Закон №261-ФЗ «Об энергосбережении» придал мощный импульс к развёртыванию по всей стране проектов энергоэффективного строительства. Однако на практике реализация закона сопряжена с множеством препятствий.

03.04.2012 18:38:18

Какие препятствия сегодня встречаются на пути реализации ФЗ «Об  энергосбережении» и как должен быть выстроен диалог между всеми участниками  энергетического рынка, обсудят эксперты в ходе круглого стола «Энергосбережение: технология, организация и экономика», организованного журналом «Строительство и городское хозяйство» и СРО НП «Экспертные организации электроэнергетики» в рамках «Интерстройэкспо».

 

Один из центральных отраслевых законов №261-ФЗ «Об энергосбережении», подписанный главой государства 23 ноября 2009 года, придал мощный импульс к развёртыванию по всей стране проектов энергоэффективного строительства. Ключевые законодательные акты (№261-ФЗ, Указ Президента РФ от 04.06.2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», Постановление Правительства РФ от 25.01.2011 г. №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»), регламентируют достижение в этой сфере определённых целевых показателей.

Энергетическая эффективность зданий должна быть повышена с 2015 г. не менее чем на 15%; с 2016 г. - не менее чем на 30%; к 2020 г. - не менее чем на 40%. Чтобы выполнить поставленные задачи, регионам необходимо наметить пути реализации федерального законодательства на местах, заставив законы работать.

18 апреля в рамках Международного строительного форума «Интерстройэкспо» запланировано проведение круглого стола на тему «Энергосбережение: технология, организация и экономика». Концепция дискуссии, которая развернётся на профессиональной площадке, звучит так: «Закон принят, но не работает. Почему?» В преддверии этого важного для энергорынка события мы решили предоставить слово членам СРО НП «Экспертные организации электроэнергетики», выступившего организатором деловой встречи.

Исполнительный директор СРО НП «Экспертные организации электроэнергетики» Дмитрий Юрьевич Юденков: 

-Как известно, основа энергоэффективных решений закладывается ещё на стадии проектировании, поэтому к проектной документации должны предъявляться достаточно жесткие требования по энергоэффективности. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.04.2010 г. №235 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» каждый проект должен содержать соответствующий раздел с перечнем мероприятий по повышению  энергоэффективности. И основную ответственность за выполнение заложенных в проекте энергоэфекивных решений, за полноту и достоверность сведений, за соответствие данному проекту строящихся зданий, строений и сооружений, несут заказчик и проектировщик. Вся информация по параметрам теплозащиты, энергетическим нагрузкам, показателям эксплуатационной энергоемкости, по оснащенности приборами учета должна быть отражена в энергетическом паспорте здания, который составляется в соответствии с проектной документацией любого реконструируемого, подлежащего капитальному ремонту и вновь возводимого здания. К энергетическому паспорту целесообразно прикладывать отчет с указанием энергосберегающих решений, заложенных в проект, сроков их окупаемости, а также рекомендации, направленных на дальнейшее повышение энергетической эффективности. Надзор за выполнением этих требованием осуществляет Госэкспертиза и поэтому  ответственность государственных инспекторов должна быть сопоставима с ответственностью проектировщиков.

Хочется напомнить, что в свете вышедшего год назад Приказа Минрегиона от 17.05.2011 г. №224 «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», выполнение требований энергетической эффективности является обязательным для лиц, осуществляющих проектирование, экспертизу, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений.

Генеральный директор ООО «Кронверк» Денис Викторович Воронцов:

-Да, действительно новыми законодательными актами, в случае нового строительства или реконструкции объекта недвижимости, введен новый раздел «Энергоэффективность» в состав проектной документации.  Однако, на практике, этот раздел практически не применяется ввиду отсутствия единых стандартов, которые могли бы быть четко в нем изложены. Отсутствие нормативной базы для «зеленого строительства» не позволяет сегодня в полной мере увидеть реальные изменения которые могли бы повысить энергоэффективность.

Вторая проблема – отсутствие заинтересованности у застройщиков применять энергоэффективные проекты, т.к. они несут дополнительные издержки для строителей уже на стадии проектирования. Государство должно стимулировать данную технологию не только законодательной базой. На мой взгляд, должны быть выработаны иные механизмы взаимодействия с застройщиками.

