жк днепропетровская 37

Конкуренция: слово и дело (интервью с вице-губернатором Ленинградской области, председателем комитета экономического развития и инвестиционной деятельности д.э.н. Г. Двасом)

В середине прошлого года правительством Ленинградской области была разработана и принята Программа развития конкуренции в 2010–2012 годах, признанная лучшей в РФ.

Сейчас началась активная фаза ее реализации, в результате должен измениться уровень конкурентной привлекательности экономики области в целом.

О программе развития конкуренции рассказывает вице-губернатор Ленин­градской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности д. э. н. Григорий Двас.

dvas2.jpg– Григорий Викторович, почему возникла необходимость в такой программе и какие факторы, на ваш взгляд, мешают равномерному развитию и росту конкуренции Ленинградской области?

– Действительно, территории Ленин­градской области обладают различными конкурентными преимуществами. Но замечу, что в программе не делался акцент на внутрирегиональные различия. Она нацелена на создание благоприятных условий для развития бизнеса во всем регионе и предусматривает мероприятия по поддер­жанию инновационных идей, интересных проектов и, как следствие, повышение конкурентоспособности территории в целом. А проблема выравнивания условий развития районов решается другими методами и не в рамках данной программы.

Никаких специфических отраслевых задач программа также не затрагивает и, повторюсь, направлена на снижение административных барьеров, преодоление искусственно созданной в прошлые годы монополизации по отдельным направлениям. Все это для того, чтобы как можно большее число предпринимателей не просто могли выйти на рынок области, но и добиться эффективности бизнеса. Вместе с тем должна активно развиваться конкурентная среда, чтобы жители имели возможность выбора товаров и услуг.

– Можно ли предположить, что одной из целей программы является попытка регулирования и реструктуризации рынка и в результате могут возникнуть его новые сегменты?

– Реструктуризация рынка – более глобальная задача, и ее не решить теми механизмами, которыми оперирует программа. Пока речь не идет об искусственной реструктуризации рынка. Сначала необходимо обеспечить равный доступ предпринимателей и реализаторов бизнес-идей ко всем ресурсам. В первую очередь к тем, на распределение которых прямо или косвенно влияют органы региональной власти и местного самоуправления.

Это, например, информационные ресурсы. Необходимо создать такие условия, при которых не будет эксклюзивной, инсайдерской информации, дающей определенные конкурентные преимущества. Дать возможность равноправного пользования базами данных – ресурсных, статистиче­ских и прочих, – которые формируют комитеты правительства ЛО и органы местного самоуправления.

Во-вторых, необходим равный доступ всех предприятий и предпринимателей к размещению муниципального и государственного заказа. Понятно, что в определенной степени этому содействуют меры, принимаемые на федеральном уровне, в частности переход на электронные торги. Но на них переводятся не все закупки. Поэтому нам нужно делать дальнейшие шаги по совершенствованию системы. Обеспечить, чтобы торги не просто проходили предельно открыто, но и честно.

Третье – одинаковый доступ к самим физическим ресурсам. И природным, использование которых осуществляется на основании решений органов власти. И также речь идет об объектах инженерно-транспортной инфраструктуры. Предстоит решение давно стоящей проблемы подключения к энергомощностям. Хотя для многих районов области не менее остро стоят вопросы привязки к системам водоснабжения и водоотведения.

– Как вы считаете, готов ли бизнес к реализации программы, есть ли объективные и субъективные условия для решения поставленных ею задач? И насколько совершенны предложенные механизмы?

– Если говорить о частных вопросах, к примеру электронных торгах, то, с моей точки зрения, они уравняют и в какой-то степени повысят шансы участников по сравнению с конкурсами и аукционами, проводимыми в обычной форме. Но при этом система не безупречна.

И у меня есть ощущение, что кратно увеличится число случаев, когда победителем может стать организация, которая не в состоянии выполнить условия контракта. И опять, как это бывает сегодня, будет реализовываться практика продажи контрактов по форме субподряда и другим механизмам.

Если же говорить о Программе конкуренции в целом, то это действительно дорога с двусторонним движением. И участвовать в ней смогут предприятия, которые осуществляют свой бизнес легально, открыто, не используют различные серые схемы, не прибегают к нарушению закона.

Когда мы говорим о конкуренции и создании равных условий, то, безусловно, подразумеваем, что участники этой программы не применяют такие нерыночные механизмы конкуренции, как нарушение законов.

– Будут ли в связи с реализацией программы предложены конкретные изменения в законодательной базе?

– Хотя программа не предусматривает никаких репрессивных мер, мы прорабатываем необходимые изменения, подходы, чтобы абсолютно исключить возможность участия в каких-либо конкурсах компаний, имеющих нарушения, задолженности по уплате налогов, по заработной плате или выплачивающих ее ниже установленного минимума. От таких предприятий мы не будем принимать никаких обращений. Власти заинтересованы, чтобы бизнес развивался не просто активно, но и честно.

– Какие разделы программы напрямую затронут строительную отрасль?

– Если опять вернуться к разговору о государственном муниципальном заказе, то в прошлом году мы выявили несколько попыток в обход закона объединить в один лот технологически не связанные между собой объекты таким образом, чтобы стоимость работ превысила 250 млн рублей. В этих случаях федеральное законодательство предусматривает предъявление более жестких требований к участникам конкурса, что, конечно, снижает возможность размещения заказов для компаний малого и среднего бизнеса.

 Сейчас этот вопрос стоит на особом контроле, чтобы исключить укрупнение лотов, ограничивающее доступ широкого круга потенциальных подрядчиков. Из других специфических аспектов можно назвать и то, о чем мы уже коротко говорили: обеспечение равного доступа и возможности подключения строительных объектов к инженерно-транспортной инфраструктуре.



