Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

В сетях госзаказа: о коррективах в организации гозакупок

Как будет организована работа с госзакупками в 2016 году, рассказал глава «Управления заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» Максим Белов.

Максим Белов
Максим Белов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В условиях недостатка денежных средств формирование, размещение и исполнение госзаказа Петербурга по проектированию, строительству и реконструкции объектов инженерно-энергетического комплекса требует особого внимания. Как будет организована эта работа, редакции СГХ рассказал директор СПб ГКУ «Управления заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» Максим БЕЛОВ.

– Какими средствами располагает СПб ГКУ «Управление заказчика» в 2016 году для исполнения адресной инвестиционной программы (АИП)?

– Наше учреждение формирует, размещает и контролирует ход исполнения работ по контрактам, которые заключаются в соответствии с № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В прошлом году на объекты инженерной инфраструктуры в рамках АИП нашему учреждению предусматривались средства в объеме 4,6 млрд рублей, в 2016-м – 4,4 млрд рублей. Сокращение бюджетных ассигнований на фоне общей инфляции, конечно, сдерживает темпы работ на объектах энергетического и водохозяйственного комплекса. Но надо учитывать нестандартность текущей экономической ситуации – все отрасли вынуждены ужимать расходы и экономить.

Между тем в сегодняшних условиях у нас появляется дополнительный стимул повышать исполнительскую дисциплину подрядчиков на объектах АИП, чтобы уровень освоения плановых лимитов повышался и в целом по исполнению АИП-2016 мы бы вышли на 100% освоения.

– Будет ли пересмотрена стоимость контрактов и какова методика пересчета контрактных цен?

– Мы пересматриваем начальную максимальную цену контрактов с учетом индексов, разрабатываемых городским Центром мониторинга и экспертизы цен комитета по государственному заказу. Вынужден признать, что по некоторым позициям индексы на стоимость материалов отстают от реальной инфляции.

Эта проблема в большей степени исходит от производителей строительных материалов и оборудования. Дело в том, что немногие из них предоставляют данные в Центр мониторинга цен. Зачастую именно из-за этого происходит отклонение индексов от реального роста цен. Нежелание поставщиков делиться информацией о ценах может быть обусловлено тем, что многие организации оптимизируют налогообложение. Например, в Центре мониторинга есть данные только о стоимости труб диаметром до 500 мм, по изделиям большего диаметра информации нет. В итоге в контракт закладывается стоимость таких труб по прайс-листу, а она может меняться.

4,4 млрд рублей выделено в 2016 году на госконтракты ПР и СМР инженерной инфраструктуры в рамках АИП

Кроме этого есть и процедурные особенности. Если хозяйствующий субъект, подготовив проектно-сметную документацию и заложив средства, может немедленно заключить договор, то размещение госзаказа строго регламентировано, предполагает соблюдение определенного порядка и перечня необходимых процедур.

В частности, объект можно включить в очередную АИП на следующий год только при наличии разработанной проектно-сметной документации, имеющей положительное заключение госэкспертизы по состоянию на 1 июля года текущего. То есть проект будет одобрен с учетом в лучшем случае февральских-мартовских цен на материалы и оборудование за год до начала конкурсных процедур по строительно-монтажным работам.

Между тем, например, по объектам наружного освещения в прошлом году аукционное падение по некоторым контрактам достигало более 25%. Поэтому говорить о том, что произошло резкое удорожание материалов, не совсем верно. Удорожание было, но подрядчики при выполнении работ по наружному освещению даже после значительного снижения начальной цены контрактов исполняли их в установленные сроки и без претензий. Не исключаю, что где-то и за счет своей прибыли.

– Известно, что есть проблемные объекты, которые так и не дождались заявок подрядчиков из-за низкой максимальной цены контракта…

– Да, в прошлом году было несколько контрактов, на которые заявки от бизнеса не поступили, то есть желающих их исполнить не нашлось. Такие проблемы возникают в случае, если проекты были разработаны ранее 2013 года. Цены, которые заложены в них, даже с учетом пересчета по индексам удорожания стоимости материалов, действительно сильно отстают от сегодняшних.

Мы проводим актуализацию таких объектов, выбираем приоритетные. Однако, чтобы начать работать по таким проектам, предстоит пройти весь круг согласований для включения их в АИП.

– Сколько объектов будет выставлено на торги в текущем году, в какие сроки?

– Контракты на все объекты со сроком исполнения в 2016 году мы опубликовали до 1 марта, сейчас идет процедура приема заявок от подрядчиков. Также начались закупочные процедуры и по проектам, сдача которых запланирована на 2017–2018 годы. Уже объявлена закупка по 61 объекту.

Примерно столько же аукционов по проектным и строительно-монтажным работам будет объявлено после актуализации начальных закупочных цен. Мы не заинтересованы в том, чтобы затягивать эти мероприятия.

Трубы
Белов: При возникновении у подрядчика проблем с реализацией проекта мы сразу подключаемся к их решению и вместе пытаемся устранить возникшие сложности
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Подрядчики сетуют на то, что есть сложности с приемкой и оплатой заказчиком выполненных работ. Насколько это распространенная проблема?

