Актуальное

Производители формируют рынки

Производители, в стратегии которых были предусмотрены мероприятия по обновлению производства, внедрению передовых экономичных технологий, не сомневаются в том, что продукция, выпуск которой освоен, будет конкурентоспособна в будущем.
Об этом наш разговор с руководителями компаний, которые сумели реализовать инвестиционные проекты по внедрению новых технологий.

В разговоре участвуют:

Александр Макаров

Александр Макаров,

президент
ИС ФПГ «РОССТРО»

Николай Рулёв

Николай Рулёв,

директор филиала
ООО «СТОД» (MLT) в г. Торжке
«Завод «Талион Терра»

Юрий Курпяев

Юрий Курпяев,

коммерческий директор
ЗАО «РСК»

– Как вы оцениваете рынок стройматериалов, насколько изменилась ситуация по сравнению с докризисными временами?

А. Макаров:
– Рынок продавца в кризис преобразовался в рынок покупателя, что особенно отразилось на стройматериалах и технологиях. Снижение цен на недвижимость продиктовало необходимость значительного снижения себестоимости строительства. Высокая конкуренция предъявила жесткие требования к качеству построенных объектов. Инвесторы, заказчики, подрядчики и частные клиенты придирчиво просчитывают свои проекты и выбирают материалы и технологии, обеспечивающие приемлемую для них стоимость строительства при его высоком качестве.
Мы это предвидели, запуская в производство строительную систему VELOX. Подобные технологии обеспечивают хорошую экономику проекта и на стадии строительства, и на стадии эксплуатации, гарантируют продажи даже при значительном падении цен на недвижимость.

Потребители сегодня хорошо ориентируются в рынке и пересматривают проекты под новые условия, поэтому наша продукция уже востребована, причем не только в соседних регионах, но и в Сибири, на Дальнем Востоке, ближнем зарубежье. Спрос на нашу систему остался на прежнем, докризисном уровне, а интерес к технологии позволяет прогнозировать его рост. Поэтому мы не изменили своих планов и уже в июле этого года запустим третий завод ROSSTRO-VELOX по производству щепоцементных плит.

Н. Рулёв:
– Положение на рынке строительных материалов вполне можно считать стабильным. Мы не наблюдаем скачкообразного изменения цен, платежеспособный спрос удовлетворяется, дефицита строительных материалов нет.
Вместе с тем сокращение объемов строительства, безусловно, отражается на уровне потребления, и предприятия – производители строительных материалов могут оказаться в сложной ситуации.
Однако, уверен, сектор индивидуального строительства жилья продолжит свое развитие. Ведь все последние годы он только рос в объемах. Люди будут строить, несмотря ни на что, тем более что сейчас у них есть огромный выбор технологий для возведения недорогого и комфортного жилья.

Ю. Курпяев:
– В компаниях по промышленной переработке стекла объемы производства разделяются на два направления потребления продукции: строительный сектор и переостекление вторичного фонда.
Рынок недвижимости сейчас переживает существенное уменьшение объемов, в зависимости от регионов падение по сравнению с 2008 годом составляет от 30 до 60%. Люди тоже стали зарабатывать меньше, падает и спрос на новые окна, соответственно уменьшается переостекление, но в меньших объемах, по сравнению со строительством.
Естественно, при уменьшении рынков сбыта на рынке стройматериалов усиливается конкуренция, как следствие, снижаются цены на материалы, а также доходы предприятий. Сегодня выдерживают соперничество компании, работающие на новейшем оборудовании с наименьшими производственными издержками.

– Если следовать постулату, что кризис – это не только проблемы, но и возможности, то какие плюсы вы рассчитываете извлечь из кризиса? Какие компании, на ваш взгляд, станут игроками завтрашнего дня?

