жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Газовый спрут
Концепция технического развития систем газораспределения

Повсеместная газификация российских регионов, так называемый пятый нацпроект, стала за последнее десятилетие поводом для бурного развития системы газораспределения. Около 70% российских ТЭЦ работают сегодня на газовом топливе.

Насущный вопрос

Однако стремительный рост сети газотранспортных артерий не всегда приводит к удовлетворительным результатам. Управление ГРО как бизнес требует качественно нового уровня. В настоящий момент ОАО «Газпром» в рабочем порядке разрабатывает концепцию технического развития систем газораспределения в масштабах федерации.

Об этом в ходе XIII Международной специализированной выставки газовой промышленности и технических средств для газового хозяйства «РОС–ГАЗ-ЭКСПО» рассказал заместитель начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа – начальник Управления по газификации и использованию газа ОАО «Газпром» Валерий Николаевич МАТЮШЕЧКИН.

– Система ГРО, как часть российского промышленного комплекса, вошедшая в структуру ОАО «Газпром», сегодня не свободна от влияния внутриэкономической ситуации. Как и в других отраслях экономики, в топливно-энергетической сфере надо оперативно реагировать на изменения, искать резервы для совершенствования системы газораспределения. Такие резервы в отрасли есть, причем достаточно большие. Чтобы обеспечить и поддерживать должный уровень технического состояния и развития систем газораспределения, надо проводить ряд конкретных мероприятий. Комплекс предлагаемых мер, таких, например, как внедрение информационных технологий, совершенствование кадровой политики, не дает сиюминутной отдачи. Этот процесс связан с перспективой, и он является сегодня для «Газпрома» весьма затратным.

Газпром уполномочен заявить

По данным ОАО «Газпром», сегодня остается достаточно высоким уровень аварийности на газотранспортных сетях. Это острая проблема и для России, и для стран западной Европы. Она активно обсуждается в рамках рабочего комитета РК№ 4 Международного газового союза.

Очень актуальным остается вопрос о получении необходимой и достоверной информации, связанной с техническим состоянием ГРС.

Существенно увеличилась доля надземных газопроводов в общей протяженности распределительных газопроводов – с 23% в 1990 г. до 37% в 2008 г. Иногда строительство наземных и надземных газопроводов обусловлено объективными причинами, например, наличием труднопроходимых горных пород. Но чаще, как считают специалисты, оно связано с минимизацией капитальных вложений.

Особенно много наземных и надземных газопроводов строится в сельской местности, где строительство ведется на средства региональных бюджетов. Эксплуатация таких газопроводов сопряжена с большими, по сравнению с подземными газопроводами, рисками. С учетом этих рисков лучше отказываться от практики удешевления технических решений.

К настоящему моменту 6% подземных стальных газопроводов имеют срок эксплуатации более 40 лет. Такая ситуация требует перехода от стратегии реконструкции объекта к стратегии реконструкции системы. Иными словами, реконструкция объекта должна быть привязана к актуальным схемам газоснабжения населенных пунктов и всего региона. Требуется также разработка методики по оптимизации проектных решений по их реконструкции.

За 10 лет удельная численность обслуживающего персонала ГРО уменьшилась в среднем почти в 2 раза. При этом регламенты по обслуживанию газораспределительных сетей практически не изменились. Это значит, что не все требуемые работы по обслуживанию сетей выполняются в полном объеме.

Количество сотрудников ГРО, приходящихся на 100 км, по разным ГРО находится в диапазоне от 10 до 85 человек. Для сравнения: в западных ГРО эта цифра колеблется от 5 до 7 человек.

Напрашивается вывод о том, что система эксплуатации требует корректировок. Но при существующей нормативной и правовой базе внедрение передовых технологий и модернизация ГРО затруднены.

