Актуальное

Путь к устойчивому развитию

Где в городе будут сформированы территории комплексного устойчивого развития, чем новый генеральный план Санкт-Петербурга будет отличаться от предыдущего, об этом глава комитета по  градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (КГА) Владимир ГРИГОРЬЕВ рассказал журналу «Строительство и городское хозяйство».

Владимир Григорьев
Владимир Григорьев

Владимир Анатольевич, за последний год в федеральное и региональное законодательство, регулирующее градостроительную сферу, был внесен ряд изменений. Какие из них вы считаете самыми значимыми для развития Санкт-Петербурга и почему?

– Основные изменения связаны с Градостроительным кодексом. В частности, в нем появилось новое понятие – «комплексное устойчивое развитие территорий». О сути нововведения говорит само его название. На территориях комплексного устойчивого развития, или КУРТах, реализация проектов организации городской среды происходит с учетом интересов города и горожан в соответствии с нормативами градостроительного проектирования. Это имеет большое значение для Петербурга, и сейчас мы разрабатываем соответствующий механизм реализации новых положений Градкодекса.

Также в Градостроительный кодекс были внесены изменения в части формы и содержания проектов планировки территорий (ППТ). Теперь к ним предъявляются новые требования, согласно которым в ППТ должны прописываться этапы освоения территорий, обеспечивающие соблюдение прав граждан на благоприятную городскую среду.

– Где в городе появятся первые КУРТы?

– В проект Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), который проходит публичные слушания, мы включили пять пилотных территорий – во Фрунзенском, Курортном, Пушкинском, Красносельском и Невском районах. Из них три назначены городом, а еще две включены в проект по инициативе правообладателей земельных участков.

Изменения в действующий генплан Петербурга вносятся исключительно по инфраструктурному пакету

Впервые в практике здесь возникает прецедент заключения договора о комплексном развитии территории между городом и инвестором, городом и инициатором присвоения участку статуса КУРТ. В границах каждой территории определены расчетные показатели обеспеченности населения объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, а также ее доступности. Хочу отметить, что, поскольку проект ПЗЗ проходит публичные слушания, предложить свои варианты территорий для включения в список КУРТов могли все желающие.

– Есть ли в числе пилотных территорий те, что находятся в зоне «серого пояса»?

– В прошлом году комитетом проведен конкурс проектов реновации «серого пояса». В продолжение этой работы территория так называемого Французского ковша по инициативе правообладателя одного из земельных участков в этой зоне была включена в список КУРТ. Благодаря этому она получит свое развитие.

Еще одним практическим воплощением результатов конкурса стал проект переноса Мукомольного комбината с территории «серого пояса». Комбинат не может работать без санитарно-защитной зоны, а ее существование делает градостроительное развитие территории невозможным. Перебазировав предприятие, мы сможем избавиться от того обременения, которым сейчас является санитарно-защитная зона. Тем самым будут созданы предпосылки для градостроительного развития важной городской территории.

– На каком этапе сейчас находится процесс передислокации Мукомольного комбината?

– В промышленной зоне «Парнас» найдена площадка для размещения комбината. Согласована «дорожная карта» проекта, которая утверждена вице-губернатором Игорем Албиным. В тематический план НИПЦ генерального плана внесено технико-экономическое обоснование перебазирования. Сейчас ведутся переговоры о совместной реализации проекта со Сбербанком.

Санкт-Петербург
В проект ПЗЗ включены пять пилотных территорий комплексного устойчивого развития
(Чтобы увеличить, кликните на фото)
Фото: azbyka.ru

Замечательно, что комитет возрождает традицию проведения архитектурных конкурсов и их результаты получают практическое продолжение.

– Какие конкурсы будут организованы комитетом в нынешнем году?

– В скором времени мы объявим конкурс проектов Музейного квартала. На конкурс будут представлены проекты здания центра, в котором расположится Музей блокады и обороны Ленинграда.

Затем мы планируем организовать конкурс на создание «образцовых» фасадов новой жилой застройки. Он пройдет в развитие проведенного комитетом в прошлом году конкурса «Петербургский стиль».

Кроме того, предполагается объявить конкурс проектов так называемых симметричных кварталов. Это программа создания двух образцовых кварталов – в Минске и Санкт-Петербурге. Белорусские архитекторы будут проектировать квартал в Петербурге, а петербургские создадут проекты квартала в Минске. Эти конкурсы мы рассчитываем провести до конца года. Или, по крайней мере, объявить об их проведении.

