жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Двойные ставки: о коммунальных расходах

В 2018 году Петербург ждет введение двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение. Это обеспечит справедливую оплату гражданами тепловой энергии, а рост их платежей за горячую воду отчасти нивелируется снижением расходов на отопление.

Счетчик
Фото: oblgazeta.ru

Потребители в равных условиях

В феврале 2015 года правительство России внесло изменения в ряд законодательных актов, касающихся использования двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (ГВС). Согласно этому постановлению, которое подготовил Минстрой, плата за ГВС формируется с учетом объема потребления холодной воды и расходов на ее подогрев.

«В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению», – говорится в документе.

Как уточняется в информационном письме федерального строительного ведомства, датированном мартом 2017 года, этот принцип обеспечивает распределение теплоэнергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Если же ориентироваться на показания общедомовых приборов учета, то те собственники помещений, которые несанкционированно подключились к внутриквартирной системе горячего водоснабжения и, соответственно, потребили больший объем тепловой энергии, будут платить за нее меньше, чем остальные.

«Применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению показаний приборов учета тепловой энергии, использованной на цели горячего водоснабжения, в определенных ситуациях привело бы к резкому увеличению платы отдельными потребителями, в зависимости от интенсивности потребления в тех или иных помещениях многоквартирного дома, а также наличия или отсутствия факта потребления горячей воды. В этой связи порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению… полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан», – констатирует Министерство строительства и ЖКХ.

Горячая вода подорожает

Прежде чем переходить к двухкомпонентным тарифам на ГВС, региональные власти должны в срок до 1 января 2018 года утвердить нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая или закрытая), а также таких особенностей многоквартирных домов, как наличие полотенцесушителей и изолированность стояков.

Пока в действующем в Петербурге одноставочном тарифе на горячую воду заложена расчетная величина тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере 0,06 Гкал/м куб.

«При введении двухкомпонентного тарифа на горячую воду с сохранением указанной величины платеж гражданина за горячую воду не изменится.

При расчете по двухкомпонентному тарифу при увеличении расхода тепловой энергии на подогрев более 0,06 Гкал/м куб. платеж за горячую воду может увеличиться.

При этом одновременно произойдет снижение платежа за отопление», – информирует комитет по тарифам Петербурга.

По расчетам городского тарифного ведомства, для гражданина, проживающего в квартире с централизованным горячим водоснабжением, суммарный ежемесячный платеж за горячую воду и отопление может увеличиться на 0,3% (около трех рублей на человека в месяц) при действующих тарифах на прочие коммунальные услуги.

Кран
Фото: pbs.twimg.com

 

Наряду с этим в квартире без централизованного горячего водоснабжения платеж за отопление снизится на 8,3% (почти на 70 рублей на человека в месяц) из-за выделения компонента на теплоноситель. Тем не менее пока власти воздерживаются от точных оценок того, насколько введение двухкомпонентных тарифов на горячую воду отразится на росте коммунальных платежей населения в целом. В их структуре основная доля (около 44%) приходится на отопление, примерно 20% – на ГВС, далее по мере убывания затрат следуют электроснабжение, водоотведение, холодное водоснабжение и газоснабжение. Как сообщал журналистам летом председатель комитета по тарифам Петербурга Дмитрий Коптин, по предварительным данным, расходы на ГВС могут возрасти примерно на 30%, на отопление – снизиться на 5%. Кроме того, на возможное удорожание повлияют и сроки ввода тарифов: если городские власти отложат его с января на июль 2018 года, то расходы граждан на коммунальные услуги удастся сбалансировать. Также правительство Петербурга обещает предусмотреть субсидии в адрес тех категорий граждан, чьи затраты превысят максимальный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги, который сегодня составляет 6%.