Что за рубежом

Любопытно сравнение двух систем и двух концепций газораспределения – российского и зарубежного. Отличительными признаками систем газораспределения в западноевропейских странах являются:

· эксплуатация в соответствии с фактическим техническим состоянием;

· активное использование среднеудаленных населенных пунктов;

· широкое использование интеллектуальных инновационных технологий;

· использование оборудования, требующего минимального обслуживания;

· система тарифообразования, стимулирующая инвестирование в развитие;

· оптимальная структура затрат.

Интерес представляет экономика газового хозяйства, заложенная в тарифной политике за рубежом и в России.

– Прямое копирование и использование зарубежного опыта не всегда возможно на территории нашего государства по ряду причин, – убежден Валерий Матюшечкин. – Для эксплуатации ГРС в соответствии с их техническим состоянием необходима отлаженная система мониторинга и сбора информации. Этот мониторинг слабо развит в России. Не всегда удовлетворительным является качество газа, особенно среднеазиатского. Это приводит к тому, что даже качественное импортное оборудование выходит из строя.

Хроническое недофинансирование приводит к тому, что зачастую невозможно осуществить комплексную реконструкцию и модернизацию ГРС. Как правило, мероприятия ГРО направлены на решение сиюминутных задач. Не всегда удовлетворительное качество работ и материалов приводит к увеличению эксплуатационных затрат и снижению надежности. Но хотим мы того или нет, зарубежный опыт показывает: переход к обслуживанию объектов магистрального транспорта по фактическому состоянию – это требование сегодняшнего дня.

Актуальная информация

Специалисты газораспределительных организаций приходят к выводу: оптимальное техническое развитие систем ГРС должно идти по всем направлениям: проектирование и строительство, ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание, реконструкция и техническое перевооружение.

Для этого надо обеспечить необходимый уровень надежности и безопасности ГРС при снижении эксплуатационных расходов и перерасхода на строительство. Для этого необходимо:

· разработать методы оценки технического состояния газопроводов,

· обеспечить их надежность и безопасность,

· организовать сбор полной и достоверной информации,

· внедрять инновационные технологии и материалы, оборудование.

Таким образом, комплекс необходимых мероприятий должен включать внедрение IT и АСУТП, оборудования с минимальным обслуживанием, с продленным сроком службы. В ряде случаев необходимо полностью отказаться от ремонта сложного оборудования в условиях ГРО. Также требуется комплексная электрохимическая защита.

– Составляемая сегодня концепция технического развития газораспределения является в определенной мере концепцией переходного периода, поскольку по ряду вопросов сегодня нет достаточной информации, – подытожил представитель ОАО «Газпром». – Сегодня вопрос, связанный с получением правдивой достоверной информации, с обобщением информационных потоков, – это вопрос номер один. Только на базе достоверной информации можно разработать методики оценки рисков надежности, вопросы, связанные с правильной оценкой ситуации, для того чтобы двигаться вперед.

Задачи в части технического развития должны быть осознанны совместно с ГРО России и зарубежными коллегами, с организациями магистрального транспорта всего единого технологического комплекса «Газпрома». И решаться совместно.

Подготовила Нонна Цай

По сведениям «Газпромрегионгаз» за 2005–2008 гг.:

· 52,8% всех аварий на газовых сетях имеют в основе антропогенный фактор;

· 16,2% происходит из-за коррозионных повреждений;

· 14% – из-за природных воздействий.

Наиболее частые причины аварий:

· наезды автотранспорта;

· механические повреждения при проведении сторонними организациями тех или иных видов работ.

Доля тарифа относительно оптовой цены составляет в среднем:

· 20–40% в странах Европы и США;

· 10–15% в России.

Доля амортизации, или затраты газовых хозяйств:

· около 50% в странах Европы и США;

· 8% в России.

Доля затрат, связанных с выплатой заработной платы:

· 25% за рубежом;

· 40–75% в российских ГРО.

Среднестатистическая зарубежная газораспределительная компания инвестирует в 10 раз больше средств в расчете на 1 км, чем аналогичные ГРО в российской федерации.

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X