жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

В шаге от роскоши

Всего лишь несколько лет назад запуск каждой точки бесплатного Wi-Fi-доступа в интернет был важным событием как для петербуржцев, так и для телеком-операторов. Место же, где появлялась точка доступа бесплатного Wi-Fi, так называемый хот-спот, сразу становилось популярным. Сейчас мало кого удивишь наличием бесплатного Wi-Fi – причем не только в торговых центрах или в кафе, но и в парках, и даже дворах. К хорошему быстро привыкаешь.

Возможность бесплатно выйти в интернет через Wi-Fi – это, безусловно, благо для горожан. Большинство из нас прекрасно знают, как воспользоваться доступом и в каких постоянно посещаемых местах есть хот-споты. Поэтому многие утверждают, что в городе вполне достаточно зон Wi-Fi. Как минимум сами операторы, отвечающие за создание и поддержку таких точек, в этом уверены.

Покрытие для интернет-зависимых

«На сегодняшний день в Санкт-Петербурге действует более 160 точек бесплатного доступа в интернет для жителей и гостей Санкт-Петербурга, – подсчитали в компании «Прометей». – По нашим данным, сегодня оснащены экранами доступа в интернет территории возле 18 станций метрополитена, а также все вестибюли станций. Свободный доступ в интернет есть в городских парках культуры и отдыха и даже на некоторых маршрутах наземного транспорта».

Аналитики приводят иные данные. По информации J’son&PartnersConsulting, к осени 2014 года в Петербурге насчитывалось более 1000 точек доступа, из которых около 10% были установлены в общественных местах. В iKS-Consulting отмечают, что только у лидера по количеству хот-спотов в городе компании ОБИТ насчитывается более 400 точек, у «Эр-Телекома» – более 200.

«Сегодня практически все туристические маршруты, центр города, парки и зоны отдыха покрыты Wi-Fi-зонами, – отмечает директор петербургского филиала «ВестКолл» Виктория Тихонова. – За последний год Wi-Fi появился в общественном транспорте, в вестибюлях и на станциях метро. Польза для нашего города от этого проекта очевидна: это привлечение интернет-зависимых современных туристов и жителей мегаполиса. На наш взгляд, Wi-Fi хорошо справился с такой задачей, как увеличение привлекательности общественного транспорта для молодого населения города, что уже, в свою очередь, ведет к уменьшению автомобильного трафика в городе. А это так же благоприятно для жителей Петербурга».

Генеральный директор «Смарт Телеком» Анд­рей Суходольский считает, что зон Wi-Fi в Санкт-Петербурге вполне достаточно. По его словам, кроме бесплатных зон в общественных местах в городе располагается большое количество кафе, ресторанов и иных публичных заведений, где предоставляется доступ к Wi-Fi. В совокупности все эти места формируют достаточно плотное покрытие.

По данным компании Ericsson, к концу прошлого года в мире насчитывалось около 3 млрд мобильных устройств, а в перспективе ближайшей пятилетки их количество удвоится. Отсюда и растущая потребность в каналах доступа в интернет, среди которых и Wi-Fi-сети. Поэтому степень развития сетей доступа к беспроводному интернету становится важным критерием оценки комфортности пребывания и проживания в том или ином городе. При сравнении этих возможностей с другими мегаполисами мира Северной столице есть к чему стремиться.

Все флаги в гости

«Петербург, безусловно, относится к числу городов с максимально комфортным уровнем развития беспроводных сетей связи, в том числе со свободным доступом, – уверен генеральный директор «Комфортел» Дмитрий Петров. – Несколько крупных операторов связи развивают свои имиджевые проекты и тем самым делают доступ в сеть для гостей города возможным. Такая ситуация имеет место быть далеко не во всех европейских городах».

В то же время Северная столица не попадает в топ-15 рейтинга городов, в отелях которых проникновение бесплатных Wi-Fi-сетей наиболее велико. Из российских городов на лидирующих позициях только Москва, а первую строчку рейтинга занимает Стамбул.