А. Макаров:
– В случае с нашей строительной системой этот постулат работает на все 100%. Дорогие, неповоротливые, затратные в эксплуатации традиционные технологии уже не устраивают ни частных заказчиков, ни инвесторов, ни проектировщиков, ни строителей. Кризис «съел» маржу между сложившейся себестоимостью строительства и ценой продажи, заставил всех искать новые эффективные формы работы и эффективные технологии.
Мы намерены стимулировать дальнейший переход заказчиков на нашу технологию, с этой целью даем им скидку при проектировании объектов из VELOX. Таким образом, содействуем успешной реализации проектов и формируем спрос на свою продукцию. Такая взаимовыгодная поддержка позволит нам выжить в трудные времена и выйти из кризиса без серьезных потерь.
Работать на рынке сегодня трудно, и это ситуация не одного дня и даже не одного года. Ошибаются те компании, что выжидают возращения рынка в предкризисное состояние. Такого чуда не случится. Рынок изменился, изменились условия работы на нём. Надо их понять, принять и работать.
На посткризисном пространстве останутся лишь те компании, что уже сегодня перестраиваются под новые требования, а не выживают, проедая «жирок», накопленный в благополучные времена. Среди наших партнеров именно работающие компании, и мы верим, что и они, и мы переживем сложные времена.

Н. Рулёв:
– Плюсы в том, что сегодня можно ориентироваться на новые, только формирующиеся рынки. Например, потребители конечного строительного продукта – каркасных домов из древесины – это рядовые граждане. Их потребности в жилье и формируют рыночную нишу, в которой мы намерены укрепиться.
Люди сегодня большое значение придают безопасности своего жилища. На нашем предприятии создаются экологически чистые товары – брус клееный из шпона (ЛВЛ) и древесные топливные гранулы. Кроме того, производство безотходно и не представляет опасности для окружающей среды. Сырье для нашего продукта – это возобновляемый ресурс.
Выпуская высокотехнологичный строительный материал и биотопливо, наша компания, одновременно с производственными задачами, решает проблему охраны окружающей среды и заботится о будущих поколениях. Наши ценности непреходящи, будущее – за компаниями, которые осознают свою ответственность перед обществом.

Ю. Курпяев:
– Не все компании подошли к концу 2008 года подготовленными к уменьшению объемов, увеличению конкуренции и возможности работать с минимальными издержками. И, как следствие, сейчас сокращается как число компаний-девелоперов, так и производителей стройматериалов.
Заводы ЗАО «РСК» работают на новейших технологиях. Использование большого комплекса современного оборудования позволяет минимизировать издержки и выполнять весь возможный перечень операций по переработке стекла. И, как следствие, дает возможность действовать в различных сегментах рынка, работать для большого количества потребителей, сокращать риски, связанные с падением спроса на продукцию.
Мы считаем, что производители, способные работать, как мы, с минимальными накладными расходами и эффективным менеджментом, выйдут из кризиса более сильными с устойчивым бизнесом.

– Сегодня многие компании отложили реализацию инвестиционных проектов до лучших времен.
Почему вы решили не отказываться от планов по совершенствованию производства?

А. Макаров:
– Повторюсь: сегодня мы получаем рынок, т. е. спрос на нашу продукцию растет. Если совсем недавно инвесторы могли себе позволить строить дорого, то сегодня кризис привел их к нам. И, убежден, будет приводить к тем производителям, что предлагают эффективные материалы и технологии. Поскольку мы намерены и дальше оставаться в рынке, то, значит, обязаны обеспечить изменившиеся запросы потребителей своей продукцией, поэтому нам необходимо было продолжить реализацию проекта и запустить третий завод в срок.
Конечно, работать в условиях кризиса сложнее, да и инвестиционные риски увеличились в разы, но мы и наши партнеры верим в благополучное для нас завершение трудностей на рынке, окупаемость нашего проекта и необходимость содействовать дальнейшему развитию строительного рынка.
Свой проект мы просчитали с учетом изменившейся конъюнктуры, сложившегося интереса к нашей продукции и спрогнозировали рост спроса. Наши партнеры начинают новые проекты, и мы готовы обеспечить их материалом. Есть случаи на рынке, когда производители приостановили не только проекты развития производства, но и в целом выпуск своей продукции. Их клиенты сегодня пришли к нам. Если мы не оправдаем надежд – потеряем партнеров, упустим возможность занять свою нишу на рынке. А у нас в планах расширить свое присутствие на нём.