– Один из конкурсов, которые КГА проводил в прошлом году, был посвящен благоустройству Большой Морской улицы. Когда планируется реализовать победивший проект?

– Надеемся, что реализация проекта благоустройства Большой Морской улицы будет начата уже в 2017 году. Сейчас мы находимся на этапе реализации принятых проектных решений. К этой программе комитета подключается компания «Газпром».

– Не так давно завершились общественные слушания по проекту изменений в генеральный план Санкт-Петербурга. Чем он будет отличаться от действующего?

– Изменения в действующий генеральный план Санкт-Петербурга вносятся исключительно, как говорят специалисты, по инфраструктурному пакету. То есть это ряд предложений комитета по развитию транспортной инфраструктуры, выдвинутых в соответствии с адресными инвестиционными программами. Это те необходимые изменения, которые нужны для реализации текущих проектов города по развитию улично-дорожной сети.

Проект
Проект преобразования территории на месте Мукомольного комбината
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Мы сознательно ограничиваем предложения по изменению генплана этим инфраструктурным пакетом, поскольку все остальные предложения рассчитываем оценить, а наиболее целесообразные – принять в рамках актуализации генерального плана, которую предполагаем завершить к концу 2018 года. Повторюсь, сейчас вносятся изменения исключительно по УДС города.

– Попадает ли в этот пакет линия железнодорожного сообщения между Витебским вокзалом и городским аэропортом?

– Да, попадает. В инфраструктурный пакет входит в том числе и линия железнодорожного сообщения между Витебским вокзалом и аэропортом Пулково, а также линия скоростного трамвая и ряд других проектов комитета по развитию транспортной инфраструктуры.

– Известно, что базовым документом для подготовки генплана Санкт-Петербурга 2018 года станет концепция совместного развития Петербурга и Ленинградской области. Как идет работа над созданием этого документа?

– Мы заканчиваем разработку концепции совместного градостроительного развития города и области. Работа эта была сложная. Я считаю, что мы достигли положительных результатов. Разработали важные базовые понятия, которые описывают идеологию и принципы совместного градостроительного развития города и области. Определили места под размещение объектов, необходимых для эффективного функционирования города на территории области, и, соответственно, попытались учесть интересы области на территории Санкт-Петербурга.

Большая Морская, проект
Проект благоустройства Большой Морской улицы
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)
Фото: archi.ru

– Какие задачи позволит решить Санкт-Петербургу концепция совместного градостроительного развития с Ленинградской областью?

– Не секрет, что многие граждане, проживающие в Лен­области, включены в повседневную жизнь Петербурга. Они работают в мегаполисе, их дети посещают детские сады, учатся в городских школах.

С другой стороны, Санкт-Петербургу тоже не обойтись без сотрудничества с соседним регионом. Город нуждается в местах рекреации, в полигонах для размещения бытовых отходов. Предложения со стороны властей города и области по учету взаимных интересов нашли свое отражение в концепции совместного градостроительного развития двух регионов.

Были учтены вопросы транспортной и инженерной инфраструктуры – мы нашли ключевые точки, по которым нам необходимо синхронизировать развитие улично-дорожной сети, инженерной инфраструктуры. Надо отметить, что в части улично-дорожной сети ситуация обстоит благополучно, поскольку уже существует комплексная транспортная схема Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рамках программы, которую курирует министр транспорта РФ Максим Соколов. Считаю, что мы можем смотреть в будущее с оптимизмом.

СПРАВКА

В соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2016 № 960 сейчас в городе ведется подготовка проекта изменений в действующие Правила землепользования и застройки.

В проекте правил предложены следующие территории:

1. Фрунзенский район: территория в районе улиц Расстанная, Камчатская, Боровая, Лиговский проспект.

2. Курортный район: территория фонда РЖС в районе поселка Горская.

3. Пушкинский район: территория фонда РЖС в районе пересечения Киевского и Красносельского шоссе.

4. Красносельский район: территория бывшей военной части у Красносельского шоссе.

5. Невский район: территория бывшего золоотвала в районе Дальневосточного проспекта.

Оксана Ермошина

Похожие сообщения

X