жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Кровельный заказ

О ситуации на рынке материалов, используемых для реконструкции и ремонта петербургских кровель, рассказывает заместитель председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга С. В. Томашевский.

– Сергей Викторович, насколько велика сегодня потребность в капитальном ремонте кровель жилого фонда Петербурга?

– Общая площадь кровельных покрытий жилых домов Санкт-Петербурга составляет 24,3 млн кв. метров. В том числе жестких покрытий (оцинкованная и черная сталь, шифер) – 12,55 млн кв. метров, или 52% от общего объема, мягких покрытий – 11,7 млн кв. метров, или 48%.

Ежегодная нормативная потребность в капитальном ремонте всех видов кровель составляет 2,04 млн кв. метров, в том числе металлических – 0,84 млн кв. метров. Эти цифры оцениваются исходя из нормативного срока эксплуатации кровельных покрытий. Так, минимальный срок службы до капитального ремонта кровель из оцинкованной стали составляет 15 лет, из черной стали – 10 лет, из шифера – 30 лет, из рулонных материалов – 10 лет.

На 1 января 2002 года площадь крыш с физическим износом более 61%, то есть требующих полной замены покрытия, составляла 12,04 млн кв. метров. В период с 2002-го по 2007 год был выполнен капитальный ремонт кровель площадью 8,2 млн кв. метров, в том числе в 2007 году – 2,66 млн кв. метров.

При этом в 2003–2004 годах в городе действовала отраслевая программа «Капитальный ремонт кровель жилищного фонда Санкт-Петербурга». В рамках этой программы было отремонтировано 1,035 млн кв. метров кровельных покрытий всех видов на 806 домах. Расходы на реализацию программы составили 545,7 млн руб.

С 2005 года бюджетом Петербурга целевой статьи на капремонт кровель не предусмотрено. Финансирование работ осуществляется в рамках адресных программ капитального ремонта жилищного фонда по ведомственной структуре расходов администраций районов города. Адресные программы формируются районными жилищными агентствами, поскольку именно у них сосредоточена основная информация о состоянии городских кровель. Программы капремонта планируются исходя из фактического технического состояния жилищного фонда, первоочередности и неотложности работ, с перспективой до 2011 года.

– Каковы итоги прошлого года и планы на будущее?

– В прошлом году капремонт кровель выполнен в 1907 домах, на эти цели направлено 1,8 млрд руб., или 13% от общего объема финансирования работ капитального характера, включая комплексное благоустройство дворов, реконструкцию и модернизацию лифтов.

В текущем году при формировании адресных программ капитального ремонта жилищного фонда комитетом рекомендовано предусматривать на ремонт кровель около 30% от общего объема финансирования. В случае, если эта цифра меньше, программа может быть возвращена на доработку.

Однако ввиду особенностей застройки в различных районах Петербурга доля средств, направляемых на ремонт кровель, может различаться. В старых районах города в качестве кровельных материалов используется преимущественно металл, к тому же там более ветхие крыши, поэтому необходимые затраты на капремонт превышают аналогичный показатель в спальных районах города и могут достигать 40% от общего объема финансирования.

Но гораздо интереснее результатов работы наши ближайшие планы по переходу на нормативное выполнение работ. То есть, проведя капремонт всех городских крыш, в дальнейшем мы будем менять только кровлю, срок эксплуатации которой подходит к концу. Для этого нам необходимо проделать огромный объем работ.

В планах комитета – обеспечить переход на ежегодное нормативное выполнение капитального ремонта кровель в объеме 2 млн кв. метров. Для этого в текущем году необходимо привести в порядок 4,08 млн кв. метров крыш. Объем финансирования работ составит около 4 млрд руб. Если мы справляемся с этой задачей, то с 2009 года в городе будет вестись только плановая работа по содержанию и капремонту кровель.

– По какому принципу осуществляется выбор материалов для ремонта кровель? Какие качества кровельных покрытий выходят на первый план?