Н. Рулёв:
– Цель нашего проекта – обеспечение населения доступным жильем. Считаем, что сегодня эта задача стала еще важнее. Мы ведем речь именно о доступном жилье, о том, которое приходят покупать в магазин. При этом покупать будут полноценный дом, площадью 80–200 квадратных метров, а не щитовой вагончик. Конечно, в условиях нестабильности возможность покупки собственного жилья добавит уверенности в завтрашнем дне нашим потенциальным клиентам.
Мы не видим значимых причин, по которым следовало бы приостановить или вовсе отказаться от реализации проекта. Инвестиции в промышленность – это всегда риски для инвестора. Однако их можно грамотно просчитать, постараться свести к минимуму. Безусловно, принимается во внимание и возможность наступления форс-мажорных обстоятельств, таких как, например, усугубление кризиса, и, как следствие, дальнейшее снижение платежеспособного спроса населения. Развитие событий по таким сценариям нами предусмотрено.
Главное наше преимущество сегодня заключается в профессионализме людей, участвующих в проекте. Это и специалисты, разработавшие стратегию, и инженеры, воплотившие ее в производственных мощностях, и технологи-производственники, создающие продукт, и, конечно, боевая команда продаж. Наличие высококвалифицированных кадров, объединенных общей целью, дает нам уверенность в успешности нашего дела.

Ю. Курпяев:
– В конце 2008 года наша компания приостановила реализацию проекта в Ростове-на-Дону. Мы посчитали, что с падением спроса мощностей открытого нами в июне прошлого года предприятия в Краснодаре достаточно для того, чтобы активно действовать на рынке юга России.
В Санкт-Петербурге мы успели завершить монтаж новых производственных линий, отладить технологический процесс до конца 2008 года, что сейчас и дает возможность работать с минимальными издержками, а значит, предлагать нашим клиентам качественную продукцию по конкурентным ценам.
В этом году завершается запуск оборудования на заводе по промышленной переработке стекла в Санкт-Петербурге, Осиновой Роще. А на осень запланирован пуск в эксплуатацию линии ламинирования стекла, производства австрийской компании LISEC CMI, с автоклавом от фирмы ITALMATIC.
И это вполне оправданная тактика. Общество сейчас подошло к пониманию необходимости безопасного остекления объектов, где происходит массовое скопление людей: в торговых помещениях, развлекательных и спортивных комплексах, школах, детских садах. Значит, начнется более активное использование безопасного и энергоэффективного остекления. Это подтверждается текущими запросами на производство продукции.
Уникальный комплекс оборудования, которым будет оснащен завод, позволит решать полный перечень задач по промышленной переработке стекла. И, значит, выпускать технологически сложные изделия, в т. ч. эксклюзивные для российского рынка продукты. Это моллированные стеклопакеты крупных форм, закаленное стекло до джамба размера (3000 х 6000 мм), архитектурные стеклопакеты сложных форм, стеклопакеты для структурного остекления, ламинированное стекло.

– Если спрос на продукцию предприятий стройиндустрии останется на сегодняшнем низком уровне, как изменится ваша тактика поведения на рынке?

А. Макаров:
– Сегодня мы особенно тщательно отслеживаем тенденции на рынке, в экономике и политике. Пока ничто не предвещает резкого ухудшения ситуации. Да и в самые худшие времена рынок никуда не денется. Спрос на нём всегда будет, но только на такие конструкции, изделия, материалы, которые отвечают текущим требованиям и предпочтениям потребителя. Наша задача – предлагать рынку актуальную для него продукцию.

