Актуальное

В союзе с бизнес-сообществами

– Михаил Юрьевич, какова в целом позиция РСС по отношению к госзаказу? Какова его роль в борьбе с коррупцией?

– В 2007 г. эксперты Российского союза строителей подготовили ряд предложений и поправок к федеральному закону № 94 о государственных закупках. Они должны поставить барьер, отсекающий участие в борьбе за госзаказ фирм-однодневок. Да и других претендентов, неспособных обеспечить качественное выполнение госзаказа. Пока они вмешиваются в соперничество с сильными и конкурентами. И бывает, оказываются впереди.

– Какие основные поправки вносит РСС?

– Прежде всего это ведение предквалификационного и квалификационного отбора участников конкурса по распределению подрядов. Предусматривается также возможность обеспечить участие представителей отраслевых союзов по профилю проведения конкурса в работе конкурсных комиссий с правом голоса.

На наш взгляд, следует обеспечить возможность участия экспертов представителей отраслевых союзов в работе рабочих групп с целью подготовки качественной тендерной документации, условий и порядка проведения конкурса (тендера).

И гарантировать внедрение процедур, обеспечивающих прозрачность и публичность порядка принятия решения и рассмотрения поступивших заявок.

А изменение приоритетов при принятии решения по выбору победителя с фактора наименьшей цены в пользу фактора обеспечения наивысшего качества, сроков и постгарантийных обязательств РСС считает обязательным.

– Как итог работы за 2007 год?

– Преодолев активное сопротивление Минэкономразвития, нам удалось обеспечить принятие ряда поправок. И они предусматривают необходимые нововведения.

Среди них:

· Применение предквалификационного отбора по наличию соответствующего опыта работ, сопоставимого с объемом финансирования, по которому проводится тендер. Для этого надо предоставить ранее выполненные контракты за последние 5 лет в объеме не менее 20% от объема финансирования по проводимому тендеру.

· По ряду видов реставрационной деятельности включены требования квалификационного отбора. В нем учитывается наличие квалифицированного персонала, материально-технической базы и сопоставимый опыт работы с предметным тендером.

· Внедрена форма открытого аукциона. В его рамках участники открыто и публично определяют конечную цену подряда и победителя в отличие от ранее существовавшего механизма. Что не позволит более в закрытом «интимном» режиме вскрывать конверты с предложениями участников тендера.

– Какова роль СРО в решении этих проблем?

– В 2008 г. РСС продолжает лоббировать ранее предлагаемые пункты с учетом частично принятых предложений. Существенным событием, которое может изменить ситуацию в сфере госзаказа, может стать внедрение саморегулирования. Ведь многие фирмы-пустышки, созданные при содействии или аффилированные чиновниками, порой легко получали доступ к проведению подрядных конкурсов и аукционов. И имели только лицензию, которую без труда приобретали у «посредников».

За последние годы вся система строительного госзаказа была забита такой «пеной» фирм-однодневок. Они с легкостью демпингуют на 20–30 процентов.

А иногда, как мне рассказывали в Петербурге, – и на все 70. Результат этой псевдоэкономии предсказуем.

Система СРО как система допуска на рынок более качественная. И с новым элементом материальной ответственности каждого СРО за работу своего члена. Это позволит навести в короткие сроки порядок в этой сфере.

Мы считаем, что в 2009 г. основой для участия в подрядных конкурсах станет не лицензия, а допуск СРО, выданный своему члену.

– А не появятся ли тогда закулисные махинации?

– Вряд ли кто сможет повлиять на общественную организацию – СРО. В ней будет сформирована суть профессиональной отраслевой круговой поруки. Недаром в ряде регионов к формированию системы СРО проявляют свой большой интерес региональные чиновники. Показательна ситуация в Челябинской области, где наш Союз строителей области создает отраслевое СРО. Там чиновники встревожились перспективой того, что «их» фирмы, работающие на госзаказе, не попадут в это создаваемое СРО.

– И какой они нашли выход?

– Решили образовать собственное объединение с перспективой стать СРО в строительстве. Мы против такой альтернативы!

– Какие нормативные документы определяют возможности углубления взаимодействия государства и других субъектов рынка?

– Основной нормативный документ – это 94-ФЗ. Роль строительного сообщества – проводить постоянный мониторинг за практикой реализации этого закона. И пытаться его оптимизировать под нужды строительного комплекса. Конечно, важна и роль регулирующего органа, который обеспечивает выпуск подзаконных актов и инструкций в сфере госзаказа – Минэкономразвития. Мы тесно работаем с нашими коллегами и пытаемся доводить до них специфику и нюансы именно строительного рынка в реализации госзаказа.

– Михаил Юрьевич, какими проблемами РСС и министерство заняты сейчас?

– Есть несколько таких вопросов. К примеру, единая система сметных норм и ценообразования в строительстве. Наиболее часто критикуемый элемент тендерной документации и есть проектно-сметная документация. Качество ее подготовки ниже среднего. А победителю чаще всего приходится ее перерабатывать.

Крайне важен и принцип единого нормирования в этой сфере. Ведь никто не отменял инфляционные процессы. Значит, стройка может занимать и год, и два, и три. Тут тоже есть что обсуждать.

Следует уточнить и процедуру принятия решения по выбору победителя. Это также регламентируется нормативными положениями и инструкциями. Мы предлагали применять принцип отсечения крайних ценовых предложений (самой высокой и самой низкой). Это будет заранее охлаждать «горячие головы» конкурсантов.

– Что могут сделать для достижения прозрачности рынка такие общественные организации, как РСС, в центре и на местах?

– Вести активную нормативную и законодательную работу. На местах очень важна работа по обобщению практики. Поскольку здесь надо понимать и интерес чиновника, который не может принимать субъективных решений и которому нужны качественные нормативные инструкции и положения. И это уже зависит от центра (Минэкономразвития). А обобщение этой практики и предложение регулирующему органу – обязанность РСС. Если же требуются изменения в сам закон, то РСС, отражая интересы всего строительного сообщества РФ, будет вести работу в ГД и СФ.

– Участвуют в этой работе региональные бизнес-сообщества?

– Для РСС такое сотрудничество принципиально важно. Без преувеличения скажу – региональная практика основа работы Союза.

– И какие регионы наиболее активны?

– В этом плане хотелось бы отметить активность ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» (президент М. В. Шубарев, гендиректор А. И. Белоусов). Назову и Союз специализированных инженерно-строительных компаний «Инжспецстрой» (президент А. В. Бобров, вице-президент Б. Б. Бутов). Там же, в Петербурге, большую помощь нам оказывает Союз инженеров-сметчиков (президент П. В. Горячкин).

В работе по корректировке госзаказа также принимают активное участие Союз строителей Московской области (гендиректор С. В. Кривошеин). Отличается активностью и Союз строителей (работодателей) Кубани (гендиректор А. В. Денисов).

Без их уникального опыта РСС трудно было бы определять и лоббировать многие инициативы, идущие с мест. Надеюсь, что это творческое сотрудничество принесет свои реальные плоды.

В том числе по совершенствованию работы с госзаказом.

Беседовал Валентин Воронов

Другие материалы по теме