Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Отходы рассчитают по-новому

С января 2015 года действует Федеральный закон РФ № 458-ФЗ, кардинально изменивший законодательную базу об отходах производства и потребления. Что в связи с этим произошло в системе обращения с отходами за прошедший год?

Контейнеры для отходов
Изменения правовых отношений в сфере обращения с отходами планируется реализовать за период с 2015 по 2019 год
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Как отмечают эксперты, Федеральный закон РФ № 458-ФЗ прежде всего определил основные направления государственной политики в области обращения с отходами, расставив их по приоритету в следующей последовательности: максимальное использование исходных сырья и материалов – предотвращение образования отходов – сокращение образования и снижение класса опасности отходов в источниках их образования – обработка – утилизация.

Изменения правовых отношений в сфере обращения с отходами планируется реализовать за период с 2015 по 2019 год. Они коснутся всех «производителей» отходов – от промышленных компаний до потребителей коммунальных услуг.

Для потребителей новшеством стала замена в тексте закона привычного термина ТБО на ТКО (твердые коммунальные отходы), обращение с которыми переводится в категорию коммунальных услуг. За них будет взиматься плата с собственников помещений в жилых домах, но не по количеству квадратных метров, а по количеству проживающих в квартире.

В каждом субъекте Федерации тарифы за новую коммунальную услугу определит избранный на десять лет по конкурсу региональный оператор – юридическое лицо, которое будет отвечать за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. При этом за исполнительной властью субъекта остается утверждение самых важных показателей в сфере обращения с отходами: предельных тарифов, нормативов накопления и правил сбора, а также согласование инвестиционных и производственных программ региональных операторов и порядка ведения регионального кадастра отходов.

Деятельность операторов, в свою очередь, будет опираться на региональные программы в области обращения с отходами, разработанные на основании территориальных схем.

Лицензии возвращаются

Только в 12 субъектах Федерации прошли конкурсы по выбору подрядчика на разработку территориальных схем

«На самом деле за время, прошедшее с момента принятия в 1998 году основного Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», различные изменения в него вносились более десяти раз, – поясняет ситуацию заместитель председателя cовета директоров Санкт-Петербургской Ассоциации Рециклинга (СПАР), кандидат технических наук Екатерина Озерова. – Даже основная цель Федерального закона № 458-ФЗ, которая заключается в активном вовлечении в хозяйственный оборот отходов, была заявлена еще в законе № 309-ФЗ от 1 декабря 2007 года. Другое дело, что новый закон предусматривает механизмы этого процесса и внесение соответствующих поправок не только в закон № 89-ФЗ, но и в прочие законодательные акты: Жилищный кодекс, Водный кодекс, ФЗ «Об охране окружающей среды» и многие другие».

Спустя год после принятия закона № 458-ФЗ приходится признать, что выполнение его отдельных положений вынужденно отодвигается по срокам исполнения – главным образом потому, что для их реализации необходимо разработать, согласовать и принять около 30 подзаконных актов усилиями различных министерств и ведомств, в том числе Минприроды, Минстроя, Минэкономразвития, Минпромторга.

Так, некоторые федеральные нормативные акты, которые должны быть подготовлены и приняты в течение 2015 года, пока обсуждаются в качестве проектов. Среди них – порядок определения нормативов накопления ТКО, требования к составу и содержанию территориальных схем в области обращения с отходами, правила коммерческого учета образования ТКО, основы ценообразования в области обращения с ТКО, правила регулирования тарифов, формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО и др.

Кроме того, сроки введения экологического сбора с промышленных предприятий по настоянию РСПП перенесены по большей части отходов на 2019 год, а ставки действующего сбора на 2016 год до сих пор не согласованы с Минэкономразвития. С 1 июля 2015 года изменился порядок получения лицензии. Но пройти новую процедуру в прошедшем году удалось далеко не всем организациям: оформить лицензию теперь необходимо не для двух, как раньше, а для шести видов деятельности, включая сбор, транспортирование, обезвреживание, обработку, утилизацию и размещение отходов первого – четвертого классов опасности.

Постановление правительства РФ № 1062 по лицензированию вышло только в октябре прошлого года, а регламент лицензирования не принят до сих пор. Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ продлил сроки лицензирования на полгода, с 1 января 2016 года до 1 июля 2016 года, но пока лицензий получено очень немного.

Не позднее 1 января 2017 года комплексная деятельность по обращению с ТКО на территории каждого субъекта РФ перейдет к региональному оператору

По словам Екатерины Озеровой, сложности в оформлении и переоформлении лицензий связаны также с тем, что в некоторых субъектах действуют специфические требования к одним и тем же видам деятельности. Например, в Санкт-Петербурге, в отличие от Ленобласти, лицензиатам необходимо предоставить документальное подтверждение действий организации по установлению санитарно-защитных зон для промплощадок четвертого-пятого классов опасности. Это вызывает закономерные трудности у организаций, которые теперь вынуждены начинать дорогостоящие работы по установлению санитарных зон, для которых тем же СанПиНом не предусмотрена разработка расчетных санитарно-защитных зон. Поскольку исследования проводятся в течение года, компании вряд ли смогут уложиться в срок. Ситуация осложняется тем, что большинство из них относятся к малым и средним предприятиям, работающим на арендованных площадях.

