Актуальное

Надежда на рециклинг. Сносить, перерабатывать, строить

– Основные способы демонтажа – разбор на составные элементы, обрушение с помощью специальной тяжелой техники. Причем для каждого здания или сооружения, учитывая свойства его конструкции, применяют свой метод. Комбинация нескольких способов (например, поэлементной разборки и обрушения) – наиболее экологически обоснованный подход, своего рода «золотая середина», позволяющая минимизировать перемешивание отходов сноса, – отмечает заместитель генерального директора ООО «ПетроЭкоСтрой» Валерий АЛФЕРОВ.

Экономика рециклинга

– Из остатков кирпичных и железобетонных конструкций получают высококачественный вторичный щебень различных фракций, – рассказывает заместитель генерального директора по общим вопросам ЗАО «ОЛЬВЕКС» Александр МАРМАНДЯН.– Этот материал применяется в строительстве зданий, дорог, создании инженерной инфраструктуры, работах по благоустройству территорий,

в ограниченных случаях – при производстве бетона, сооружении и ремонте железнодорожных путей. Мобильный комплекс способен перерабатывать любые виды железобетонных, кирпичных, каменных конструкций, включая гранит и особо прочные породы камня, сепарировать включения металлоконструкций.

Таким образом, преимущества рециклинга, казалось бы, очевидны – он экономит не только деньги, но и время доставки материалов.

Девелоперы предпочитают, чтобы весь комплекс работ нулевого цикла: снос строений и демонтаж оборудования, подготовку котлованов, работы по замене и прокладке инженерных сетей, наконец, вывоз и утилизацию строительного мусора, а также рекультивацию грунтов – выполняли специализированные компании по принципу «одного окна». И та и другая сторона больше заботится о минимизации расходов и слабо представляет себе те преимущества, которые они могут получить, направив отходы в переработку, а не на свалку.

Что делать?

В настоящее время полигоны по утилизации вторсырья стали массово закрываться. Они уже не способны вместить возрастающий поток отходов строительного производства.

По мнению экспертов, переработке отходов строительства и сноса мешает отсутствие нормальных плановых поставок отходов на переработку. Исправить ситуацию можно лишь внесением перечня фирм-переработчиков в разрешительную документацию на снос объектов на стадии ее подготовки согласно имеющимся у этих фирм лимитам. Такой подход, наряду с внедрением недавно разработанной «Централизованной системы управления строительными отходами Санкт-Петербурга», даст четкое понимание, каким образом и на каких условиях можно вести цивилизованную деятельность по рециклингу.

– Следует включить в городской заказ сертифицированную вторичную продукцию строительного назначения, полученную в процессе переработки строительных отходов. А также включение такой продукции в проекты строительства, ремонта, реконструкции, благоустройства объектов на территории Санкт-Петербурга по согласованию с соответствующими заказчиками, – таково мнение главного эксперта компании «Акрос-Экология» Валентина КРУГЛОВА.

Заведующий кафедрой экономики природопользования и сервиса экосистем Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики профессор Александр МАЛИНИН полагает:

– Необходимо выработать и апробировать институциональные решения, то есть создать государственные институты (учреждения), призванные упорядочить правовую базу деятельности системы управления отходами, наметить основные ее приоритеты и, в частности, регламентировать сферу компетенции частных компаний по сбору и переработке отходов.

Согласно данным, в Петербурге в этом году будет образовано около 2,5 млн тонн строительных отходов. При этом рынок растет на 20–30% в год. Основные запасы пополняются за счет сноса старых зданий и строительства новых. Около 30% строительных отходов сейчас идет на переработку.

В Петербурге только пять компаний занимаются рециклингом отходов.

Итак, в Петербурге ведется активный поиск путей выхода из ситуации, грозящей обернуться экологической катастрофой, а значит, у города появилась надежда.

Благодарим компании ООО «Акрос-Экология», ЗАО «ОЛЬВЕКС», ООО «ПетроЭкоСтрой» за помощь в подготовке материала.

Сергей Васильев,

Алексей Стригин

прямая речь

Заместитель генерального директора ООО «ПетроЭкоСтрой» Валерий Алферов:

– Следует законодательно закрепить приоритет переработки и использования строительных отходов над их размещением на полигонах. Необходимо усилить информированность участников строительного рынка относительно возможностей минимизации их издержек при сносе зданий и сооружений за счет сокращения экологических платежей при передаче на использование строительных отходов лицензированным компаниям-переработчикам.

Заместитель генерального директора по общим вопросам ЗАО «ОЛЬВЕКС» Александр Мармандян:

– Ключевая идея подзаконных актов должна состоять в том, чтобы закрепить за теми компаниями, деятельность которых приводит к образованию отходов, обязательство передавать их специализированным предприятиям для последующей переработки.

Генеральный директор ООО «Акрос-Экология» Леонид Гловацкий:

– На сегодняшний момент тех автопарков-перевозчиков, которые работают в городе, достаточно. Это организованные структуры с многолетним опытом работы, имеющие подготовленную материально-техническую базу, успешно взаимодействующие и с государственными структурами, и с общественными организациями. Дробление автопарков приведет к анархии. Что касается «мелких» перевозчиков, то, скорее всего, лишних выкинет сам рынок. Главное, чтобы небольшие частные компании были ответственными за свой бизнес. Одним из шагов в этом направлении, наверное, должно стать страхование рисков. Например, если где-то в несанкционированном месте будет замечена машина недобросовестного перевозчика, то за нарушение природопользования его должны оштрафовать. И все суммы должны направляться на восстановление экосистемы.

В настоящее время такой практики нет, но рано или поздно мы к этому придем.

Исполнительный директор Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга Вячеслав Прохоров:

– По сути, отходы – это вторичные ресурсы; они не могут называться отходами.

К тому же нет четких критериев для определения их класса опасности. А обеззараживание позволяет из продуктов сноса получить вторичное сырье, которое обязательно должно уйти на подсыпку дорог, на рекультивацию площадок.

Без технологического регламента предприятие не имеет права работать с отходами. Регламент должен определять и порядок вывоза отходов, и то, какие виды отходов подлежат переработке. Это всеобъемлющий документ, координирующий все действия по обращению с отходами. Ключевой момент – изменение классификатора. Должна быть разработана четкая концепция, на основании которой будет, как мы надеемся, выпущен ряд региональных распоряжений, постановлений правительства Санкт-Петербурга, направленных на создание перерабатывающей отрасли по строительным отходам.

Концепция должна нормировать переработку отходов строительства. Она призвана обосновать и экономическую целесообразность переработки отходов.

Другие материалы по теме