жк днепропетровская 37 евротрешка

Строим Добро

ЖКХ: вопросы и ответы

Об этом и других проблемах жилищно-коммунального комплекса рассказал замглавы Минрегиона Анатолий Попов на пресс-конференции «ЖКХ в России: возможны ли реальные реформы в этой сфере».

-Каковы итоги реформы жилищно-коммунального хозяйства, которые проводятся в России в течение уже нескольких лет?

-Во-первых, сразу хочу сказать, что, наверное, пока так еще рано вопрос ставить: каковы итоги реформ, потому что процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства идет, и на сегодняшний день находится в своей активной фазе. Кроме того, реформирование идет по самым разным направлениям, потому что жилищно-коммунальный комплекс представляет собой совокупность различных отраслей, направлений. Реформирование идет и в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, и в сфере его отдельных отраслей — это вода, водоотведение или канализование, как сейчас говорят, тепло, энергетика и другие. И всему этому комплексу мы стараемся придать системность и взаимоувязанность.

Реформы идут, в настоящее время основное внимание уделяется реформированию управления жилищным кодексом. В этом году был принят 123-й закон, который внес поправки в Жилищный кодекс, которые являются, прежде всего, поправками именно по управлению многоквартирными домами. В развитие его сейчас ряд нормативно-правовых актов уже принят, ряд готовится к принятию, они находятся в стадии согласования. Это и 731-е постановление, которое было принято 24 сентября 2010 г., и 459-е, уже 10 июня 2011 г., в развитие 731-го, что касается раскрытия информации.

Что касается отраслевых, то впервые за всю историю нашей страны был принят отраслевой закон «О воде», поскольку мы все знаем, что, с одной стороны, обеспечение водой, а с другой — очистка сточных вод у нас является одной из главных проблем и здоровья человека, и охраны окружающей среды. И в этом достаточно много сделали.

Если говорить о конкретных примерах, то город Санкт-Петербург у нас в этом году впервые вышел на нормы по очистке вод, которые были установлены для всех балтийских стран. У нас значительно в ряде городов снизилась заболеваемость, которая вызвана состоянием воды. У нас в настоящее время уже разработан целый ряд нормативно-правовых актов по теплоснабжению. Наконец, в этом году вышло и скоро вступит в полном объеме в действие 354-е правило предоставления коммунальных услуг. Шаг за шагом мы идем по тому пути, чтобы у нас сфера жилищно-коммунального хозяйства стала оптимальной для потребителей, для населения, был наведен порядок во взаиморасчетах. На последнем совещании, которое проводил глава правительства В.Путин на Саяно-Шушенской ГЭС (и я в нем принимал участие), несмотря на то, что совещание было посвящено вопросам электроэнергетики, но оно также затрагивало и вопросы ЖКХ. Я сразу хочу сказать, что я и министерство в целом не разделяем ту позицию, которая есть у многих средств массовой информации, когда на протяжении многих лет все, что происходит в ЖКХ, выдается только в негативном свете.

Безусловно, есть масса проблем, они есть и пока еще остаются. Но мы над ними работаем, и все-таки надо сказать, что в целом ЖКХ обеспечивает наше население теми услугами, которые необходимы. Не зря, наверное, любые отдельные случаи – упала сосулька из нескольких миллионов домов или где-то что-то отключается, — сразу благодаря вам (мы, безусловно, ценим эту работу) становятся достоянием всей страны, то есть какие-то сбои сразу становятся известны.

В целом у нас давно уже исключены случаи, когда происходят отключения целых городов или микрорайонов в крупных городах, которые бывали в 1990-е годы, когда, бывало, неделями сидели без света, воды или тепла. Те казусы, которые происходят (например, в прошлом году в г.Варнаваре Красноярского края, но и там, несмотря на 45-градусный мороз, быстро были приняты все необходимые меры, или в Архангельской области), находятся под контролем. Я думаю, что сейчас мы не можем сказать, что у нас массово народ или замерзает, или остается без воды и т.д. Несмотря на все это, мы не можем согласиться с тем, что ЖКХ – это сплошь один негатив. Но, тем не менее, мы признаем, что проблем хватает, и прежде всего проблем со сферой управления и с состоянием расчетов. Я приведу пример по Московской области. У нас обращения в жилинспекцию делятся примерно так: только 15% граждан обращаются непосредственно за разъяснением стоимости тех или иных услуг образования тарифов и 52% — по деятельности управляющих компаний (УК). Это говорит о том, что у нас народ такой: надо больше заплатить — заплатим. Но надо понимать, куда идут эти средства. И поэтому последние примерно полтора года основное внимание в деле реформирования именно было посвящено наведению порядка в этой сфере, и тут я могу более подробно рассказать.

-Вы неоднократно заявляли о том, что существующий уровень тарифов зачастую не позволяет компенсировать расходы предприятий жилищно-коммунального комплекса. Какими они должны быть?

