Актуальное

Аршином общим не измерить

Как показывает мировой опыт, единого рецепта инновационного развития не существует.
Даже у стран, еще недавно объединенных в одно государство и имеющих сходные экономические проблемы.

Власть и бизнес

Лазерная обработка металла– Условия инновационного развития и влияние кризисной ситуации в разных странах кардинально отличаются, – рассуждает Хайнц Фидлер, президент международной группы SPICE (Эксперты научных парков и инновационных центров). – Единых рецептов спасения национальных экономик тоже нет. Один из основных вопросов в период кризиса – как должно вести себя государство в сложившейся ситуации? Обязано ли оно поддерживать неэффективные компании или нет? И сколько компаний тогда ему придется спасать?
Хайнц Фидлер убежден, что не только несостоятельные компании должны первыми покинуть рынок, но и инновационно-технологические парки должны испытывать такие же сложности, как бизнес. Иначе вместо того, чтобы реструктуризироваться в зависимости от спроса на инновационные продукты, технопарки всякий раз будут стучаться в государственную дверь в поисках финансирования.
Вопрос о том, что важнее для национальной экономики и требует господдержки в первую очередь, чтобы успешнее двигаться по инновационному пути, решают уже многие годы не только в России, но и в более благополучных странах.
В отличие от Хайнца Фидлера, директор Финско-российского инновационного центра Игорь Куприенко уверен, что своему мировому лидерству в инновационном развитии Финляндия обязана исключительно тесному сотрудничеству государства и бизнеса. Благодаря заинтересованности власти страна вышла на первое место в мире по доле ВВП, инвестируемой в технологическое развитие.
Без государственного участия и поддержки местной администрации в Финляндии не создается ни один инновационно-технологический центр. На основе частно-государственного партнерства сформированы заменившие отрасли кластеры, много вопросов уделяется защите интеллектуальной собственности, поддержке университетов, без участия которых не обходится ни одно инновационное внедрение научных разработок.

Либерализация под присмотром государства

В соседней Белоруссии инновационные начинания также находятся под государственной опекой.
– Хотя каждая из бывших советских республик пошла своим путем, в инновационном поле они имеют общие проблемы, – полагает Анатолий Гришанович, директор Белорусского инновационного фонда, созданного в 1999 г. для поддержки и финансирования инновационных проектов. – Это недостаточный уровень технологичности, малая доля экспорта высокотехнологичной продукции, необеспеченность современным оборудованием и техникой.
По его словам, для решения этих проблем в 2006 г. было принято решение разработать национальную инновационную программу. Согласно этому документу, к 2010 г. в Белоруссии предусмотрено создание, модернизация и обновление 1300 предприятий из 5000 хозяйствующих субъектов. Около 600 предприятий будут обновлены на основе внедрения новых технологий, вместо 300 предприятий будут созданы принципиально новые, все остальные – модернизированы в научно-техническом плане, на них будут проведены обновление оборудования, реконструкция.
Соответствующие подпрограммы разработаны по отдельным компонентам, которые также призваны обеспечить инновационное развитие: кадровая подготовка, информационная инфраструктура, финансовое обеспечение через стимулирование банков и привлечение инвестиций, правовое обеспечение, расширение международных связей с целью привлечения зарубежных инвестиций для обновления промышленности.
Программа находится под жестким мониторингом, результаты которого подкрепляются ежеквартальной отчетностью.
– В условиях непростого финансового положения разработана программа либеризации экономики, – говорит Анатолий Гришанович. – Предусмотрены кардинальные для белорусской экономики перемены: приватизация, преобразования финансовых институтов, привлечение малого предпринимательства.

