жк днепропетровская 37

Индикаторы рынка (принципы подготовки квалифицированных кадров)

Учебные комбинаты, созданные десятилетия назад, по-прежнему удерживают лидерство в переподготовке и аттестации рабочих кадров для строительства, производства и ЖКХ, предлагая самый широкий выбор специальностей. По этим направлениям можно судить, как меняется спрос на рынке труда.

Теория плюс практика

Проблема подготовки рабочих кадров в последнее время приобрела особую остроту. Спрос на них растет с каждым годом, квалифицированного рабочего становится найти сложнее, чем руководителя среднего или высшего звена. В этих условиях основная нагрузка по переподготовке и повышению квалификации и аттестации специалистов и рабочих приходится на учебные комбинаты.

Сегодня в Санкт-Петербурге услуги по программам профессиональной подготовки специалистов предлагает несколько десятков организаций. По объемам и качеству оказания этих образовательных услуг лидируют учебно-производственные комбинаты, созданные несколько десятилетий назад.

В их число входят НОУ «Учебный комбинат», начинавший свою деятельность в составе Главзапстроя и обеспечивающий ежегодный выпуск примерно 12 тыс. специалистов, НОУ ДиНПО «Учебный комбинат», образованный на базе Главленинградстроя (около 3 тыс. выпускников), ГП «Учебно-курсовой комбинат» Ленобласти (от 2 до 3 тыс. специалистов).

Все они сохранили в перечне лицензированных специальностей строительные профессии, однако спрос на них в последнее время заметно упал. Если когда-то Главленинградстрой каждый месяц комплектовал группы каменщиков и монтажников из 30–40 человек, то сегодня такое количество едва ли наберется во всех учебных комбинатах за год.

– Хотя мы по-прежнему можем готовить монтажников железобетонных конструкций, бетонщиков, арматурщиков и многих других специалистов, доход общестроительной группы составляет всего десятую часть в бюджете комбината, – рассказывает генеральный директор НОУ «Учебный комбинат» Наталия Троицкая. – Причин такого положения несколько: снижение объема строительных работ; приход на отечественный рынок зарубежных компаний со своей техникой; развитая система лизинга оборудования вместе с персоналом. Наконец, привлечение трудовых мигрантов на малоквалифицированные работы. Кроме того, появились технологии, которые не требуют от рабочего высокой квалификации. Например, подготовить отделочника для гипрочных работ можно силами предприятия-поставщика.

Вместе с тем огромным спросом пользуются специальности газосварщика, водителя электропогрузчиков и дорожно-строительной техники, а также крановщика, оператора котельных, электромонтера. Переподготовка рабочих по этим и другим направлениям, где необходим допуск надзорных органов, а также повышение квалификации руководителей и специалистов в области охраны труда, пожарной, промышленной безопасности и есть сегодняшняя сфера деятельности комбинатов.

Поскольку сотрудникам необходим допуск к работе по определенным специальностям, работодатель вынужден инвестировать в их переподготовку и аттестацию. Состав обучающихся в комбинатах на 70–90% формируется за счет направлений от предприятий или служб занятости, в том числе по программам опережающего обучения. Отчасти поэтому комбинаты не испытали серьезных последствий кризиса: количество направленных на обучение службами занятости увеличилось в прошедшем году в разы. Кроме того, часть специалистов постарались получить вторую профессию или повысить квалификацию.

Цена специалиста

– Стоимость обучения в комбинате зависит от нескольких факторов, – рассказывает зав. учебной частью ГП «Учебный комбинат» Елена Андреевская. – В том числе от продолжительности теоретического обучения и стоимости прохождения производственной практики, куда входят оплата работы инструктора и аренда техники. Так как практические занятия проходят в разных организациях, то их цена может отличаться. Но разница в стоимости подготовки одних и тех же специалистов в разных комбинатах обычно не превышает 10%. Большого разброса в ценах на услуги нет, поскольку мы работаем в одном конкурентном поле.

– Преимущество нашего учреждения – в наличии собственного полигона на территории, – полагает директор по учебной работе НОУ ДиНПО «Учебный комбинат» Алина Алехина. – Это позволяет организовать практику для трети из почти ста рабочих специальностей, по которым проводится обучение. У нас не только собран большой парк дорожно-строительной техники. Есть еще и великолепный полигон для обучения промышленному альпинизму, с опытными инструкторами и полным набором снаряжения.