-К сожалению, это так. Обусловлено это целым рядом причин, и прежде всего – постоянным ростом цен на энергоносители, на электроэнергию. Я вами приведу такую цифру – сами по себе на 70% жилищно-коммунальные предприятия являются неким промежуточным звеном, то есть сами они не формируют стоимость этих тарифов, которые складываются из цен на энергоносители, цен на электроэнергию, на налоги. До 70% тарифов это не касается непосредственно сферы ЖКХ. Поэтому инвестиционная составляющая, к сожалению, у нас снижается.

Если 20 лет назад в 1991 г. у нас инвестиционная составляющая в расходах была 29%, то по 2010 г. – это только 11%, то есть сокращение почти в 2,7 раза. Это говорит о том, что нет возможности менять сети, нет возможности их реконструировать. Недомодернизация ЖКХ колоссальная.

Когда 1 ноября В.Путин проводил совет по местному самоуправлению при президенте в Великом Новгороде, он озвучил цифру, что на сегодняшний день у нас недостает 6 трлн руб. для модернизации ЖКХ, это 6 трлн руб. для того, чтобы его довести до нормативного состояния, потому что по отдельным сетям у нас износ доходит 60-70% и выше. Почему это произошло на переходе от одной экономической системы к другой, понятно. В советские времена ЖКХ было просто сферой госдотаций, госвложений. Огромное количество сетей – канализационных, водопроводных, прочих станций находилось на балансах предприятий. Затраты покрывались за счет них. Работает, к примеру, там нефтеперерабатывающий завод или автомобильный, у него на балансе жилой фонд и вся коммунальная инфраструктура, и за счет своей основной деятельности они покрывали затраты. Когда это все было реструктуризировано, когда жилье перешло в собственность частных лиц, тоже самое произошло с инфраструктурой, которая была передана на балансы муниципальных образований — просто-напросто средств на это не было. Те перекосы в ценообразовании, о которых мы говорили и говорим, конечно, не дают возможности на сегодняшний день полноценно модернизировать. Поэтому стоит вопрос, и правительством в этом году был принят разработанный нашим министерством план по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Сейчас по этому плану разрабатывается также целый ряд нормативно-правовых актов.

На сегодня федеральный бюджет денег на жилищно-коммунальное хозяйство практически не тратит. Это надо знать, и жилищно-коммунальное хозяйство не является такой большой затратной статьей федерального бюджета. У нас есть только программа «Чистая вода», это всего-навсего 3 млрд руб. на всю страну на модернизацию систем, и по модернизации по отдельным объектам еще 3 млрд. Вот и все средства на жилищно-коммунальное хозяйство в федеральном бюджете. Есть Фонд содействия реформированию ЖКХ, но я хочу подчеркнуть, что фонд не занимается инфраструктурой. Фонд занимается переселением из ветхого, аварийного жилья и капитальным ремонтом жилого фонда.

Эта проблема есть, но теми мерами, которые сейчас правительство принимает, она будет решаться. Понятно, что есть огромное количество проблем внутри жилищно-коммунального хозяйства, есть неэффективное использование средств, есть случаи непосредственно злоупотребления, воровства, если называть вещи своими именами. Все это так, но и общеэкономическая, макроэкономическая ситуация пока не позволяет проводить модернизацию на должном уровне.

-О желании выйти на рынок коммунальных платежей заявила Ассоциация коллекторских агентств. Уменьшат ли их сотрудники долг в 300 млрд руб.? Удастся ли им взыскать с должников причитающееся?

-Для того, чтобы полноценно ответить на этот вопрос, нам хотелось бы понять замысел коллекторских агентств, как они представляют свое участие в этом серьезном деле. Мы любую помощь в этом отношении только приветствуем, но чтобы оценить последствия их участия, как это будет происходить, конечно, нам нужно прежде всего понимать, каким образом и что они хотят делать. Например, на нашем же заседании по Тверской губернии при миллиардных долгах служба судебных приставов смогла взыскать в пользу Газпрома 6 миллионов, при долге там в 1,5 миллиарда. Сами понимаете, это капля в море, а как будут действовать коллекторские агентства на этом рынке — вопрос сложный. Видимо, хорошо взыскивают тогда, когда можно взыскать, а когда происходят такие ситуации, о которых я вам говорил, тут, видимо, сложнее. Но в любом случае мы хотя бы желание помочь приветствуем и надеемся, что эффективность будет от этого, поэтому готовы сотрудничать.

-Растет количество жалоб, поступающих в Роспотребнадзор, на необоснованные платежи за услуги ЖКХ. Какие методы борьбы с этим предлагает Минрегион?