Многие застройщики позиционируют свои дома как «экопроекты» для привлечения покупательской активности, однако застройщиком как правило внедряется только лишь часть технологии. Например, изменение систем освещения общественных зон, использование материалов с повышенной теплопроводностью, что позволяет не так сильно снизить расходы энергопотребления - не более чем на 10-15%, что, впрочем, применялось и до принятия Закона об энергоэффективности.

Внедрение иных технологий, которые применяются на Западе, таких например, как система рекуперации тепла (снижение затрат на теплоснабжение), слишком затратно для инвестора. В настоящий момент в Санкт-Петербурге реально применяют данные технологии только иностранные компании.

Однако, это только начало, после создания нормативно-правовой базы с внедрением «энергоэффективности» в строительство с обязательной сертификацией такого проекта, применение данных технологий будет массовым, затраты на строительство вырастут, что достаточно существенно отразится на стоимости квадратного метра.

Генеральный директор компании ОАО «Энергоучёт» Владимир Геннадьевич Корнев:

-Любые мероприятия по энергосбережению немыслимы без организации учёта потребляемых энергоресурсов. Как известно, к 1 января 2012 года во всех жилых домах и помещениях многоквартирных домов согласно ФЗ № 261 «Об энергосбережении» собственники должны били установить приборы учета энергоресурсов. Более того, многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета энергоресурсов. И если в случае с поквартирным учетом расхода электроэнергии, практика экономии энергоресурсов за счет установки узлов учета широко распространена, то аналогичные мероприятия по экономии общедомовой электроэнергии скорее исключение, чем правило. Речь идёт об экономии электроэнергии, расходуемой при освещении подъездов, наружном освещении дома и придомовых территорий, используемой для питания усилителей телеантенн общего пользования, автоматических запирающих устройств и др.

Статистика такова: в Санкт-Петербурге только порядка 30% домов оборудованы общедомовыми электросчетчиками. Собственник не верит в финансовые выгоды от установки счетчиков, а товарищества собственников жилья не могут объяснить жильцам, почему нужны дополнительные вложения и как быстро они окупятся.

То есть собственник попросту не заинтересован вкладывать средства в организацию учета потребляемых энергоресурсов, он не видит экономической эффективности от этих мероприятий. Между тем, простой расчет показывает, что установленные нормативы, по которым ведётся учёт в случае отсутствия приборов учёта, рассчитаны на чрезмерное потребление энергоресурсов и в подавляющем большинстве весьма далеки от фактически потребленной электроэнергии на общественные нужды. Расход «общественной» электроэнергии, который оплачивается жильцами многоквартирных домов наравне со всеми прочими коммунальными платежами, может быть сокращён до трех раз за счёт реализации ресурсосберегающих мероприятий.

Видимо, собственники ждут, когда их принудительно заставят экономить. И закон такую меру предусматривает. Согласно части 12 ст.13 ФЗ № 261 «Об энергосбережении», энергоснабжающие организации, к сетям которых непосредственно подсоединены указанные объекты энергопотребления, обязываются в срок до 1 января 2013 года оснастить их приборами учета. Иными словами, по истечении срока добровольной установки счетчиков энергоснабжающие организации возьмут на себя функции по принудительной организации учета. Эта мера не выгодна самим энергопоставщикам, так как свободных маневренных средств на оплату приборов учета и их установку у энергоснабжающих организаций нет.

Резюмируя вышесказанное должен отметить: чтобы ФЗ №261 «Об энергосбережении» заработал, необходимо в первую очередь решить вопрос с  финансированием этих работ. Так если по закону  обязательная установка узлов учёта вменяется энергоснабжающим организациям, то должен быть определён механизм выделения средств на эти работы ( кто будет кредитовать поставщиков электроэнергии, на каких условиях будут выделяться кредиты и т.п.). Необходимо донести до ТСЖ, Управляющих компаний домов, собственников жилья, что установка узлов учёта способна принести им реальную пользу и экономить выгодно.

Другие материалы раздела:

Количество просмотров: 3733

Новости партнеров:

Загрузка...
RedTram

Жилой комплекс на Большевиков
^ Наверх
/js/script.js">