На площадке для изоляции магистральных трубопроводов отрабатывают профессиональные навыки изолировщики, песко­струйщики, машинисты компрессорных установок. Но содержать материально-техническую базу для всех специальностей нецелесообразно: многие предприятия могут предоставить своим рабочим место для прохождения практики.

С другой стороны, нормативов по материально-техническому оснащению учебных центров практически не существует. Поэтому наличие собственного полигона не всегда становится конкурент­ным преимуществом комбината – содержание такой базы обходится дороже, чем аренда техники и оплата инструкторов.

Программа – не догма

Чтобы предлагать кадровому рынку актуальную образовательную услугу, каждый комбинат должен идти в ногу с современными требованиями к уровню подготовки специалистов.

Надо отметить, что единых стандартов при составлении учебных программ нет, и каждый комбинат разрабатывает их на свое усмотрение. Лицензия на право ведения образовательной деятельности предусматривает определенные нормативы сроков освоения профессии. Например, длительность программы повышения квалификации рабочих для допуска к строительству систем газораспределения и газопотребления составляет от 72 до 500 часов.

Такой же временной диапазон предусмотрен для переподготовки маляров по металлу или сборщиков-монтажников оконных и дверных конструкций из ПВХ. А в программах профессиональной подготовки указаны нормативные сроки обучения, необходимые для присвоения квалификационного разряда.

По словам Наталии Троицкой, при составлении учебных планов и программ, методисты ориентируются на Единые тарифно-квалификационные справочники (ЕКТС), но в течение срока действия лицензии комбинат имеет право изменить программу в пределах 15% – это дает возможность ввести в теоретический курс основы новых технологий или увеличить количество часов практики.

Здесь многое зависит от опыта методистов и преподавателей, знания потребностей рынка, активности предприятий-заказчиков в подготовке специалистов. Иногда программы специально разрабатываются и лицензируются под конкретные предприятия или под приобретенное уникальное оборудование. Например, в НОУ «Учебный комбинат» по заказу службы занятости и при поддержке инжиниринговой компании была создана экспериментальная группа универсальных монтажников инженерного оборудования: 10 человек научились монтажу и пусконаладке сантехнического, вентиляционного и отопительного оборудования.

В НОУ ДиНПО «Учебный комбинат» разработана универсальная, актуальная для предприятий нефтяной и газовой промышленности программа «Современные методы изоляции магистральных и технологических трубопроводов». 70% времени обучения занимает практика на специально оснащенном полигоне, что для предприятий-заказчиков, закупающих дорогостоящее оборудование и материалы, становится неоценимым, так как практически отсутст­вует брак. Кроме того, рабочий учится проводить визуально-измерительный контроль качества своей работы.

Спрос на качество

– Первый спад спроса на образовательные услуги комбинатов пришелся на 1990-е годы, – говорит Наталия Троицкая. – Потом появились желающие получить «корочки» без учебы. Сегодня сюда приходят за знаниями, за конкретной специальностью, которая будет востребована на рынке труда.

С введением системы технического регулирования появились новые требования к квалификационному уровню специалистов и руководителей. То же самое можно сказать о переходе на саморегулирование – чтобы получить допуски на право осуществления той или иной деятельности или участвовать в тендерах, компания должна представить документы о квалификации своего персонала. За этим она направляет своих специалистов в учебные комбинаты.

По словам Алины Алехиной, в Петербурге помимо комбинатов появилось множество краткосрочных курсов по охране труда, промышленной безопасности производства, пожарной безопасности, но они ориентированы на повышение квалификации руководителей и специалистов.

– Существующий потенциал подготовки рабочих кадров мы используем процентов на 60, – считает она. – Возможно, что назревший дефицит квалифицированных рабочих способен исправить эту ситуацию.

Но конкуренцию комбинатам в ближайшем будущем могут составить государственные учреждения начального и среднего профессионально-технического образования. Многие из них за счет бюджетных средств значительно улучшили свою материально-техническую базу и сегодня также занимаются переподготовкой специалистов по направлениям служб занятости.

Кроме того, современные обучающие технологии не стоят на месте – разработчики предлагают эффективные интегрированные системы с интерактивным тестированием и 3D-тренажерами. Такие комплексы не по средствам негосударственным учебным комбинатам, но они доступны, например, крупным корпорациям. Не исключено, что, сохранив широкий спектр специальностей, комбинаты уступят им подготовку определенного сегмента профессий.

Татьяна Рейтер

Похожие сообщения

X