности госзаказа 2010 года:

– В 2010 год произойдет децентрализация закупок. В Петербурге на два порядка увеличилось количество заказчиков – размещать заказ смогут 3000 организаций, а не 60, как было раньше. И хотя не все организации в состоянии будут грамотно подготовить техническое задание, условия конкурсных процедур и т. д., но это несомненный шаг вперед с точки зрения формирования конкурентной среды.

Состоится также переход к электронным формам проведения конкурсных процедур. Сейчас электронные аукционы проводятся только на сумму до 1 млн рублей. Но уже с 1 января 2011 года этот способ закупок будет основным.

Санкт-Петербург выбрал основного партнера для проведения электронных торгов – это Сбербанк, на базе которого создана электронная площадка.

Сейчас мы решаем технологические, юридические и организационные вопросы по налаживанию взаимодействия с их электронной системой. Переход требует четкой процедуры, четких регламентов. Должно произойти встраивание этого механизма в наши аппаратно-программные комплексы, в том числе бюджетный и др. Надеюсь, что трансформация пройдет плавно и гладко, но она потребует работы не только от комитета экономики, но и от всех участников процедуры.

Без допуска нет госзаказа

Пожалуй, еще в более сложном положении, чем другие поставщики товаров и услуг для государственных нужд, окажутся строители. Реформирование системы госзакупок накладывается в этом году на переход строительной отрасли к саморегулированию. Если раньше обязательным требованием госзаказчика было наличие у строительной организации лицензии, то сегодня требования изменились. Для участия в конкурсных процедурах требуется допуск, выданный саморегулируемой организацией. И не только он.

По словам заместителя председателя Комитета по строительству Елены КОВАЛЕНКО, наличие у участников конкурсов самого широкого спектра свидетельств о допуске к работам, к сожалению, еще не говорит о наличии у строительных организаций квалифицированных кадров.

– Допуски есть, а грамотные кадры отсутствуют, – говорит она. – Таким образом, существует вероятность того, что компания, не имеющая реальной возможности выполнить госконтракт, станет победителем конкурса.

Е. Коваленко обращает внимание на необходимость соблюдения требований, которые по закону о СРО должны служить основанием для выдачи свидетельств о допусках к тому или иному виду работ. Статья 55.5 Градостроительного кодекса обязывает СРО разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств, правила контроля за соблюдением стандартов качества, принятых организациями. А также обязывает утвердить документ, устанавливающий ответственность за неисполнение членами СРО различных требований и стандартов. Еще один нюанс – допуски должны быть на те виды работ, которые требуются по конкретному контракту.

К марту 2010 года только 3 СРО из 42 проинформировали Комитет по строительству о том, какими документами определяются их стандарты качества.

– Распорядители казенных средств будут тщательно проверять предъявляемые свидетельства и допуски, – заявляет Е. Коваленко.– Уже встречаются свидетельства, которые не выдавались СРО. Эти документы мы отправляем в прокуратуру.

Начальник методического отдела Комитета по строительству Игорь ШИКАЛОВ так комментирует тему качества работ по госзаказу:

– Мы, как все нормальные потребители, хотим купить хороший продукт. Как государственный заказчик мы обязаны это делать. Поэтому мы будем внимательно смотреть, какие допуски выдаются СРО, что представляют собой сами СРО. В декабре в городе было 42 СРО, из них 24 на сайтах не имели практически никакой информации о реестре членов, о выданных допусках. Мы, приняв ваши документы, обязаны зайти на сайт и проверить ту информацию, что вы нам представили. Нет информации на сайте – нет подтверждения. Соответственно, нет допуска к участию в госзаказе.

Подготовила Наталья Соколова

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X