жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

На основе аукциона

Букет дефектов

Прежде всего, с февраля этого года заказы на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту государственные и муниципальные заказчики могут размещать исключительно путем проведения аукционов. Единственным критерием при выборе подрядчиков в этом случае является минимальная цена

Вторым спорным моментом является положение ФЗ № 94, запрещающее проведение предквалификации в отношении участников тендеров.

Отсутствие информации не позволяет государственному заказчику судить о надежности той или иной компании и ее потенциале. А включать в состав конкурсной или аукционной документации дополнительные требования к участникам конкурсов и аукционов заказчик не имеет права.

Элементы квалификационного отбора могут применяться лишь при размещении контракта на сумму 50 млн рублей и более.

Это, как правило, федеральные проекты. Городские и муниципальные заказчики такой возможности лишены.

Этот недостаток отмечается и в методических разъяснениях о проведении госзакупок, выпущенных Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга 9 июня 2008 г. В документе, в частности, говорится, что аукцион создает трудности для привлечения к торгам квалифицированных подрядчиков, не учитывая опыт выполнения аналогичных работ, кадровые ресурсы, иные характеристики.

Еще один серьезный недостаток – возможность сговора между участниками аукциона, направленного на получение права заключить государственный контракт по начальной (максимальной) цене. Что не способствует эффективному расходованию бюджетных средств.

Иногда происходит обратное – необоснованное занижение стоимости контракта в результате спекулятивного демпинга. Это ведет к ухудшению качества либо невозможности исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту. Недаром специалисты настоятельно советуют госзаказчикам, если есть возможность, не использовать аукционную форму. Например, при размещении заказа на текущий ремонт.

Закон есть закон

Комментируя существующий порядок размещения госзаказа в сфере строительства, вице-губернатор Санкт-Петербурга А. И. ВАХМИСТРОВ отметил, что, безусловно, федеральный закон № 94 недостаточно продуманный.

– При проведении аукционов мы сталкиваемся с ситуациями, когда на аукцион приходят компании, не имеющие ни материальной, ни кадровой базы. Что касается полномасштабных строительных проектов, таких как строительство школы, жилого дома, театра и т. п., то здесь ситуация более благополучная. Это достаточно серьезный объем работы, и на такие объекты фирмы-однодневки или фирмы-новички, как правило, не идут.

А вот на работы, связанные с благоустройством, с ремонтом довольно часто приходят непонятные компании и путем поднятия руки снижают цены до 40 и более процентов. Да, мы радуемся экономии бюджетных средств, но иногда эта экономия выходит нам боком. Это и срыв сроков выполнения работ, и нарушение технологий, и низкое качество. Здесь уже в полный рост встают вопросы технического надзора.

Но мы обязаны выполнять закон, и мы его выполняем независимо от того, нравится он нам или нет. Изменить ситуацию можно только путем изменения законодательства. Я считаю, что мы могли бы воспользоваться опытом стран Евросоюза, где уже давно существуют отработанные стандарты проведения конкурсных процедур.

Есть Международная федерация инженеров-консультантов – FIDIC, основные усилия которой сконцентрированы на разработке типовых условий контрактов между участниками международных инвестиционных строительных процессов.

Было бы целесообразным проводить тендерные процедуры по стандартам FIDIC и тем самым выйти на вполне приемлемый международный уровень.

Наглядным примером того, как отличается европейский подход к выбору подрядчиков от российского, является Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС). Половина работ на этом объекте финансируется группой европейских банков, другая половина – за счет федерального бюджета. В первом случае все тендерные процедуры идут по FIDIC, во втором – по 94-ФЗ.

Когда мы обращаемся к представителям зарубежных компаний с предложением принять участие в наших аукционах, то они справедливо указывают на ограниченность наших критериев при определении победителя. «Учитывая лишь наименьшую цену, вы не смотрите наши предложения, не вникаете в технологию, как это делается в мире», – отвечают они.

Безусловно, аукционная система должна применяться при предоставлении инвесторам земельных участков, объектов недвижимости. Такие аукционы с успехом проводит Фонд имущества. Цена в этом случае является вполне адекватным критерием отбора. Но строить объекты путем аукциона, не предъявляя к подрядчику никаких требований по квалификации, это неправильно.

Правда статистики

К 19 августа в Петербурге было проведено 257 819 закупок на сумму свыше 175 млрд 364 млн 536 тыс. рублей. Из них 29 825 аукционов на сумму 24 млрд 169 млн 787 тыс. рублей.

Так, Комитет по строительству Санкт-Петербурга за 6 месяцев реализовал 94% от суммы бюджетных ассигнований, выделенных ему на размещение государственного заказа в 2008 году.

За этот период комитетом был размещен (и подготовлен к размещению) государственный заказ на общую сумму 43 185 179,8 тыс. рублей. При этом состоялось лишь 16 аукционов на сумму чуть более 1 млрд рублей.

Сумма размещенного в первом полугодии 2008 г. государственного заказа более чем в 3 раза превышает сумму за аналогичный период 2007 г.

По данным Комитета по строительству, наиболее значимыми являются контракты, заключенные по объектам Адресной инвестиционной программы на 2008 год.

В частности:

· выполнение работ по проектированию и комплексной застройке квартала 20 Юго-Западной части для государственных нужд Санкт-Петербурга на сумму 17 791 721 219,0 рублей;

· выполнение работ по проектированию и строительству жилых домов по адресу: СПЧ, квартал 58, корпуса 12 и 13, для государственных нужд Санкт-Петербурга на сумму 2 148 784 806,0 рублей;

· выполнение работ по проектированию и строительству инфекционной больницы на 600 коек по адресу: Южнее реки Волковки, квартал 47, для государственных нужд Санкт-Петербурга на сумму 3 461 164 540,0 рублей;

· выполнение работ по проектированию и реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта «Пулково» для государственных нужд Санкт-Петербурга на сумму 3 390 764 577,0 рублей;

· выполнение работ по проектированию и строительству жилых домов по адресу: Севернее улицы Новоселов, квартал 16, для государственных нужд Санкт-Петербурга на сумму 4 732 411 962,0 рублей и др.

Цитаты на тему

Роман ФИЛИМОНОВ, председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга:

– Я не согласен с тем, что крупные строительные компании не стремятся участвовать в госзаказах. Не стремятся крупные инвестиционные компании, а крупные строительные организации в наших конкурсах уже участвуют.

Например, ЗАО «СУ-155», занятое комплексной застройкой 20 квартала Юго-Западной Приморской части, или ЗАО ДСК «Блок».

К нам стали присоединяться так называемые компании-середнячки. Надо отметить такие строительные организации, как ООО «Вест-Компани», ЗАО «47 Трест», ЗАО «Инжстрой Санкт-Петербург».

Небольшое количество претендентов на конкурсах связано с планами строительных компаний. Как правило, к началу года планы у всех строительных организаций сверстаны.

Елена КОВАЛЕНКО, заместитель председателя комитета по строительству Санкт-Петербурга:

– Государство обязано обеспечить безопасность тех объектов, которые создаются по госзаказу для выполнения важных социальных функций – это жилые дома, школы, детские сады, поликлиники и т. д.

Другие материалы по теме

X