Малые предприятия в роли инноваторов

ТехнопаркРуководитель Фонда поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере Сергей Поляков уверен, что в деле развития инноваций в любой экономически развитой стране большую роль играют именно малые предприятия.
– В этом секторе опробуются самые прорывные технологии, самые передовые изобретения, – говорит он. – Высокотехнологичный бизнес сложен, риски в нем высоки, поэтому малые инновационные предприятия нуждаются в государственном субсидировании.
Поддержка малых инновационных предприятий, которых в России насчитывается около 20 тысяч, есть один из путей выхода из кризиса. Это не только создание новых рабочих мест и перспективного производства. Предыдущий кризис 1998 г. лишний раз подтвердил, что многие компании, которые сложились в то время, сумели найти свои ниши и освоить выпуск конкурентоспособных продуктов.
По словам Сергея Полякова, решить острейшую на сегодня для малого бизнеса проблему спроса может только госзаказ – закрепленное недавно принятым законом предоставление 20% доли сможет обеспечить малые предприятия заказом на сумму около 40 млрд руб.
В экономике Финляндии доля малых и средних предприятий достигает 90%, они производят 60% ВВП и 20% экспортной продукции. Еще в 1990-е гг. была разработана национальная стратегия поддержки малого бизнеса, которая включает подготовку персонала, налоговые, таможенные и тарифные льготы, облегченный доступ к финансовым ресурсам и продвижение продукции на экспорт. В прошлом году с учетом кризисной ситуации была разработана масштабная инвестиционная антикризисная программа для стимулирования бизнеса. В соответствии с ней выросла доля госзаказа в строительстве, что привело к росту объемов производства на 40%.
В Швеции основу экономики также составляют малые и средние предприятия, 20% которых трудится в производстве. Правительство страны также помогает продвижению своих предпринимателей на новые рынки, оказывает безвозмездную материальную поддержку до 50% уставного фонда предприятия.
Программа поддержки, стартовавшая в 2005 г., позволила 90% малых предприятий улучшить качество выпускаемой продукции и увеличить обороты. По данным представительства Стокгольма в Петербурге, с началом мирового кризиса правительство Швеции приняло решение безвозмездно поддерживать малые предприятия на сумму до 250 тыс. шведских крон каждому до 100% уставного капитала.

Размещение 20% доли госзаказа на малых предприятиях сможет обеспечить их на сумму 40 млрд руб.

Сколько стран, столько мнений

В эпоху глобализации интеграция с мировым инновационным процессом становится одним из необходимых условий развития экономики.
– Основные инновационные преграды для России – малый опыт ведения бизнеса, слабая защита интеллектуальной собственности, устаревшие знания о достижениях коллег за рубежом, – полагает Игорь Куприенко. – Чтобы справиться с этими недостатками, не нужно учиться на собственных ошибках – зарубежные компании решают те же самые проблемы. Если мы хотим стать инновационными, то надо выйти из изоляции, быть открытыми миру.
– У нас есть технопарки, инвестиционные фонды, господдержка, направленные на развитие инновационных компаний, – говорит Савва Ходько, председатель правления Северо-Западного агентства развития и привлечения инвестиций. – Первая проблема – оценка их конкурентоспособности на мировом уровне. Вторая – умение страны пользоваться всеми имеющимися в мире возможностями, если не хватает своих идей. То есть нужно организовать центры передачи технологий в нашу промышленность.
– Инновации – это не научные исследования, это просто инструмент использования знаний и преобразования их в прибыль, – соглашается Янис Стабулкиенс, исполнительный директор Латвийского технологического центра. – Инновации и исследования – это две стороны одной медали. Важно понимать, что нужно поддерживать. С одной стороны, не стоит заставлять ученых коммерциализировать свои изобретения, для этого нужны специальные менеджеры, и их подготовка – это часть инновационного процесса. С другой – мы не должны есть семенной картофель, то есть не должны экономить средства на образование и науку.
Мнение о том, что в основе инновационного рывка лежит образование, разделяет коллега из Армении Баграт Енгибарян, директор Фонда бизнес-инкубаторов.
– У нас нет тех солдат, которые могли бы реализовать инновационные проекты, – полагает он. – Наша высшая школа готовит ученых, а для внедрения новых идей в производство нужны практики.
Глава Фонда отметил также, что кризис – хорошее время для завоевания новых рынков и для активного внедрения государства в инновационные процессы.
Таким образом, единых рецептов для стимулирования инновационного развития нет. Но отдельные элементы государственной политики и успешный опыт ее реализации в ряде стран могут быть взяты на вооружение, особенно, когда речь идет о выборе инструментов для преодоления экономического кризиса.

Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме