жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

В. Семененко: госзаказ остается неизменным

Петербург ищет новые схемы для строительства социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для комплексной застройки территорий.

Чиновники, не ограничиваясь размещением госзаказа, подбирают для государства достойных партнеров среди бизнес-структур.

Уже три года объем финансирования госзаказа остается неизменным, говорит председатель Комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга Вячеслав Васильевич СЕМЕНЕНКО. Подробности о взаимоотношениях власти и бизнеса он изложил в интервью корреспонденту СГХ.

semenenko2.jpg– В 2009 году Петербург увеличил объем государственного заказа в сфере строительства. Это было названо антикризисной мерой. Будет ли Смольный снижать государственный заказ в связи с выходом инвестиционного строительного комплекса из кризиса?

– Объем финансирования адресной программы Комитета по строительству не меняется уже три года, оставаясь на уровне 30 млрд рублей. И в 2011 году он также не изменился. Резкое увеличение госзаказа в 2009–2010 гг. связано с выполнением программы предоставления квартир ветеранам в рамках Указа Президента РФ. Мы подсчитали, что в течение последних двух лет на реализацию жилищной программы по обеспечению жильем ветеранов, создание комфортной среды обитания для новоселов (благоуст­ройство, инженерную инфраструктуру, транспортное развитие) из регионального и федерального бюджетов поступило более 20 млрд рублей. Госзаказ, размещенный в рамках различных федеральных и городских программ, действительно серьезно поддержал инвестиционно-строительный комплекс.

– Сегодня много говорят об использовании механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Город уже определился, что, когда и в каком объеме будет строить на партнерских началах?

– Надо иметь в виду, что ГЧП, в отличие от госзаказа, не является прямой формой поддержки бизнеса. При размещении государственного заказа мы на конкурсной основе определяем подрядчика, гарантируя госконтрактом оплату его работы. А если задействован механизм ГЧП, мы ищем партнеров по софинансированию, разделяя риски по проекту с бизнесом.

Да, город намерен активно использовать механизм государственно-частного партнерства для строительства социальных объектов – поликлиник, школ, детских садов, спортивных сооружений и т. д. Потребность в привлечении новых форм финансирования со снижением нагрузки на бюджет диктуется необходимостью активного развития Петербурга и ограниченностью возможностей город­ского бюджета. Если раньше в основном велось точечное строительство, то сегодня идет развитие больших территорий. Насыщение новых жилых кварталов социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой требует огромных вложений. Несмотря на достаточно хорошую динамику роста доходной части бюджета (ожидается, что в 2011 году она продолжится), только за счет городских средств синхронного обеспечения новых городских территорий социальной инфраструктурой не удастся достичь.

Первый конкурс был объявлен в конце прошлого года. Инвесторам предложено поучаствовать в строительстве двух дет­ских садов и двух школ в г. Пушкине. Это наш первый, экспериментальный проект. Посмотрим, как пойдет, и, исходя из этого, будем уже разрабатывать программу.

– С этого года размещение госзаказа всех уровней должно происходить на общероссийских электронных площадках. Ваше отношение к изменению процедуры торгов?

– Пока у нас отрицательное отношение. Прошло несколько месяцев, а мы не смогли провести ни одной процедуры, так как федеральные сайты размещения госзаказа до сих пор не работают. У нас в очереди стоят около 20 заявок. Это очень тормозит реализацию проектов.

– В прошлом году давался шанс поучаствовать в электронных торгах на добровольных началах. Город этот шанс использовал?

– Нет. Практики проведения электронных торгов у нас нет, поэтому и сказать, хороши они или плохи, пока нельзя.

– Роль государства в инвестиционно-строительном комплексе, особенно во время кризиса, возрастает. Все ли удалось сделать так, как город намечал?

– Город сумел поддержать строительную отрасль. И государство в этом сыграло решающую роль. Прежде всего увеличением государственного заказа. В Петербурге в 2010 году было введено 2,6 млн кв. м жилья. Даже в Москве, которая в несколько раз больше Петербурга, было введено только 1, 77 млн кв. м.

– Кризис изменил структуру строительного рынка? Какова она сейчас?

– Ситуация меняется постоянно и без кризиса. Малый бизнес перестает выступать в роли застройщика жилья. Нравится это кому-то или нет, я считаю, это нормальный процесс для мегаполиса. Как работали небольшие компании? Это была точечная, уплотнительная застройка. Город отказался от этой практики. Сколько можно «выковыривать изюм из булки»? Сегодня мы говорим о комплексной застройке территорий, которая подразумевает под собой не только собственно строительство, но и инженерное развитие земельного участка, его насыщение транспортной и социальной инфраструктурой. Это уже бизнес для средних и крупных компаний. Тут нужны корпорации, которые обладают достаточными для этого денежными и производственными ресурсами, возможно, имеют земельный банк.

В Петербурге на рынке жилищного строительства работают в основном средние и крупные компании. Но величина компании – неоднозначный критерий, граница между ними достаточно условна. Можно сказать, что доля среднего бизнеса составляет 80%. И 20% – это крупные инвестиционно-строительные компании, на которые приходится до 30–40% возводимых домов.

Жилье, построенное холдингами, стоит не дороже, чем квартиры, выведенные на рынок мелкими компаниями. При этом во многих отношениях крупный бизнес более надежен: его активы достаточны для выполнения возложенных на себя обязательств перед дольщиками, финансовые возможности позволяют управлять рисками и при необходимости нести ответственность за них. Они исправно платят налоги, их финансовая отчетность публична.

В этом есть существенная социальная сторона, которая выражается в практике долевого строительства. Компания, которая берется за возведение объекта и не обладает необходимой производственной базой, финансами, очень сильно рискует деньгами дольщиков. С другой стороны, компании, уверенно ведущие свой бизнес, конфликтов с дольщиками не имеют. Бизнес должен нести ответственность перед дольщиками своими активами.

– Сколько сейчас официально зарегистрировано обманутых дольщиков?

– За 2010 год осуществлен прием 486 граждан. Комитет по строительству продолжает прием заявлений от пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов – для последующего направления на рассмотрение Комиссии при правительстве Санкт-Петербурга по вопросам социальной поддержки таких граждан. В настоящее время правительст­вом Санкт-Петербурга разрабатывается положение о ведении реестра граждан – участников долевого строительства, нуждающихся в защите в СПб. В это же время сотрудники Управления контроля и надзора в области долевого строительства, созданного внутри нашего комитета, ведут личный прием граждан, в ходе которого проводится предварительная экспертиза правоустанавливающих документов дольщика (будущего дольщика), заполняются необходимые формы заявлений для дальнейшего рассмотрения вопроса, проводится разъяснительная работа.

– По вашему мнению, какие силы сильнее всего влияют на инвестиционно-строительный климат в Петербурге?

– Считаю, что роли государства и бизнеса уравновешены. Город обеспечивает условия для строительства в тех объемах, которые востребованы. У нас самый конкурентный рынок в России.

– А как в этой системе чувствует себя потребитель?

– У нас потребитель очень требовательный и грамотный. Он знает, какие компании нужно выбирать, чтобы снизить риски долевого строительства. Во внимание берется репутация застройщика, его финансовая состоятельность. Кроме того, всегда есть возможность (и покупатели ею часто пользуются) получить профессиональную консультацию в Комитете по строительству.

Беседовала Ирина Кравцова

При подготовке использованы данные Итогового отчета о работе Комитета по строительству администрации СПб за 2010 г.

Другие материалы по теме

X