жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Доступность отдельного жилья

О том, как в нашем городе строится жилищная политика сегодня, рассказывает первый заместитель председателя Жилищного комитета М. Г. ОРЛОВА.

– Марина Геннадьевна, чем вызван постоянный рост количества долгосрочных целевых программ в нашем городе?

– Они принимались одна за другой по мере того, как увеличивался бюджет города. Вспомним эти целевые программы: «Молодежи – доступное жилье», «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения», «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2002–2011 годы», «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты». Постепенно они охватывали новые группы городского населения, помогали им переезжать в новые квартиры.

Сюда следует прибавить проблему расселения жилых помещений, признанных аварийными, ветхими, а также подлежащими сносу или реконструкции. Эти программы обеспечивались средствами из городского бюджета. Но оставалась еще одна группа населения, для которой перспективы обеспечения жильем город ранее обеспечить не мог.

– Тогда и был принят еще один важнейший документ – целевая программа «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»?

– О подобной программе в городе говорилось давно. Попытки разрешить проблемы расселения коммунальных квартир Петербурга предпринимались еще в 1987 году. Тогда было принято решение городских властей о поэтапном приеме на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, проживающих в коммунальных квартирах.

Но последовала приостановка строительства бюджетного жилья.

– Когда эта проблема снова попала в повестку дня?

– В 2001 году постановлением правительства Петербурга была утверждена концепция целевой программы «Расселение и реконструкция коммунальных квартир Санкт-Петербурга». Но и она не дала практических результатов.

Расселение коммунальных квартир до 2007 года осуществлялось путем предоставления освободившихся в квартире комнат в дополнение к занимаемым и обменов. Или в ходе риэлторской деятельности.

В сентябре 2006 года губернатором В. И. Матвиенко было дано поручение Жилищному комитету – глубоко проработать вопрос по решению жилищных проблем населения Петербурга и граждан, проживающих в коммунальных квартирах.

– В чем особенность этого поручения?

– В том, что его исполнение привело к разработке Концепции государственной жилищной политики Петербурга на 2007–2011 годы. Она и была принята постановлением Правительства СПб от 29.05.2007. От фрагментарных актов город перешел к системной работе по обеспечению населения жильем.

– Каковы основные направления жилищной политики?

– Такими направлениями на 2007–2011 годы являются:

• расселение жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

• повышение эффективности реализации целевых программ Санкт-Петербурга по содействию города в улучшении жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

• расселение коммунальных квартир;

• решение жилищных проблем проживающих в общежитиях;

• развитие застроенных территорий.

160 тыс. семей признаны в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Но главное – в рамках Концепции был разработан Закон СПб «О целевой программе СПб «Расселение коммунальных квартир в СПб», принятый 17.10.2007 и вступивший в действие с 01.01.2008.

– Ведь в коммуналках проживает свыше 15 процентов населения?

– Жилищный фонд коммунального заселения в Петербурге на 01.06.2008 составляет 10 процентов (10,9 млн кв. м) от всего жилищного фонда города. При этом количество коммунальных квартир у нас составляет 114 тысяч, где живут более 300 тысяч семей.

– Как распределено по городу коммунальное жилье?

– Большинство коммунальных квартир находятся в историческом центре. Это Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский, Центральный районы. Но расселение идет по всему городу.

– В чем особенность решения этой масштабной программы?

– Реализация ее рассчитана до 2016 года. Она предусматривает комплексный подход к расселению коммунальных квартир. Предусмотрено широкое использование различных способов государственного содействия.

Назову важнейшие из них:

– перераспределение жилых помещений коммунальных квартир для односемейного заселения с использованием свободных жилых помещений государственного жилищного фонда;

– предоставление гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, приоритетного права на участие в других целевых программах по содействию города в улучшении жилищных условий;

– продажа гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, освободившихся в них комнат, с применением понижающего коэффициента к рыночной стоимости;

– предоставление гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, средств бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилья. Но при условии, что в результате использования гражданами таких средств бюджета Петербурга коммунальная квартира становится отдельной;

– привлечение инвесторов к решению задач по расселению коммунальных квартир.

– Участие бизнеса становится весомым фактором при расселении коммуналок?

– Именно так. Бизнес, решая свои задачи и зарабатывая на этом, помогает городу решать важнейшую социальную задачу – обеспечение семей из коммуналок отдельными квартирами. Ведь они должны оплачивать из своего кармана 70 процентов от суммы всей сделки. А если кому-то кажется, что это много, замечу – при стихийном расселении они платят за всё 100 процентов.