«Нужно отметить, что на данный момент невозможно провести лицензирование организаций по тем видам отходов, которые не включены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора № 445 от 18.07.14. В итоге примерно 2500 видов отходов, в том числе промышленные, оказались вне паспортизации, – рассказывает эксперт. – Чтобы подправить ситуацию, принято несколько законодательных документов. С 13 октября 2015 года действует приказ Росприроднадзора № 810 «Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в ФККО». Он позволяет ускорить процедуру внесения отдельных видов отходов в каталог, так как предоставляет территориальным органам Росприроднадзора возможность самостоятельно принимать решения по правильности отнесения отходов к включенным в ФККО, без направления материалов в ФБУ «ФЦАО».

С 1 января 2016 года вступила в силу часть 2 ст. 14 89-ФЗ по подтверждению отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, предусмотренный ст. 20 89-ФЗ. Для таких отходов подтверждение отнесения к конкретному классу не требуется. Кроме того, с 1 января 2016 года действуют еще два подзаконных акта, которые регламентируют порядок и критерии отнесения отходов к классам опасности, – приказы Минприроды № 536 от 4.12.2014 и № 541 от 5.12.2014».

Монополисты локальных рынков

Самый большой блок изменений касается обращения с коммунальными отходами, ежегодный объем которых, по разным оценкам, достигает 70 млн т. К ним, в соответствии с законом 458-ФЗ, отнесены отходы, «которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, и товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами для удовлетворения личных потребностей и бытовых нужд».

Около 2500 видов отходов, в том числе промышленных, оказались вне паспортизации

До сих пор в квитанциях ЖКХ услуги по обращению с отходами были прописаны по-разному в зависимости от субъекта: как оплата за сбор и транспортировку, или за транспортировку и утилизацию, или за утилизацию и размещение. Теперь предметом оплаты станут комплексные услуги, куда входит вся цепочка преобразования ТКО, начиная с того момента, как собственник отправил их в контейнер. То есть потребитель будет платить по единому тарифу за то, чтобы отходы были собраны, доставлены на мусоросортировочные комплексы, отсортированы с передачей полезных компонентов на переработку, утилизированы во вторичной продукции, а обезвреженный остаток захоронен на полигоне.

Не позднее 1 января 2017 года вся эта деятельность по обращению с ТКО на территории каждого субъекта РФ переходит к регио­нальному оператору, который должен быть избран на основании конкурсного отбора в соответствии с региональной программой обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (включая ТКО) субъекта РФ.

Территориальная схема подробно описывает всю систему организации и работ по обращению с отходами, образующимися на территории субъекта, содержит финансово-экономические показатели, а также организационные аспекты деятельности всех участников рынка. Наличие территориальной схемы в каждом субъекте Федерации необходимо для того, чтобы понять, какие объекты по обращению с отходами должны быть построены в субъекте РФ для формирования экологически и гигиенически безопасной системы обращения с отходами, а какие – выведены из эксплуатации как не соответствующие требованиям законодательства. Схемы нужны также, чтобы сформировать в стране институт региональных операторов, поскольку они определяют финансовые требования к оператору, географическую зону его деятельности и основные задачи.

Сама по себе разработка территориальной схемы – сложная, трудоемкая, требующая определенного опыта от исполнителей задача, на выполнение которой отводится не менее полугода, не считая согласований с органами Росприроднадзора. Однако, по данным СПАР, по состоянию на конец января 2016 года из 85 субъектов только в 12 были отыграны конкурсы по выбору подрядчика на разработку территориальных схем. Что касается выбора региональных операторов, то без согласованных территориальных схем с выделенными технологическими зонами региональных операторов и без действующего нормативно-правового акта по регламентации проведения конкурсной процедуры провести этот выбор пока вообще невозможно.

Распределение полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Любопытно, что на момент написания статьи подзаконный акт на разработку территориальной схемы тоже пока не утвержден на федеральном уровне. Можно только предположить, что работа по созданию территориальных схем в регионах все равно ведется, в том числе самостоятельно органами местной исполнительной власти, что не противоречит законодательству. Поскольку территориальные схемы должны быть опубликованы на сайте профильного министерства или комитета, субъекты, скорее всего, будут готовы представить их уже во второй половине года, но не раньше вступления в силу подзаконного акта.

Получив территориальную схему, субъект Федерации может начинать конкурсные процедуры по выбору региональных операторов в сроки, определяемые процедурами законов 44-ФЗ (два месяца) или 115-ФЗ (шесть месяцев). Кроме того, субъекту необходимо время на утверждение единого тарифа на услугу по обращению с ТКО регионального оператора, что в соответствии с законом № 404-ФЗ необходимо сделать не позднее 1 января 2017 года. Неясно, успеют ли регионы провести эту работу до конца года.