– Назовите конкретные шаги, которые будут предприняты в этом направлении.

– Мы реализовали комплекс мер, чтобы с этого года уйти от взимания платы за присоединение к электрическим сетям. Сейчас планируем принять решения для снятия оплаты за присоединение к газовым сетям. Более того, уже рассматриваются разные варианты, в частности, обеспечение инженерной инфраструктурой, подготовка площадок под жилищное и промышленное строительство на условиях частно-государственного партнерства. Для того чтобы компании, планирующие освоение территорий, вложение инвестиций в интересные проекты, получали подготовленные земельные участки по приемлемым ценам и могли эффективно реализовать свои планы.

– Где появятся такие площадки и какие объекты будут возведены в ходе реализации программы?

– Оговорюсь, что в моей компетенции находится оказание поддержки при строительстве промышленных, логистических и прочих объектов, кроме жилья и объектов социальной сферы. Общее стратегическое направление, которое было выбрано губернатором, – создание сети технопарков на территории Ленинградской области. 20 января мы согласовали на совещании по предложениям муниципальных образований реестр, в который включены 28 площадок. Из них выбраны четыре – в Лужском, Кингисеппском, Волосовском и Кировском районах, они будут освоены в первую очередь.

Это площадки, включенные в государст­венную программу. Вторая группа объектов появится в ходе частно-государственного партнерства, в их создании будут участвовать бизнес и субъект Федерации. В Волосовском районе уже реализуется проект строительства агробизнес-технопарка.

Кроме этого, на базе ПУ-56 в Разметелево создается технопарк, который будет осуществлять функции подготовки специалистов, апробацию новых технологий, создание опытных производств в области строительства и производства строительных материалов. И сюда я бы также включил проект создания российско-турецкой индустриальной зоны, начало реализации которого планируется в первой половине 2011 года. Мы работаем совместно с промышленной палатой Анкары и компанией «Ренессанс-капитал».

И, конечно, нельзя не назвать создание мощной промзоны в районе порта Усть-Луга. Наконец, третья группа – это зоны, которые создаются без прямого участия государства и бюджетных средств, где активно действует частный бизнес. В организации таких пром­площадок мы также весьма заинтересованы и намерены оказывать правовую и информационную поддержку компаниям, которые в таких проектах участвуют.

– Каким образом будут сформированы инвестиционные потоки и насколько программа пересекается с другими планами?

– Программой не предусмотрено организации инвестирования. Мы работаем в этом направлении, но опосредованно. Финансирование будет осуществляться только в части создания площадок для жилищного и гражданского строительства. Еще раз подчеркну: Программа конкуренции – это базовая межотраслевая программа, которая задает основные направления и параметры развития. А конкретные мероприятия со сроками, средствами и исполнителями прописываются в ведомст­венных программах.

– Какие основные ведомства подключены к реализации?

– Практически все. В части, касающейся создания площадок, задействованы комитеты, которые выступают заказчиками по созданию промзон и технопарков. По инженерной подготовке территорий заказчиком является комитет экономического развития. Реализовывать на уровне проектирования создание объектов инженерии будет комитет по ЖКХ совместно с управлением по строительству. Мероприятия по обеспечению доступности в размещении заказов будет осуществлять комитет госзаказа и отраслевые органы, формирующие пакет заказа. Привлечение бизнеса для реализации социальной политики будет курировать социальный блок. Очень велика роль комитета по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса.

– Насколько повлияет реализация программы на создание рынка услуг, в частности, в сфере ЖКХ?

– Это, наверное, наиболее сложный вопрос. Отрасль ЖКХ на сегодня более других монополизирована, и есть в этом и объективные, и субъективные причины. Суть в том, что все услуги оказываются на базе когда-то созданной единой инфраструктуры, изначально рассчитанной на управление одним оператором. Сейчас необходимо обеспечить такие условия, чтобы монополизация не носила фатальный характер.

И законодательство предусматривает предоставление находящихся в муниципальной собственности объектов инженерной инфраструктуры в пользование на различных основаниях аренды, концессии частному бизнесу, для того чтобы создать рынок услуг. Вопрос в налаживании контроля над качест­вом услуг. С другой стороны, очевидна проблема в изношенности мощностей коммунального хозяйства. Поэтому трудно найти представителей частного бизнеса, которые имели бы желание и возможности на существующей имущественной базе оказывать качественные услуги.

Необходимо привлечение больших средств, целевых инвестиций. Есть и другие проблемы. Например, возникает вопрос гарантий, в том числе связанный и с тарифной политикой, согласованием периода окупаемости инвестиций, закреплением прав арендатора. Необходимы изменения в законодательстве в части снижения рисков инвесторов.

– Какие виды продукции сегодня можно считать конкурентоспособными в строительном секторе области?

– Вообще в России сложно говорить о конкуренции в отдельных секторах в условиях, когда эти вопросы не являются предметом комплексного регулирования со стороны федеральных органов. Например, безусловно, щебень, производимый в Ленинградской области, является конкурентоспособным. Но железная дорога вводит пониженные тарифы на доставку щебня из соседних государств, к примеру из Украины. Получается необъективная картина конкуренции, когда на нее влияет позиция монопольного перевозчика. Только при равных условиях может измениться соотношение. Поэтому необходимо создать механизмы комплексного регулирования. И это, видимо, будет следующим за реализацией региональной программы шагом.



Беседовала Любовь Ежелева

Похожие сообщения

X