Старший аналитик iKS-Consulting Екатерина Макаревич напомнила, что, по результатам опроса AmericanExpress, проведенного в декабре 2014 года, при бронировании и оплате путешествий в первую очередь люди обращают внимание на место в самолете – 83%, бренд и репутацию отеля – 78%, Wi-Fi в отеле и самолете – 13%. Получается, мы сами теряем потенциальных гостей города: больше 10% – это совсем немало, особенно в нынешней ситуации, когда и так не самый большой приток туристов сокращается из-за политических проблем.

«Конечно, уровень развития Wi-Fi в Европе и США выше российского. Однако в той же Европе развитие идет достаточно неравномерно. Есть такие локомотивы, как Великобритания (более 185 000 хот-спотов) и Франция (более 105 000 хот-спотов), при этом в Швеции Wi-Fi-сеть насчитывает чуть более 10 000 точек, в Германии чуть больше 16 000, очень многое зависит от инфраструктуры и законодательных инициатив государств. В Японии и Тайване, к примеру, высокое проникновение LTE-сетей сделало развитие Wi-Fi практически ненужным, – рассказывает Екатерина Макаревич.– Если говорить о России, то, по нашим предварительным оценкам, в 2014 году число хот-спотов у нас составило чуть более 22 500, это в несколько раз меньше, чем в США, однако наш рынок развивается наиболее динамично. Самым насыщенным рынком является Москва, Санкт-Петербург занимает около 5–7%, и около 70% хот-спотов приходится на регионы».

Можно успокаивать себя тем, что среди регионов России Петербург находится далеко не на самом последнем месте, и, к примеру, на Дальнем Востоке дела обстоят хуже. Правда, вряд ли это устраивает городские власти – ведь Петербург пытается привлечь как можно больше туристов.

Под бдительным оком

Администрация Петербурга действительно старается поддерживать проекты операторов по развертыванию Wi-Fi-зон, за счет упрощения процедур согласования и так далее. Но, как показал 2014 год, интересы города меркнут перед желанием вышестоящих органов власти отслеживать поведение пользователей в Сети. Шумиха вокруг необходимости авторизации пользователя в сети Wi-Fi в последнее время поутихла, но сами правила никто не отменял. Хотя это начинание регулятора и не внушает особого пессимизма операторам, вопросы остаются.

«Администрация Петербурга в лице Комитета по информации и связи внимательно следит за развитием Wi-Fi-проектов и даже собиралась оплачивать стоимость затрат операторов на развитие инфраструктуры, – рассказывает Дмитрий Петров. – Однако от идеи отказались еще до кризиса, а сейчас она сама собой стала неактуальна. Ввод новых правил авторизации пользователей беспроводных сетей никак не отразился на работе, так как правила хоть и вступили в юридическую силу, но фактически к исполнению постановления правительства Роскомнадзор еще не приступал. С момента принятия закона до начала его реальной работы в России обычно проходит пара лет. Вряд ли в данном случае ситуация внезапно изменится».

«Оснащение общественных зон города Wi-Fi -дос­­тупом проходит под строгим контролем Комитета по информатизации и связи и СПб ГУП «АТС Смольного». Со стороны этого предприятия оказывается вся необходимая организационно-методическая поддержка. При этом финансовые расходы по созданию беспроводной инфраструктуры ложатся полностью на плечи операторов связи, – подчеркивает Виктория Тихонова. – До сих пор в распоряжение операторов не поступило нормативных разъясняющих документов по реализации принятого постановления об авторизации. При этом установленные хот-споты продолжают работать в парках и в местах общего пользования».

В компании «Прометей» также соглашаются, что «вопрос авторизации пользователей в сети едва ли станет преградой для развития нового информационного российского сообщества, в котором телеком-компаниям отведена особая роль».

Имидж – ничто, монетизация – все

Основным сдерживающим развитие Wi-Fi в городе фактором была и остается проблема с монетизацией. Так уж сложилось, что запуск Wi-Fi – прежде всего имиджевый шаг для операторов. О возврате инвестиций говорить практически не приходится, так что каждый из операторов пытается хоть как-то оправдать затраты. Так, «Дом.ру» предоставляет собственным абонентам максимальную скорость доступа. Представители МТС в момент запуска одного из очередных Wi-Fi-проектов говорили о его значимости для формирования у абонентов сотовых сетей привычки потребления интернет-трафика, что впоследствии должно принести оператору прямую прибыль.