– А откуда берутся остальные 30 процентов?

– Город предоставляет для расселения государственные квартиры.

Упомяну об одной особенности новой городской программы. В ней могут принимать участие и те жители коммунальных квартир, которые не состоят на очереди. Если там есть хотя бы один очередник, то все семьи расселяемой коммуналки могут достигнуть путем переговоров с инвестором соглашения, по которому отдельные квартиры достанутся всем.

Естественно, если за очередников расплатится город, а сосед внесет свою долю из собственных средств. Сейчас Жилищным комитетом гражданам выданы документы на предоставление социальных выплат на расселение 110 коммуналок. На это ушло 286 млн руб. из бюджета Петербурга.

– Что показали первые месяцы реализации новой программы?

– Думаю, что ход событий развеял многие сомнения скептиков. Они утверждали, что лучшие коммуналки уже все расселены. Что трудно будет достичь соглашения в коммуналках с семьями, имеющими разные запросы. Другие говорили, что в городе недостаточно строят одно- и двухкомнатных квартир, которых требуется десятки тысяч. И так далее, и тому подобное.

75 355 млн руб. – общий объем финансирования программы за счет бюджета СПб, предоставляемый участникам программы в виде социальных выплат до 2016 г.

1 500 млн руб. из них составят социальные выплаты участникам программы для приобретения или строительства жилых помещений в 2008 году.

– Но ведь такие квартиры действительно в дефиците?

– Это так. Значит, городу и инвесторам надо думать об изменении квартирографии на первичном рынке жилья. Сложная проблема, но решаемая. И мы, сотрудничая с бизнесом, районными администрациями, упорно продвигаемся к контрольным показателям.

– Марина Геннадьевна, есть свежие новости для наших читателей?

– В рамках реализации программы в официальных средствах массовой информации и на сайте Жилищного комитета опубликованы адреса 897 коммунальных квартир, планируемых к расселению. На них готовятся распоряжения администраций районов для включения в Перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению.

– Способы расселения уже оговорены?

– Без этого нельзя двигаться вперед. Ведь расселение возможно только при 100-процентном согласии всех участников сделки. Хочу сообщить, что по 411 коммунальным квартирам уже определены способы расселения. Из названного количества 65 процентов коммунальных квартир будут расселены посредством выкупа комнат у соседей. А остальные 35 процентов квартир будут расселяться при участии единого покупателя. То есть с выездом на другие адреса.

И этих граждан признают участниками Программы. Они имеют право на внеочередное получение социальных выплат для приобретения или строительства жилья. А 25 коммунальных квартир рекомендовано расселять с участием юридического лица.

– В какой стадии находятся остальные коммуналки?

– Такие коммунальные квартиры находятся в работе в райжилобменах. Там продолжается определение способов расселения. И одновременно формируются схемы по перераспределению жилых помещений. В силу того, что это требует значительных временных затрат (от 3 до 6 месяцев), результаты проделанной работы по расселению коммунальных квартир будут известны в третьем-четвертом квартале 2008 года. Все эти показатели постоянно уточняются, и к нашей радости – в сторону улучшения.

– Какие варианты возникают в ходе работы Жилищного комитета по расселению?

– Жилищным комитетом совместно с ГУ «Горжилобмен» проводится работа с гражданами, проживающими в отдельных квартирах. При условии, что они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и изъявили желание принять участие в нескольких действующих программах. В том числе – целевой программе «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты». Чтобы они могли решить свои проблемы, мы предлагаем приобретать большие расселяемые коммунальные квартиры. Или выявляем возможные варианты перераспределения жилых помещений. В результате таких сочетаний интересов выстраиваются многозвенные «цепочки», участники которых одновременно справляют новоселья.

– Что привлекает юридическое лицо к участию в расселении?

– При расселении коммунальной квартиры с участием юридического лица предусматривается содействие города путем расселения до 30 процентов от общей площади коммунальной квартиры. То есть город предоставит для расселения государственные квартиры. И затраты юридического лица на расселение существенно снижаются.

Наш комитет сотрудничает с потенциальными участниками программы, заинтересованными в приобретении отдельных коммунальных квартир и их комплекса. Ведь в рамках программы возможно расселение подъезда, этажа или небольшого здания. Заинтересованность в этом со стороны юридических лиц имеется.

Программа расселения только стартовала. Но уже выявились некоторые узкие места, требующие изменения действующего законодательства. И мы уточняем содержание таких корректировок, которые позволят выдерживать контрольные показатели.

Беседовал Валентин Воронов

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X