жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Запрос на честность: рейтинг строительных компаний

Законодательные ограничения, введенные в последние два года для участников строительного рынка, работающих с госзаказом, позволят поддержать качественное развитие рынка. Требования закона направлены на вытеснение недобросовестных игроков с завоеванных позиций.

Мост
Половина суммарной стоимости контрактов приходится на предприятия, которые попали в рейтинг 2015 года

Аналитический центр нашего издательства подготовил второй рейтинг строительных компаний, выполняющих работы в сфере государственного заказа Санкт-Петербурга по итогам 2016 года.

В исследовании учитывались проекты, которые выполняются или завершены. При этом контракты по ним заключались с 1 января по 31 декабря 2016 года. Заказчиками выступали федеральные, региональные и муниципальные органы власти и госпредприятия, за исключением коммерческих фирм с госучастием, например акционерных обществ.

Такой выбор продиктован техническими возможностями сбора данных и не зависит от авторов. Наше исследование не претендует на абсолютную объективность, но позволяет определить тенденции на уровне крупнейших игроков, которые в силу масштабов бизнеса вносят весомый вклад в развитие рынка. Как правило, официальная статистика показывает картину на уровне отрасли, которая не позволяет рассмотреть важные детали. Наша задача – рассмотреть развитие крупных игроков в динамике.

Победы на дорогах

Лидером рейтинга по итогам 2016 года стало ОАО «Метрострой». Предприятие заключило пять контрактов на сумму 10,8 млрд рублей. Четыре из них связаны с завершением работ по строительству стадиона в западной части Крестовского острова и благоустройству территорий вокруг него суммарной стоимостью 10,8 млрд рублей. Пятый подряд на 36,5 млн рублей предполагал проектирование и разработку РД по инженерной подготовке территории строительства Фрунзенского радиуса за станцией «Международная» до станции «Южная». Напомним, что и в прошлом году эта компания занимала первую строчку с тремя контрактами на 88,8 млрд рублей.

На втором месте – ЗАО «Буер» с пятью контрактами общей стоимостью 6 млрд рублей. Предприятие специализируется на строительстве и ремонте дорог и отсутствовало в рейтинге за 2015 год. Тогда «серебро» досталось ЗАО «Пилон», но сегодня эта компания в середине таблицы, она занимает 45-е место.

Метод исследованияНа третьей позиции – АО «ВАД», 10 контрактов на 4,9 млрд рублей вывели этот бизнес из числа фаворитов рейтинга – с шестого места – в клуб победителей. Компания также специализируется на строительстве и ремонте автомобильных дорог.

Бронзовый призер прошлогоднего рейтинга – ЗАО «АБЗ-Дорстрой» – в этом году уступил ЗАО «ВАД» и оказался на четвертой строчке. Пятое место у новгородского предприятия «Производственное объединение ремонта, обслуживания и строительства дорог».

Как и в прошлом году, крупнейшие проекты связаны с развитием транспортной инфраструктуры, в том числе к чемпионату мира по футболу 2018 года. С приближением этого события основные работы завершаются, что сказывается на результатах рейтинга.

В 2016 году мы констатировали: рынок строительства по линии госзаказа сжимается. Такой вывод был сделан по итогам полугодовой работы компаний, действующих в этой сфере. Эта тенденция продолжилась и во втором полугодии 2016 года.

В этом году очевидно: прогноз на сжатие рынка не подтверждается. Суммарная стоимость заключенных контрактов участников рейтинга за 2016 год – 100,9 млрд рублей, это намного меньше результатов 2015 года (178,9 млрд рублей). Такая динамика – следствие завершения крупных инфраструктурных проектов к ЧМ по футболу 2018 года. Примерно на 78 млрд рублей снизилась стоимость контрактов по госзаказу у ЗАО «Метрострой». И компании из пятерки прошлогодних лидеров заключили контракты на меньшие суммы, остальные игроки демонстрируют сопоставимую стоимость и количество заказов.

Рынок госзаказа на строительство остается практически неизменным в денежном выражении. Основные изменения связаны с качественными сторонами ведения бизнеса.

Вернуть расходы

В конце 2015 года уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов рассказал о росте задолженности по госконтрактам, оценив объем долгов в 25 млрд рублей. На начало сентября 2016 года эта сумма составила 30,5 млрд рублей.