Регионы в ожидании нормативов

Аналогичные меры планирует предпринять Свердловская область, где парламентский комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике летом провел специальное заседание по перспективам применения двухкомпонентных тарифов на ГВС. Его инициаторами стали управляющие компании многоквартирных домов, озабоченные отсутствием региональных нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Как сообщается на сайте областного Законодательного собрания, управляющие организации обратили внимание властей на то, что расходы теплоэнергии на подогрев увеличиваются по мере подготовки к отопительному сезону, предполагающей ремонт запорной арматуры и трубопроводов, а также промывку внутридомовых систем.

Соответственно, возрастает расход горячей воды на содержание общего имущества собственников многоквартирного дома, который фиксируется общедомовыми приборами учета. На основании их показаний ведутся и расчеты управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями (РСО).

«Отсутствие утвержденных нормативов на подогрев и угроза наложения штрафных санкций со стороны надзорных органов, следящих за начислением фактического расхода, зафиксированного общедомовыми приборами учета, приводит к непокрываемым убыткам управляющих организаций и, как следствие, к росту дебиторской задолженности перед поставщиком ресурса. В данной ситуации управляющие организации в целях предотвращения задолженности идут по пути максимального сокращения расходов на подготовку многоквартирных домов к отопительному периоду, что не способствует надежному и стабильному теплоснабжению населения, а также приводит к массовым жалобам со стороны граждан», – отмечается в материалах парламента Свердловской области.

Чтобы урегулировать ситуацию, депутаты рекомендовали Региональной энергетической комиссии утвердить нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в четвертом квартале текущего года. Кроме того, парламентарии предложили правительству региона при утверждении бюджета 2018 года предусмотреть расходы, позволяющие частично освободить определенные категории населения от оплаты коммунальных услуг.

«Члены комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике оставили на контроле вопрос применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду и в начале следующего года вновь вернутся к его рассмотрению», – указывается на сайте Законодательного собрания Свердловской области.

На Камчатке, где новая структура тарифов на ГВС была введена с 1 января 2016 года, управляющие ком- пании оказались менее предусмотрительны, что привело к негативным социальным последствиям. В феврале прошлого года губернатор Камчатского края Владимир Илюхин приостановил действие двухкомпонентных тарифов в нескольких населенных пунктах, где жителям пришли завышенные счета – в том числе и в Петропавловске-Камчатском. Из-за недовольства населения глава Камчатки потребовал от управляющих организаций произвести перерасчет платы за коммунальные услуги потребителям.

«После того как управляющие компании выставили новые счета жителям, нам поступил целый шквал обращений. Платежи у многих горожан выросли на несколько тысяч рублей. Наиболее острая ситуация в Петропавловске-Камчатском. Министерство ЖКХ провело проверку действий управляющих компаний в связи с введением двухкомпонентных тарифов на ГВС. В ряде случаев управляющие организации в нарушение действующих нормативных актов, по сути, переложили сверхнормативное потребление в домах на жителей, вместо того чтобы искать причины и устранять их.

В результате жителям некоторых домов выставили счета выше на 1500–3000 рублей, а в ряде случаев рост платы достигал 7000. У нас 93 000 пенсионеров живет, их новые квитанции просто в шок повергли», – сказал тогда Владимир Илюхин, чьи слова приводятся в материалах краевой администрации.

В результате «заморозки» местным властям пришлось искать возможности компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям региона. Именно эти участники рынка ЖКУ, по оценке аналитиков, выигрывают от введения двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение даже в большей степени, чем потребители, получающие перспективу справедливого распределения платы за тепловую энергию.

«Переход на двухкомпонентные тарифы позволяет, вчастности, отражать затраты генерирующих компаний на теплоснабжение, которое ранее являлось в определенной степени побочным продуктом выработки электроэнергии и оставалось без источников финансирования, – считает начальник аналитического отдела инвестиционной компании «ЛМС» Дмитрий Кумановский. – Это более справедливый и прозрачный механизм, который достаточно давно практикуется во многих странах».

Виктория Уздина

В печатной версии название материала – «Двойные ставки» (журнал «Строительство и городское хозяйство», № 175, 2017 год).

Другие материалы по теме

X