– По условиям контрактов оплата осуществляется в течение 60 дней после приемки работ. Однако мы стараемся производить расчеты с подрядчиками в течение двух недель. Будучи госучреждением, «Управление заказчика» обязано соблюдать все необходимые процедуры. То есть работы принимаются, если они выполнены качественно и подрядчик представил всю необходимую, подтверждающую качество документацию в соответствии с проектом.

Повторюсь, у нас необоснованных задержек с оплатой не было. Если задержки и были, то по причине некачественной работы или из-за отсутствия документации. Но такие случаи единичны. При возникновении у подрядчика проблем с реализацией проекта мы сразу подключаемся к их решению и вместе пытаемся устранить возникшие сложности.

– Система обеспечения исполнения госконтракта вызывает много нареканий. Как соблюсти баланс интересов подрядчика и госзаказчика?

– Одним из «страховочных механизмов» выступает система предоставления авансов. Подрядчик может получить аванс только при условии предоставления банковской гарантии, включенной в реестр банка, и если к нему нет претензий по исполнению работ. Банковская гарантия позволяет обезопасить заказчика от невозврата аванса.

Необходимо ввести ответственность учредителей за деятельность своей компании – и количество недобросовестных организаций, число банкротств сократятся

– Добросовестные игроки рынка считают действующие в Петербурге обеспечительные меры чрезмерно завышенными. Будут ли они пересматриваться?

– Обеспечительные меры регулируются № 44-ФЗ. При закупке строительных работ государственными заказчиками Петербурга обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере от 10 до 30% от начальной (максимальной) цены контракта.

– Насколько верна информация о массовом банкротстве малых и средних компаний, специализирующихся на строительстве инженерных сетей?

– Мы выстраиваем взаимоотношения с генподрядчиками, которые, в свою очередь, выбирают себе партнеров, субподрядчиков, поставщиков из сектора малого и среднего бизнеса. В прошлом году ни одна генподрядная компания не объявила о своем банкротстве.

Между тем я считаю, что необходимо ввести ответственность учредителей за деятельность своей компании, – и количество недобросовестных организаций, некачественно исполненных работ, число банкротств, мнимых и реальных, сократятся.

Согласитесь, странно, когда компания с уставным капиталом 10 000 рублей выполняет работы на десятки миллионов, а порой и миллиарды рублей. У таких фирм должно быть соответствующее обеспечение, чтобы они в том числе имели возможность ответить по своим обязательствам и перед субподрядчиками. На мой взгляд, по этой же причине на рынке появляются недобросовестные компании, перепродающие подряды.

Ремонтные работы
Белов: Нам надо просто обеспечить исполнение существующих законов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– То есть № 44-ФЗ нуждается в доработке, направленной на отсечение недобросовестных участников рынка?

– Возможно, стоит рассмотреть корректировку гражданского законодательства, предусмотрев в разделе о хозяйственных товариществах и обществах ответственность учредителей за действия созданной ими организации.

В качестве примера «за» можно рассмотреть казенные предприятия, в которых собственник имущества (а это публично-правовое образование, например субъект Федерации или муниципальное образование) несет субсидиарную ответственность по обязательствам при недостаточности имущества предприятия.

Нам надо просто обеспечить исполнение существующих законов. Ограничивать конкуренцию нелогично. Правительство города считает, что хотя бы 50% контракта генподрядчик должен выполнить собственными силами, это позволило бы избежать проблем с продажей подрядов, демпингом, банкротствами. Мы такую позицию поддерживаем.

– Но усовершенствования явно не повредят. Например, сейчас обсуждается идея объединения базы по 44-ФЗ и по 223-ФЗ на единой электронной площадке…

– Они уже объединены на едином портале. Какая разница, на какой площадке они разыгрываются. Допускаю, что для подрядчиков есть определенные неудобства, поскольку им приходится приобретать разные электронные ключи для разных площадок. Проблемы только в этом. По большому счету заказчики ведь тоже не меняют электронные площадки как перчатки.

Скажем, раньше мы работали на двух электронных площадках. Сейчас торгуемся на одной, и это удобнее.

– Согласитесь, это создает неудобства для подрядчиков и требует дополнительных расходов. Вы как чиновник должны делать эту работу удобной не только для вас, но и для бизнеса…

– Но тогда изменится конкурентная среда. Ведь разные площадки предоставляют разные условия работы на них. Это здоровая конкуренция. Если вводить ограничения и выводить всю торговлю контрактами на одну государственную площадку, то государство и должно обеспечивать ее работу.

– Ведется ли работа по усовершенствованию базы материалов и оборудования на федеральном и региональном уровнях?

– В регионе сейчас формируется электронная база материалов в рамках программы импортозамещения. Комитетом по энергетике разработаны каталоги, которыми могут воспользоваться и производители – чтобы включить в них свои товары и услуги, и подрядчики – чтобы выбирать и пользоваться этими данными. Иначе говоря, создается банк данных продуктов, которые производятся на территории региона. Эта информация в равной степени необходима и участникам рынка, и госзаказчикам для эффективного взаимодействия.

Татьяна Вильде

В печатной версии название статьи – “В сетях госзаказа” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 164, апрель, 2016 г.)

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X