Несмотря на это ряд крупных операторов в принципе не готовы пока развивать в высококонкурентной среде Петербурга свои Wi-Fi-сети. Один из них – «Ростелеком», активно открывающий хот-споты в регионах Северо-Запада, но не в Северной столице.

Между тем возможности для монетизации есть – начиная с рекламы на странице доступа до пока незнакомых нам вариантов. «С помощью Wi-Fi и определения геопозиции магазины, например, могут проводить детальную аналитику перемещения клиентов по магазину и, как следствие, оптимизировать стандарты мерчендайзинга для увеличения объемов продаж, – рассказывает Екатерина Макаревич о вариантах монетизации Wi-Fi. – Уже сейчас с помощью QR-кода в смартфоне мы можем пройти через турникет аэроэкспресса, а во многих азиатских и европейских странах такая технология используется и для оплаты покупок в ритейле, к примеру. В перспективе это опять-таки возвращает нас к эффективному целевому маркетингу, позволяя продавцу на основе анализа потребления товаров покупателем за определенный период отправлять ему на смартфон рекомендации, напоминания или информацию об акциях на тот или иной продукт».

Кстати, бизнес-модель с использованием брендированной страницы доступа уже показала свою состоятельность в российских условиях. Один из крупных московских дилеров автомобилей проводил подобную рекламную кампанию в конце 2013 года: CTR (показатель эффективности интернет-рекламы) составил более 20%, что весьма немало. Но тут важно верно выбрать территорию размещения – в данном случае успешность кампании была определена четко сегментированной платежеспособной клиентской базой автосалонов.

Но данный проект, как и ряд других, были реализованы в столице. Видимо, в Петербурге еще недостаточно зрелый рынок, чтобы использовать все эти возможности, так что пока Wi-Fi-проекты остаются исключительно имиджевыми и неокупаемыми, что может сказаться на темпах их развития в виду макроэкономических сложностей.

Затянуть ремни

В том, что всем операторам придется пересматривать свои инвестиционные стратегии, никто не сомневается: и нестабильный курс рубля, и падающая покупательская способность населения, и проблемы в бизнес-сегменте неминуемо приведут к сокращению доходов. А вкладывать деньги в проекты, которые не приносят прибыли, в таких условиях мало кто захочет – они становятся неоправданной роскошью.

«Запуск подобных проектов затратен, так как на бытовом оборудовании сеть разворачивать нелепо, а промышленное стоит на порядок дороже, – считает Дмитрий Петров. – Я думаю, что скорость развития бесплатных сетей доступа снизится ввиду того, что многие сокращают непрофильные расходы».

«Сейчас инвестиции стали более существенными в основном за счет того, что практически все используемое оборудование– импортного производства, соответственно, на его стоимости неизбежно сказывается изменение курса рубля, – соглашается Андрей Суходольский. – В условиях экономического кризиса операторы будут инвестировать средства в первую очередь в проекты, генерирующие выручку. Число имиджевых проектов может значительно сократиться».

«В ближайшее время все проекты будут еще более тщательно оцениваться с точки зрения вложения инвестиций, – утверждает Виктория Тихонова. – Очевидно, что телеком ждут не самые лучшие времена. Все те экономические неприятности, которые свалились на российский бизнес в конце 2014 года, вынуждают операторов переходить к жестким мерам».

Таким образом, ясно, что – несмотря на важность для города наличия развитой сети Wi-Fi – этим проектам жизненно необходимо выходить на новый уровень, а операторам внедрять различные пути монетизации. В противном случае рассчитывать на расширение списка городских хот-спотов не приходится. Правда, в нынешней ситуации не может не радовать уже и тот факт, что ни один из игроков рынка пока не заявил о свертывании текущих проектов.

Справка

Управляемая (операторская) сеть Wi-Fi – сеть операторского класса, содержащая, как правило, большое число точек доступа, управляемых из единого центра, с возможностью обновления ПО, слежения за параметрами, правилами доступа и т. д.

Публичная сеть Wi-Fi считается неуправляемой, если Wi-Fi-роутер (или любое другое устройство, раздающее трафик Wi-Fi) установлен конечным пользователем (юрлицом), которое получает у оператора только услугу интернет-доступа (проводного или беспроводного).

Алена Журавлева

Строительство и городское хозяйство №155 март 2015

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X