– При замене жестких кровель применяется листовая оцинкованная сталь. Появившиеся в последнее время на строительном рынке новые материалы (природный шифер, керамическая черепица и др.) часто неприемлемы с учетом исторически сложившегося облика кровель Петербурга и сложностью конфигурации крыш, а такой элитный финишный материал, как кровельная медь, недоступен для бюджета по стоимостным показателям.

При замене мягких кровель применяются наплавляемые покрытия, в основном «изопласт», имеющий оптимальное соотношение цены и качества.

Большинство компаний, занимающихся монтажом и ремонтом кровель в Петербурге, постоянно участвуют в тендерах. Что же касается поставщиков материалов для проведения капремонта кровель, то их определяет исполнитель работ. При этом главная его задача – договориться о низкой цене на поставляемую продукцию и при этом обеспечить качество материалов и работ и их соответствие заявленным техусловиям.

Конечно, на сегодняшнем кровельном рынке представлен большой выбор различных материалов. Однако госконтракт на замену или ремонт кровельного покрытия заключается по результатам конкурса, цель которого – экономия бюджетных средств. То есть, основной принцип, по которому подрядная организация выигрывает при прочих равных условиях, – это меньшая цена. Так что хочет подрядчик положить дорогую финскую черепицу (если она соответствует техтребованиям) – пожалуйста, но только, запланировав применение такого материала, он вряд ли выиграет конкурс.

Поэтому при проведении капремонта кровель жилищного фонда используются материалы, доступные по цене, как правило, отечественного производства. Но при этом все работы и применяемая продукция должны соответствовать ГОСТам и СНиПам, техническим условиям, прописанным в контракте.

– То есть материалы нового поколения фактически не используются, поскольку они, при всех их преимуществах, оказываются дороже?

– Зато система госзаказа позволяет существенно минимизировать затраты на капремонт и сэкономить бюджетные средства. В результате сэкономленная к концу года сумма направляется на финансирование дополнительных работ по капремонту кровель.

– Как при планировании учитывается удорожание материалов?

– Увеличение стоимости учитывается в соответствии с индексированием, которое предоставляет нам финансовый комитет на текущий период. Но, конечно, индексирование стоимости работ и материалов не всегда успевает за подорожанием стройматериалов.

Но подрядчик подрядчику – рознь. Одни рассчитывают на большую добавочную стоимость, другие ориентируются на крупные заказы с небольшой прибылью и готовы поставлять крупные партии материалов по приемлемой цене.

– Какие проблемы возникают при проведении работ?

– Основная проблема – это недобросовестные подрядные организации. Система госзаказа – это открытая система, и в ней могут участвовать любые организации, выигрывают те, кто предлагает наименьшую сумму контракта. К сожалению, это не всегда оправданно – многие компании бывают непрофессиональными.

В последнее время появились организации, которые занимаются демпингом, чтобы получить заказ, и не слишком волнуются о том, как они потом будут с ним справляться.

Бывают случаи, когда подрядчики соглашаются на заведомо невыполнимые условия госконтракта. В результате они не справляются, мы расторгаем договора, применяем штрафные санкции и при этом попадаем в сложное положение – когда ремонт необходимо завершать, финансирование – осваивать, и мы вынуждены снова проводить конкурс, искать поставщика.

В дальнейшем такие компании маскируются, создают дочерние фирмы и за счет выставления демпинговых цен набирают новые объемы работ. Но мы все понимаем, что если стоимость работ можно снизить процентов на 20, то экономия в 40% априори означает большое количество недостатков в работе. В том числе из-за применения некачественных материалов.

– То есть в системе госзаказа имеются и свои минусы?

– Точнее – в критериях отбора по минимальной цене. Система аукционов, которая идет на смену конкурсам, еще недостаточно развита, но тоже имеет аналогичные недостатки.

Конечно, принцип выбора по наименьшей цене имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны – это позволяет экономить бюджетные средства, с другой – ограничивает возможности выбора. Цена должна быть не наименьшей, а эффективной. То есть обеспечивающей оптимальное качество работ и материалов при адекватных затратах. Остается надеяться на дальнейшее совершенствование законодательства.

Подготовила Славяна Румянцева

Похожие сообщения

X