Актуальное

Инновации в законе

Сегодня у инноватора есть несколько путей достучаться до потребителя. Правительство города наметило наиболее короткий – предлагать строительные материалы и технологии, максимально соответствующие нуждам городского хозяйства.

Больше инноваций – хороших и разных

Во всем мире строительная отрасль относится к разряду наименее инновационно емких. Тем не менее взятый два года назад государством курс на инновационную экономику заставил обратить пристальное внимание на новые технологии и материалы, появляющиеся на отечественном строительном рынке. Кроме того, 12.05.09 постановлением правительства города был принят План мероприятий обеспечения Петербурга строительными материалами на 2009–2011 годы. Третий раздел плана посвящен разработке и внедрению новых конструктивных решений, новых эффективных строительных материалов.
Определение инновации как нового продукта позволяет зачислить в разряд инновационных достаточно широкий круг строительных материалов и технологий независимо от того, стоят за ними серьезные научные исследования или нет.
Такой подход производит впечатление невероятно большого количества новаторских решений в строительстве, реализация которых сможет, наконец, решить проблемы повышения производительности труда, снижения затрат, повышения качества строительства и продукции стройиндустрии.
– Это не совсем так, – говорит об изобилии инноваций Игорь Шикалов, начальник методического отдела юридического управления Комитета по строительству. – Мы каждый день получаем предложения от инноваторов, и девять из десяти повторяют друг друга, но под разными брендами. Например, при всем разнообразии вентилируемых фасадов разработчики применяют всего 2–3 конструктивных решения.
Вместе с тем есть предложения, на которые нельзя не обратить внимание. Например, на прошлогодний конкурс «Инновация», проводимый организаторами Балтийской строительной недели, были представлены технологии по сохранению фундаментов исторических зданий, актуальные для архитектурного наследия Петербурга.
Но, чтобы сделать вывод о масштабах инновационных процессов, одного мероприятия мало.
По замыслу Игоря Шикалова, такой конкурс с участием всех заинтересованных в рынке Северо-Запада компаний должен проходить на протяжении года с подведением итогов на очередном строительном форуме. Это позволит получить объективную картину инновационного рынка, отсеять сомнительные предложения и выявить технологии и материалы, которые интересны городу, соответствуют его архитектурной специфике и смогут решить насущные вопросы по энергосбережению и ведению городского хозяйства.
Вопрос в том, как сделать их если не обязательными, то рекомендуемыми к применению.

Нормативное законотворчество

Сложившаяся в стране обстановка в области административного и технического регулирования строительства стала следствием многолетнего реформирования отрасли. Единого координирующего центра в лице полномочного некогда министерства давно нет. Профессиональные объединения, союзы и ассоциации пока не готовы взять на себя всю ответственность. Законодательство о саморегулируемых организациях принято, но даже за считанные месяцы до окончания действия сроков лицензий процесс формирования СРО затронул не более трети строительных компаний и в некоторых регионах приобрел стихийный характер.
Что касается положения с техническим регулированием, то здесь ситуация не намного лучше. Со времени принятия закона о техническом регулировании в 2002 г. регламентов, которые полностью определяли бы «правила игры» в отрасли, до сих пор нет, стандарты и СНиПы имеют ограниченное применение, а с 1 июля следующего года перейдут в разряд документов добровольного применения.

– У нас уже более десяти лет не создается нормативов по строительству, – констатирует Игорь Шикалов. – Но проектировщик, если он хочет применить новые технологии и при этом защитить свой проект, должен «вписаться» в существующую нормативную базу. С другой стороны, сегодня даже в техническом задании зачастую нет четких критериев. Например, предписано выполнить ремонтные работы с «улучшенной отделкой». Но что это такое?
Чтобы подвести под новые технологии нормативную базу, в Петербурге ведется работа по созданию и согласованию региональных методических документов. Они инициируются строительным сообществом, и в их разработке участвуют все заинтересованные стороны – специалисты строительных компаний, производители строительных материалов, научно-исследовательские институты, органы надзора и власти.
– Город не лоббирует интересы отдельных производителей, – подчеркивает Игорь Шикалов. – Основная задача в области строительных инноваций, которая сегодня стоит перед Комитетом по строительству, связана с созданием критериев. Они станут обязательным условием выполнения госзаказа и будут предложены к принятию как стандарты СРО. В создаваемых документах планируется фиксировать не бренды, а качественные и технические показатели, что будет способствовать применению конкурентных технологий.
Актуальность этих технологий призваны определить независимые эксперты таких организаций, как Ростехнадзор, служба экспертизы проектов МЧС, Служба государственного строительного надзора и экспертизы, ряд комитетов, в том числе Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Жилищный комитет, КБДХ и др. Конечное утверждение останется за Комитетом по строительству. Пока действует 30 РДМ, 23 утверждены Службой экспертизы и надзора. Планируемый объем выпуска составит около 10 документов ежегодно.
Надо отметить, что создание подобных документов выявило две проблемы – высокую стоимость работы и недостаток квалифицированных исполнителей. Именно поэтому в регионах, к примеру, заниматься таким нормотворчеством практически некому.
– Мы предложили региональным строителям использовать уже разработанные документы во всем Северо-Западном регионе, и они согласились, – рассказывает Игорь Шикалов. – В целом, в нормотворчестве мы готовы идти на консолидированную и «софинансированную» работу с инноваторами.