Развязка
62 % участников рейтинга 2016 года попали в топ-100 впервые

По словам участников рынка, это касается преимущественно игроков федерального уровня, Санкт-Петербург в этом случае может похвастать своевременными выплатами. «Госзаказчики исполняют свои обязательства, оплата производится в соответствии со сроками, указанными в контрактах. Более того, если говорить о Петербурге, я не знаю примеров, чтобы сегодня по госзаказам были задержки с выплатами», – делится заместитель генерального директора по строительству ГК «МегаМейд» Марина Самохина.

По ее словам, строителей больше волнует другая проблема – невыполнение подрядчиками своих обязательств, что приводит к срыву сроков по выполнению адресной инвестиционной программы. Рассчитывать на своевременные поступления средств от госзаказчика можно при условии качественно выполненной работы.

«Злоупотребления, связанные с длительными задержками оплаты, подрывали деятельность многих строительных компаний, которые не имели достаточных оборотных средств для выполнения работ собственными силами», – оппонирует генеральный директор СРО А «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов.

Федеральные власти два года назад начали реагировать на ситуацию с задержками выплат, с 1 мая 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 83‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документ предусматривает ограничение срока оплаты заказчиком выполненных работ – не более 30 дней с момента подписания документа о приемке. Для малых предприятий и социально ориентированных НКО срок меньше – 15 дней.

«Уверен, что принятое Госдумой РФ в апреле этого года ограничение сроков оплаты госзаказа тридцатью днями должно положительным образом повлиять на работу строительного комплекса – сократить долги государства перед бизнесом и улучшить положение целого ряда компаний, занимающихся строительством по госзаказу», – добавляет Алексей Белоусов.

Усилить контроль

Проблемы, связанные с недобросовестными подрядчиками, имели место и в прошлом году. Тогда участники рынка выражали надежду, что вступление в силу летом 2016 года № 372‑ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации…» приведет к вытеснению фирмоднодневок, виновных в ценовом демпинге, невыполнении обязательств. «Пока рано подводить итоги и делать выводы о степени эффективности № 372‑ФЗ в части наведения порядка в системе госзаказа. В полную силу закон начал работать с 1 июля текущего года», – напоминает Алексей Белоусов.

Пятерка

Участники рынка выражают надежду, что конкурентная среда станет более качественной. «Денег будет выделяться ровно столько, сколько запланировано в адресной инвестиционной программе. Но проблема неосвоения бюджета адресной инвестиционной программы пока не решена. Причина проста – демпинг со стороны компаний, претендующих на госзаказ. В итоге контракты достаются организациям, не имеющим опыта взаимодействия с госзаказчиком. И как следствие, работы выполняются некачественно, а сроки ввода срываются. Хотелось бы, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону», – говорит Марина Самохина.

Скорее всего, к осени многие строительные компании и СРО почувствуют первые изменения, но уже в форме ужесточенных требований. «С 1 октября Ростехнадзор приступит к исключению из реестра тех СРО, которые не разместили компенсационные фонды в уполномоченных правительством РФ банках. Кроме того, с 1 июля этого года все компании – члены СРО, участвующие в госзаказе, должны иметь в составе как минимум двух специалистов, включенных в Национальный реестр, обладающих, как того требует закон, опытом работы, образованием. С этого же момента все акты о вводе в эксплуатацию – заключения о соответствии (ЗОС) построенного, даже по действующим госконтрактам, будут выдаваться органами Госстройнадзора только тем организациям, которые имеют таких специалистов. Профильные комитеты станут жестко контролировать ситуацию при заключении новых контрактов в рамках № 44‑ФЗ. Считаю, что это обязательное для всех требование закона позволит навести порядок в системе госзаказа», – заключает Алексей Белоусов.

Вряд ли принятые меры получится увидеть по итогам 2017 года – рынок очень инертен, но, возможно, спустя два-три года появятся первые результаты предпринятых законодателем требований.

Топ - 100 подрядчиков, работающих по строительному госзаказу Петербурга 2016 года
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Топ - 100 подрядчиков, работающих по строительному госзаказу Петербурга 2016 года

Евгений Заздравных

В печатной версии название статьи — «Запрос на честность» (журнал «Строительство и городское хозяйство», № 174, август, 2017 год)

Другие материалы по теме

X