Н. Рулёв:
– Конечной продукцией стройкомплекса являются жилые дома, промышленные предприятия, здания различного назначения. Вряд ли потребность в жилье сильно изменится. Людям нужна крыша над головой. Вопрос в том, насколько эта потребность обеспечена средствами населения. Наш продукт предусматривает обеспечение жильем при минимуме затрат. Выравнивая планку цены на дома с финансовыми возможностями потребителей, мы сами создаем рынок, на котором у нас почти нет конкурентов.

Ю. Курпяев:
– В случае стагнации динамики потребления продукции промышленной переработки стекла компания будет развиваться за счет увеличения своей доли в России и за ее пределами.

– Как меняются сегодня предпочтения потребителей, повлияет ли это на продвижение новых продуктов, внедрение их в строительство?

А. Макаров:
– В этом году спрос на частные дома и коттеджи больший, чем в докризисные времена. Дорогой рынок долевого строительства потерял доверие и своего клиента. Люди стали отдавать предпочтение не самой дорогой, но надежной загородной недвижимости. В этом году спрос выстроился под проекты с разумной экономикой. Люди начали разбираться, считать, оценивать и выбирать технологии с оптимальным сочетанием цена-качество.

Н. Рулёв:
– При одинаковом качестве и потребительских свойствах покупательские предпочтения почти всегда будут направлены в сторону меньших цен. Индустриальное производство обеспечивает высокие стандарты качества при оптимальной цене на готовый продукт.
Строительный материал, который мы производим, существенно не меняет идею каркасного домостроения, а лишь расширяет сферу ее применения, поднимает на новый качественный уровень технологические возможности использования каркасов из деревянных деталей в строительстве и снижает эксплуатационные затраты.

Ю. Курпяев:
– Требования потребителей трансформируются, но неодинаково во всех регионах. На Северо-Западе потребители изменили свои приоритеты. Но, как и до кризиса, отдают предпочтение продукции высокого качества значительно больше, чем в регионах средней полосы, где спрос сместился в пользу более дешевых изделий.
Вместе с тем стоимость отопления помещений вопреки кризису возрастает. Ужесточаются нормы по остеклению помещений, предназначенных для массового скопления людей, приближая российские и европейские стандарты остекления. Поэтому положительные тенденции по использованию безопасного остекления и энергосберегающих стекол остаются.

– Как вы считаете, следует ли менять концепцию вашего бизнеса после кризиса?

А. Макаров:
– Мы окрепнем и подвергнем пересмотру концепцию бизнеса. Научившись жить в кризис, мы будем строже смотреть свою экономику, кадры, имущество, производство, с тем чтобы снижать издержки и обеспечивать конкурентоспособность нашей продукции. После кризиса окрепнут наши партнеры, и мы вместе продолжим расширение рынка и запустим еще не один завод.

Н. Рулёв:
– Кризис является одним из четырех этапов классического цикла общественного воспроизводства: «кризис – депрессия – оживление – подъем». За кризисом последует не менее сложный период. В ходе депрессии будет готовиться почва для перехода к росту социально-экономических показателей. Время будет непростое. Конечно, изменятся и условия ведения бизнеса, но концепция нашего дела останется прежней.

Ю. Курпяев:
– Уже сейчас, в изменившейся экономической ситуации, мы стали уделять больше внимания контролю над издержками, производительностью труда, совершенствованию технологического процесса. Это дает возможность повысить конкурентоспособность компании и продукции.
Мы не намерены менять стратегию ведения бизнеса, но при росте рынка, возможно, изменится тактика поведения.
При росте спроса на предлагаемые нашей компанией современные продукты мы будем рады развивать в России современные энергоэффективные технологии и реализовывать сложные архитектурные проекты.

Подготовила Роза Михайлова

Другие материалы по теме