Еще раз о роли СРО

Справедливости ради надо отметить, что помимо участия в конкурсах есть другие способы продвижения инновационной продукции. По словам начальника Управления инновационной политики КЭРППиТ Александра Малиновского, в городе действует более 70 форм и механизмов поддержки инновационного бизнеса. В дополнение к ним в этом году правительство города выступило в начале года с Программой обеспечения госзаказа региональным инновационным продуктом. Кроме того, в преддверии Инновационной недели объявлен открытый конкурс среди зарегистрированных в Петербурге компаний по 11 номинациям с премиями от 1 до 3 млн руб., в том числе в сфере строительства.
– Смысл продвижения продукта мы видим в правильной подготовке технического задания, – говорит Александр Малиновский. – Для этого в поддержку Комплексной программы инновационного развития Петербурга мы создали несколько реестров. В их числе реестр инновационных предприятий города, включающий около 500 компаний, реестр инновационных продуктов, реестр инновационной инфраструктуры и общественных организаций, которые являются партнерами программы.
– Мы готовы пропускать любые инновации через наши рекомендательные документы, но задача города не продвигать их, а создать информационную среду, где специалисты могли бы отстаивать качественные показатели, которые после заключения экспертов станут основой для нормативных методических документов, – поясняет Игорь Шикалов. – Поэтому инициатива должна исходить непосредственно от производителей. За рубежом отраслевые критерии разрабатывает непосредственно профессиональное сообщество. Это и есть высший уровень самоуправления.

Татьяна Рейтер

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Борис Бутцев, член Экспертного совета Комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы РФ, член Российской палаты строительных экспертов «Росстройэкспертиза»:
– 20-летняя практика установки стеклопакетов в жилых новых и реконструируемых зданиях обострила проблему создания полноценного воздухообмена. Но даже в Германии, где подобной проблемой занимаются давно, только осенью этого года разорились на новый регламент.
Пока в отношении оконных и стеновых клапанов даже не уместен вопрос об их сертификации, потому что неизвестно, чему соответствовать. Каковы должны быть эти отверстия, чтобы вернуться к нормативам воздухообмена, заложенными в проекты с применением столярных оконных блоков?
Но работа в этом направлении движется. Недавно Министерство науки выделило около 10 млн руб. на разработку приточно-вытяжных регулируемых вентиляционных клапанов для многоквартирных домов массовой застройки с целью создания отечественных устройств, учитывающих российский климат, условия эксплуатации и специфику применения. И это при том, что в России действует не менее десятка производителей подобных устройств.
Ассоциация АПРОК подала две заявки на разработку двух нормативов взамен устаревших. Одна тема – разработка технических решений методом расчетного проектирования естественной вентиляции эксплуатируемых зданий с регулируемым воздухообменом. Вторая – разработка технического регламента Москвы по применению стеновых и оконных саморегулируемых клапанов.

Константин Рузов, директор «ТехноНИКОЛЬ-Маркетинг Северо-Запад»:
– Чтобы город, как заказчик, был готов воспринимать наши инновации, нужна большая глубина проработки нормативных вопросов. Частный заказчик понимает эту проблему и умеет просчитывать экономику, потому что меряет качество проекта своими деньгами. Город только сейчас проявил интерес к инноватике. Я тоже за открытые конкурсы, так как здесь появляются равные шансы у каждого, и на этих условиях инновационные проекты пойдут.
Но надо совершенствовать нормативную базу. Мы, например, с 1989 года хотим изменить СНиПы – там есть противоречия с применяемыми сегодня технологиями.

Другие материалы по теме