жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

ТУПИКИ РАЗВИВАЮТ ГИБКОСТЬ

Финансовый кризис начал свое победоносное шествие со строительной отрасли, и неудивительно, что именно она стала наиболее пострадавшей. Однако в нашей стране за короткий промежуток развития рыночных отношений этот кризис стал далеко не первым,

что позволило использовать накопленный опыт.


Сегодня наш собеседник – Вячеслав Васильевич СЕМЕНЕНКО, председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга, не так давно наблюдавший ситуацию изнутри строительной отрасли в роли бизнесмена.

– Вячеслав Васильевич, происходит ли, по вашему мнению, возвращение строительной отрасли к докризисным отметкам?

– Прежде всего, еще рано говорить о том, что мы полностью вышли из кризиса. И это являлось и является определяющим фактором взаимоотношений между правительством и стройкомплексом. Могу сказать, что петербургские строители пережили этот сложный период с меньшими потерями по сравнению с другими регионами. Они продемонстрировали свою дееспособность. Необходимо отметить, что участие государства в прошедшем году в целом на рынке было ключевым. Огромную роль сыграли меры господдержки – сегодня их действие выразилось в реальном оживлении строительных площадок.

– На что стоит обратить внимание руководителям строительных компаний?

– Сегодня на руках у застройщиков находится земельных участков примерно на 40 миллионов квадратных метров жилья. Это сможет обеспечить всех наших строителей работой минимум на 10 лет. Успех зависит от менеджмента компании. Сегодня недостаточно просто сидеть на стройке и решать технические вопросы. Необходимо адаптироваться к современным экономическим условиям, искать новые механизмы финансирования, грамотно распределять ресурсы внутри компании, оптимизировать затраты, наконец.

– Кроме успешного менеджмента компаниям, вероятно, не помешало бы и содействие государства?

– Государство продолжает поиск механизмов, способных поддержать и ускорить темпы развития отрасли. Например, мы ставим перед собой задачу по оптимизации разрешительно-согласовательной системы. Пока она не будет столь же эффективной, как в странах, с которыми мы привыкли себя сравнивать, мы не сможем добиться конкурентоспособности.

Уже создана рабочая группа по поиску путей повышения эффективности системы. Основные направления ее работы – это, во-первых, поиск внутренних резервов согласующих структур, администраций местных и федеральных. Второе – это то, что требует изменений в законодательстве на местном уровне – постановления правительства. Третье – это подготовка предложений для изменений в федеральном законодательстве.

Искомый эффект может быть только один: конкурентоспособность нашей системы с развитыми странами. Потому что это позволит строителям больше заниматься строительством, а не администрированием. Я вижу возможность сократить срок выхода на стройку в 2 раза.

– Однако помимо преодоления административных барьеров застройщиков чаще всего интересуют и более банальные вопросы – в частности финансовые…

– Во время кризиса мы совместно с банками запустили программу проектного кредитования. По сути, это была совместная форма рассмотрения кредитных заявок и ликвидация кризиса доверия. В разгар кризиса банки не доверяли заемщикам, покупатели – застройщикам, строители друг другу не доверяли. Мы на себя взяли расшивку недоверия. Результат – почти миллион метров профинансированных строек. И эта программа, кстати говоря, востребована. Она будет развиваться и дальше, мы уже нашли форму продолжения этой программы.

В отношении конечных покупателей ситуация в последние месяцы также заметно улучшилась – так, за июнь-июль этого года одобрено в 2 раза больше ипотечных кредитов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано со снижением в некоторых банках первичного взноса с 30 до 10 процентов, а также общим снижением процентных ставок с 14–15% до 10,5–11, 5% в рублях. Возвращение покупателя на рынок было неизбежно, ведь мы еще далеки от восполнения дефицита жилья, накопленного годами.

– Какие актуальные вопросы на сегодняшний день стоят перед градостроительным комплексом?

– Сегодня нам необходимо решить задачи, которые укрупненно можно разделить на две: создание комфортной среды проживания и создание удобных условий для ведения бизнеса или производства. Но на первом месте всегда жилье, тем более что у нас его не хватает. В Петербурге на одного человека приходится 22 метра, тогда как в некоторых городах Европы эта цифра доходит до 60 метров. Я глубоко убежден в том, что Петербургу необходимо 4 млн кв. м.

Важным обстоятельством в отрасли сегодня является тот факт, что уплотнительная застройка закончилась. Раньше мы строили 2,5 миллиона метров внутри кварталов на свободных земельных участках. Сегодня внутри живых кварталов таких земельных участков нет. Соответственно, строить можем только через механизм реновации промышленных предприятий, разного рода неэффективно использованных городских земель, либо через комплексное освоение новых территорий. И тут мы подходим к вопросу инженерной подготовки. Если сегодня ожидать решение этого вопроса только от бюджета Санкт-Петербурга – то это сложно. Бюджету такая задача посильна в долгосрочной перспективе, а нам необходимо это сделать в кратчайшие сроки, вовлечь эти земли в оборот в ближайшие 2 года. Для инфраструктурной подготовки должен быть привлечен длинный ресурс. Такие механизмы в виде инфраструктурных облигаций во всем мире существуют. Что касается подготовки дорожной сети, ее, видимо, все-таки государство должно планировать и финансировать. Хотя здесь тоже необходимо рассматривать варианты частно-государственного партнерства.

Вообще механизмов частно-государственного партнерства нам не избежать, потому что для запуска таких крупных территорий нужны серьезные стартовые деньги. Мы сегодня совместно с застройщиками ведем переговоры с разного рода банками, которые заинтересованы в участии в крупных проектах, куда можно инвестировать большие суммы денег с понятным, адекватным возвратом.

Подготовила Светлана Малая

Другие материалы по теме

X