на главную
При использовании нашего материала в соответствии с требованием статьи 1274 ГК РФ мы требуем указывать источник цитирования в виде активной гиперссылки, доступной для индексации.
    Стройпульс-всё о строительстве > Городское хозяйство > Время не ждет (оснащение приборами учета: практика, технологии)

 
Регистрация >

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Время не ждет (оснащение приборами учета: практика, технологии)

Выполнение ФЗ-261 в части установки приборов учета ведет к переделу рынка, связанному с появлением энергосервисных компаний.

Сегодня они готовы восполнять функции взаимодействия между ресурсоснабжающими организациями и потребителями ресурсов, а завтра – сформировать единый комплекс сбора и учета информации.

Отыскать потерянное

Потери – ключевое понятие в деле законодательного внедрения приборного учета. Не выяснив, сколько тратится энергии, воды или тепла, невозможно оценить ресурсы энергосбережения. Понимание конкретных объемов получаемых и передаваемых ресурсов даст возможность просчитать объемы потерь, принять специальные программы по их снижению, наладить баланс и управлять ресурсопотреблением.
Следуя этой логике, в учете больше всего должны быть заинтересованы ресурсоснабжающие организации (РСО). С другой стороны, закон обязывает именно потребителей устанавливать приборы учета, которые не всегда могут гарантировать сокращение расходов на оплату потребленных ресурсов.
Кроме того, у снабжающих организаций есть безотказный способ уравновесить финансовый баланс по отпуску и потреблению ресурсов ежегодным двузначным поднятием тарифов или предъявлением «13-й квитанции» за перерасход. В уходящем году был установлен предел роста тарифов 25%, но даже в таких широких рамках большинство регионов не удержались: некоторые превысили их втрое, а кое-где увеличили нормативы потребления коммунальных услуг.
– До принятия закона об энергосбережении рынок складывался стихийно: собственник мог поставить себе счетчик или, наоборот, не ставить, если это было ему выгоднее, – говорит генеральный директор НПО «Карат» Сергей Ледовский. – Сегодня фактор выгодности учета себя исчерпал. Государство перестало устраивать такое положение дел, оно хочет стать третьей стороной, то есть иметь сведения по балансу ресурсопотребления и управлять им.
На деле это означает создание системы сбора и хранения большого объема данных с узлов учета в единых сервисных центрах. Эта информация может стать основой для биллинга по коммунальным услугам, анализа состояния инфраструктуры, работы аварийных и сервисных служб, планирования энергосберегающих мероприятий, последующей модернизации оборудования. В этом процессе индивидуальный и общедомовой учет приобретают первостепенное значение.

Годовой запас

Предусмотренное ФЗ-261 повсеместное внедрение приборного учета расхода энергоресурсов далеко не сразу было осознано как масштабная и ответственная задача для всех участников рынка – от производителей ресурсов до конечных потребителей. Еще год назад ситуация с приборным учетом в стране представлялась малоутешительной. Если счетчики электроэнергии были установлены более чем в 90% домов и квартир, то по газоснабжению, отоплению, горячей воде и водоснабжению эти показатели составляли от 10% до 30% в разных субъектах Федерации.
Например, в Петербурге к концу 2010 года многоквартирные дома в полном объеме оснащены только общедомовыми приборами учета холодной воды. В то же время, по данным ГУП «ТЭК СПб», в жилых домах требуется установить около 10 тыс. узлов учета теплоэнергии на сумму более 2,5 млрд руб. Что касается газоснабжения, то доля квартир с бытовыми газосчетчиками составляет всего 2–2,5%, то есть к началу 2012 года необходимо установить более 1,5 млн приборов. Специалисты уверены, что поквартирные приборы учета газа вряд ли будут введены в действие за оставшееся до начала года время.
Дело не только в наличии или отсутствии выпуска необходимого объема приборов. Производственники уверяют, что оговоренные законом временные рамки в целом приемлемы для выпуска оборудования теплового учета, но проблема заключается в «долгом раскачивании» управляющих компаний и ТСЖ. Чтобы запроектировать, смонтировать и обеспечить пусконаладку узла, нужен как минимум месяц, и если собственники домов обратятся к поставщикам оборудования в последний момент, они просто не уложатся в сроки.
Со стороны конечных потребителей перспектива рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями по факту потребления сталкивается с рядом проблем. Не последнее место среди них для организаций ЖКХ занимают отсутствие средств для установки приборов учета и недостаток специалистов, которые будут обслуживать многочисленный приборный парк. Возникает необходимость в создании особой структуры, которая возьмется за решение вопросов, связанных с обеспечением коммерческого учета ресурсов.

