жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Кадровые проблемы строительной отрасли

Один из признаков экономического кризиса – рост безработицы. Не избежал ее и строительный комплекс нашего региона, да и всей страны в целом. Но окончание рецессии не означает, что кадровая проблема приблизилась к разрешению.

Сегодняшний наш собеседник – Юрий Павлович Панибратов, почетный ректор СПбГАСУ, председатель президиума Северо-Западного регионального отделения РААСН, президент Национальной федерации профессионального образования.

– Как повлиял экономический кризис на состояние кадров строительного комплекса Петербурга и Северо-Запада?

– Количество работающих сократилось везде: в проектных и строительных организациях, у заказчика и застройщика. Все перечисленные организации имели возможность переосмыслить свое отношение к работникам. И, естественно, избавлялись от наименее полезных специалистов. Профессиональные учебные заведения тоже пострадали, но в разной степени. При нормальной работе комплекса проектные и строительные организации участвовали в их поддержке. Была и спонсорская помощь, и обсуждение программ и учебных планов, и организация у себя практики для студентов.

За последние два года ни одна из этих организаций участия в работе вузов практически не принимала. Наши партнеры направили ресурсы на собственное выживание.

Правда, договоры о творческом сотрудничестве сохранились у ГАСУ с ЛенСпецСМУ, холдингом «Петротрест», ЛСР, ДСК-3, «Промвентиляцией» и другими. Фирмы занимаются реальным отбором тех, в ком они видят своих будущих специалистов.

– При подготовке кадров вузы учитывают, что технический прогресс движется вперед?

– Конечно. Число занятых в строительстве постоянно сокращается за счет роста производительности труда – из-за совершенствования технологии, материалов, деталей и конструкций. А также – машин, механизмов, инструментов. Однако производительность труда при проведении штукатурных работ, например, в Германии почти в 50 раз выше, чем у нас!

Прежде всего сокращается потребность в рабочих. И в меньшей мере – в ИТР, которые должны быть подготовлены по-новому. Изменение учебных программ идет постоянно, в нем заинтересованы преподаватели вузов. Они отслеживают все новинки зарубежной и отечественной практики.

– Как будут обеспечиваться стройки кадрами в связи с переходом на саморегулирование?

– Сложный вопрос. Отработанные десятилетиями правила производства работ надо было адаптировать к европейским, но не отказываться от них, как это произошло в России. Нанесен большой удар по дисциплине, порядку и качеству производства работ в строительстве. Отказ от СНИП как обязательного документа нанес колоссальный ущерб состоянию строительной отрасли.

Если говорить о системе высшего образования, то теперь осуществлен переход на двухуровневую систему подготовки: бакалавров и магистров. Но в этой системе не нашлось места для обучения инженеров-строителей за 5 лет. Стройке всегда нужны прорабы и главные инженеры. Их из бакалавров и магистров можно готовить, но требуются время и усилия.

С подготовкой рабочих кадров проблем еще больше, чем с ИТР. Основная ставка делается на привлечение мигрантов, от чего отказываться нельзя – при отсутствии молодежи, желающей идти в рабочие, да еще на стройку. Нынче в Петербурге практически все выпускники школ поступили в вузы. А прежняя система подготовки строителей в СПТУ была основана на миграции из Ленобласти, других регионов Северо-Запада.

На мероприятиях по организации саморегулирования я не вижу, не слышу, не чувствую, что руководство этих организаций понимает остроту проблемы.

В регионе было 40 СПТУ, осталось 4. Но они сегодня оснащены крайне тоще.

В Германии или Финляндии на учебных комбинатах мы видим оборудование, которое еще не имеет серийного производства. Опытные образцы поставляются в такие комбинаты за госсчет.

В мире хорошо известна японская система подготовки рабочих кадров. Есть финская, немецкая. Отличаются они организацией финансирования. Но обучение повсюду высококачественное. По объективным причинам нам ближе немецкая система финансирования на паритетных началах государством, работодателем, профсоюзами и учащимися. Если на последних возложить 10% материальных затрат, то на остальных выпадает по 30%.

– И как создать такую систему у нас?

– Мне представляется, что она может быть реализована в рамках строительного технопарка. Государство свои 30% могло бы предоставить в виде помещений и площадок, где можно было бы производить обучение. Работодатель и профсоюзы могли бы оснастить современным оборудованием такие технопарки.

В рамках технопарка помимо подготовки рабочих можно устраивать постоянно действующие выставки-презентации строительных фирм, проводить повышение квалификации рабочих и техников. И обязательно вести исследовательские и инновационные работы.

В формате технопарка легче поддерживать контакты с зарубежьем и вывозить за границу для практики своих учащихся.

Беседовал Валентин Воронов

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X