-Во-первых, любые случаи необоснованного завышения цен должны фиксироваться. У нас есть Федеральная служба по тарифам, в каждом регионе на местах есть региональные энергетические комиссии, которые за этим следят, есть жилищные инспекции. Сейчас именно теми нормативно-правовыми актами, которые были приняты за последнее время, даны самые широкие полномочия, и поэтому всегда любое повышение тарифа, любое повышение цен на услуги должно быть обосновано. Если оно необоснованно, то принимаются меры по его отмене и по наказанию виновных. У нас на местах, в субъектах Федерации, у муниципалитетов есть все возможности для того, чтобы эти процессы регулировать. На федеральном уровне мы цены и тарифы не устанавливаем.

-Давайте коснемся темы тарифов. Как изменятся тарифы на услуги ЖКХ в 2012 г.? Удастся ли удержать рост тарифов ЖКХ в рамках запланированных 15%?

-Рост тарифов удержать удастся. С 1 января у нас никакого роста тарифов не будет вообще, и только с 1 июля будет рост тарифов в пределах 6% — это с совокупного платежа, а не по отдельным частям. Мы сейчас в большей мере перешли от анализа непосредственно цен, так как у нас цены и платежи — это разные цифры, к анализу и мониторингу по платежу граждан. Совокупный платеж граждан с 1 июля вырастет в пределах 6% по всем регионам страны, ни в одном регионе он превышен не будет. Если он будет превышен, это будет предмет отдельного разбирательства.

-Взыскать долги с должников за услуги ЖКХ практически нереально. Какие пути выхода из ситуации видит ведомство?

-Сейчас на заседании Госсовета, которое проходило в этом году в Нарьян-Маре, президентом РФ было дано поручение нашему министерству во главе с нашим министром создать комиссию по реструктуризации долгов в ЖКХ. Первое заседание этой комиссии уже состоялось, там было принято решение, что необходимо повысить статус этой комиссии. Сейчас это предложение находится на согласовании в заинтересованных федеральных органах власти, чтобы утвердить и комиссию, и ее полномочия, регламент работы на правительственном уровне. Это даст дополнительные рычаги для эффективной работы в данном направлении. Но работа здесь предстоит колоссальная. С одной стороны, мы опять же сталкиваемся с несовершенством законодательства, которое также необходимо модернизировать. С другой стороны, надо прямо говорить, что есть, конечно, ситуации, когда используются эти лазейки с целью создания долгов, заранее понимая, что они не будут возвращены. Я не хочу сейчас называть конкретные компании и города, но, к примеру, есть две структуры, одна из них является собственником, другая у нее арендует и получает средства, потом благополучно банкротится. Определить, чтобы эта структура могла бы рассчитаться своими основными средствами, невозможно, потому что они находятся в аренде и собственником является другой.

Также, выступая перед нами на СШГЭС, В.Путин сказал о том, что есть большое количество компаний, которые являются посредниками – есть крупная энергоструктура, а между ней и уже коммунальным снабом в том или ином городе появляется посредническая структура, которая делает свои наценки и т.д. Со всеми этими негативными вещами, которые-то и способствуют образованию и накоплению долгов, и предстоит разбираться, то есть поручение такого рода есть.

Здесь теперь, как и во многом, мы приходим к двум составляющим: с одной стороны, это правовое несовершенство, которое приводит к таким вещам. А с другой – здесь есть чисто уголовные правонарушения, то есть элементарные хищения, которые происходят. К сожалению, и здесь, и на нашей комиссии уже было принято решение привлекать самым широким образом правоохранительные органы. Мы, конечно, не сторонники того, чтобы во всех хозяйственных делах у нас участвовали прокуроры, полицейские и т.д. Но, к сожалению, пока происходит так, что без их помощи проблемы не решаются или решаются слишком сложно. Но эта проблема одна из наиболее главных, потому что количество долгов, к сожалению, не сокращается и лежит тяжелым бременем на ЖКХ. Мы максимум внимания этому будем уделять и стремиться к их сокращению.

-Сколько необходимо средств для приведения фондов ЖКХ в нормальное состояние?

-Я уже озвучил – 6 трлн руб. Это речь идет об инфраструктуре, это не касается жилого фонда. А по жилому фонду – 4,3 трлн руб.

-Почему в новом Едином платежном документе, который разработал Минрегион, нет понятия «капремонт»?

-Потому что капремонт у нас пока не узаконен. Коллеги задавали уже этот вопрос, капремонт — это огромная проблема на сегодняшний день, 25-30% жилого фонда нуждается в капитальном ремонте. За счет Фонда содействия реформированию ЖКХ значительная часть работ по капитальному ремонту была проведена, но для того, чтобы выйти в нормативы — это без учета недоремонта, надо справиться с недоремонтом.

Для того, чтобы поддерживать текущее состояние, — среднее время между капитальным и текущим ремонтом 25 лет, — должно в среднем 4% зданий в год ремонтироваться по капитальному ремонту. На сегодняшний день у нас федерального закона о капитальном ремонте нет. Он находится сейчас в разработке, разработан нашим министерством, есть его несколько вариантов. Сразу хочу сказать, что, поскольку закон затрагивает практически всех граждан страны, он нуждается в серьезной доработке.

Другие материалы по теме

X