Изменение тарифов отложено

Установление тарифов – завершающий этап, описывающий новые взаимоотношения между всеми участниками в сфере обращения с отходами. Основной вопрос, который волнует собственников жилья, – приведет ли введение новой коммунальной услуги к  изменению в расчете размера ее стоимости, ведь плата будет взиматься на основе новых тарифов и нормативов накопления ТКО.

До формирования территориальных схем и выбора регионального оператора судить об изменениях тарифов затруднительно. Однако надо учесть, что региональный оператор выступает сегодня основным инвестором или концессионером. В частности, он должен либо иметь в собственности действующие объекты обращения с отходами, либо в течение трех лет построить в рамках границ территориальной схемы комплексы по сортировке и переработке отходов, а также объекты обезвреживания и размещения отходов, стоимость которых может составить сотни миллионов, а в некоторых случаях и миллиарды рублей. Следовательно, в тарифе коммунальной услуги на обращение с отходами обязательно появится весомая инвестиционная составляющая.

Отходы
Удельные затраты на перевозку отходов, обработку на мусоросортировочных комплексах и размещение “хвостов” на объектах могут увеличиться
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

При превышении предельного тарифа субъект обязан будет погасить разницу из местного бюджета, а при отсутствии на это средств – обратиться за субсидией из федерального бюджета, которая формируется из уплаты экологического сбора. На экологический сбор возлагаются большие надежды. Собранные средства могут быть направлены на предоставление субсидий субъектам РФ, на софинансирование региональных программ и территориальных схем в области обращения с отходами.

Кроме того, эти средства пойдут на покрытие расходов на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В этом ряду покрытие расходов на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов. Однако средств от экологического сбора в бюджете пока нет.

С другой стороны, сегодня тарифицируются не все шесть лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами, а только три – обработка, обезвреживание и размещение. Остальные считаются прибыльными для регионального оператора, который сможет распоряжаться отсортированными отходами (что сегодня составляет от 5 до 15% первоначального объема ТКО по вторичным фракциям и 25–35% по производству RDF-топлива). Учитывая, что российский рынок вторичного сырья, по разным данным, оценивается в сотни миллиардов рублей, инвестиции в  мусоропереработку можно считать не только перспективными, но и малорисковыми из-за гарантий возврата средств от оплаты новой коммунальной услуги.

Как полагают эксперты, новые тарифы предсказуемо смогут отличаться в разы для разных субъектов и даже внутри одного региона. Но подобная разница в тарифах есть и сегодня, поскольку основные затраты по обращению с отходами определяются не столько капиталовложениями, сколько эксплуатационными издержками и логистикой. Поэтому в настоящее время в выигрыше, как правило, оказывается перевозчик, который складирует отходы на близлежащую «санкционированную» свалку, а не отвозит его на переработку за десятки километров. До 01.07.2016 года для вывоза и захоронения от него не требуется даже лицензия.

Инвестиции в муоропереработку можно считать не только перспективными, но и малорисковыми из-за гарантий возврата средств от оплаты новой коммунальной услуги

Очевидно, что по мере реализации закона 458-ФЗ тариф может вырасти, поскольку удельные затраты на перевозку отходов, обработку на мусоросортировочных комплексах и размещение «хвостов» на объектах, полностью соответствующих требованиях законодательства РФ, могут увеличиться. Чем больше отходов будет собирать региональный оператор, тем выгоднее ему будет работать.

«Для Санкт-Петербурга расчеты по капиталовложениям в строительство новых объектов обработки ТКО проводились еще в генеральной схеме санитарной очистки территории города. К тому же действующие тарифы на обращение с отходами таковы, что вряд ли сильно увеличатся, – прогнозирует Екатерина Озерова. – Единственная проблема мегаполиса – отсутствие мест для мусорообрабатывающих (мусоросортировочных) комплексов в черте города, поскольку теперь они законодательно отнесены к первому или второму классам опасности, а площадок первого класса опасности на территории города, согласно Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, просто нет. Нет и площадей для объектов захоронения отходов, поскольку в черте населенных пунктов они запрещены к размещению в соответствии со ст. 12 89-ФЗ. Следовательно, зоны региональных операторов замыкать на соседний субъект – Ленинградскую область.

Но в целом многие регионы, имеющие задел по обращению с отходами, опыт по привлечению частных инвесторов и понимание потенциала комплексного обращения с отходами, готовы к активной реализации закона, хотя мы все еще находимся в начале пути, по которому Европа шла десятилетиями. В этой связи 458-ФЗ дает дополнительный импульс к тому, чтобы сделать отрасль прозрачной, регулируемой, управляемой, создать действующую инфраструктуру по рециклингу, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в конечном итоге через некоторый период времени снизить расходы населения на деятельность обращения с отходами».

Татьяна Рейтер

Похожие сообщения

X