Поиск компромисса
– Коммерческий учет – это пограничное звено, которое связывает ресурсоснабжающую компанию и потребителя в сфере ЖКХ. Отсюда необходимость создания организационной инфраструктуры по обеспечению баланса интересов между РСО и потребителем как на федеральном, так и на региональном или муниципальном уровнях, – полагает исполнительный директор НП ОППУ «Метрология энергосбережения» Борис Портянкин. – Эту нишу должны занять энергосервисные компании. Законом об энергосбережении предусмотрен энергосервисный контракт – договор, направленный на проведение мероприятий, обеспечивающих энергоэффективность и энергосбережение, за счет получаемой экономии.
В Европе для каждого конкретного жилого дома собрана информация за десятилетия о проводимых ремонтах, использованных материалах и о влиянии этих мер на энергопотребление. 
К тому же счетчики там устанавливаются одновременно с прокладкой инженерных коммуникаций. Нам для этого предстоит пройти долгий путь развития. Прежде всего надо измерить количество потребления, потом провести дорогостоящие мероприятия по энергосбережению и проанализировать полученный эффект.
Но для поставщика ресурсов сегодня важна не экономия со стороны потребителя, а возможность установить величину сетевых потерь, чтобы они вошли в тарифы следующего года и обеспечили прибыльность. Кто разрешит этот конфликт интересов между акционерами ресурсоснабжающих организаций и потребителями?
В качестве такого посредника может выступить энергосервисная компания, обладающая квалифицированным персоналом и выполняющая комплекс работ: монтаж и установку приборов, их сервис, организацию системы коммерческого учета, а также инвестирование в приборный парк и другие функции, которые не готовы выполнять ни ТСЖ, ни управляющие компании.

Больше, чем энергосервис

На современном рынке складываются определенные тенденции, отмечают в ООО «Астра Инжиниринг Автоматизация». Прежде всего, происходит консолидация поставщиков ресурсов – крупная компания гораздо эффективнее, чем небольшая.
Вторая тенденция связана с появлением солидных управляющих компаний, которые берут на себя сервисные функции либо самостоятельно, либо по договору со специализированными фирмами. Как следствие, при лавинообразном росте количества приборов учета обеспечить профессиональное обслуживание оборудования становится труднее, следовательно, возникает спрос на подготовку специалистов.
Еще один признак переходного периода – наметившаяся специализация внутри самих сервисных компаний по направлениям монтажа и демонтажа оборудования, сервисного обслуживания, биллинговых центров, испытательных центров и др.
Следует отметить также инициативу производителей приборов учета, которые активно предлагают свое оборудование потребителям, формируя собственные инвестиционные проекты и используя различные финансовые механизмы.

По мнению специалистов, результатом этих изменений может стать создание и материально-техническое обеспечение энергосервисной отрасли с формированием холдингов. Крупные энергосервисные компании могут использовать товарные кредиты, предоставляемые производителями, и быть получателями финансовых средств, используя лизинговые, кредитные или инвестиционные схемы банков или инвесторов.
Это позволит оснастить современными приборами учета не только отдельные дома, но и целые территории с меньшими затратами, а также обеспечить сервисное обслуживание огромного количества приборов. При этом уже на этапе проектирования и монтажа можно предусматривать возможность передачи данных от узлов учета в единые сервисные центры для их обработки, хранения и анализа энергосберегающих мероприятий.

Татьяна Рейтер
Талион Империал Отель

НОВОСТИ




 
на главную

КОНТАКТЫ | РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА | КАРТА САЙТА

© 2009-2011 «СЕВЕРОСЛАВЯНСКОЕ БЮРО РЕКЛАМЫ»