жк днепропетровская 37 евротрешка

Жесткий рынок мягкой кровли (круглый стол)

Оживление в строительной отрасли стимулировало и рынок материалов. В том числе в сегменте мягкой кровли. Производители, дилеры, кровельные компании ответили на спрос ростом производства, объемов продаж и выполненных работ. Однако у каждого из партнеров по бизнесу и конкурентов свой взгляд на положение дел.

Участники круглого стола:

90_Зинов.jpgИгорь Зинов,

руководитель отдела подготовки проектов

ООО «Кровельная компания «Алтес»

90_Сучков.jpgДмитрий Сучков,

генеральный директор

ООО «М-ПРОФИЛЬ»

90_Фролов.jpgАндрей Фролов,

генеральный директор

ООО «АльпПромСервис»

– Все специалисты солидарны в том, что фундамент и кровля – важнейшие системы в конструкции здания.

Что же такое, по вашему мнению, качественная крыша?

И. Зинов:

– Заказчик ждет, что под такой крышей будет сухо, тепло и светло. Но для комфортного самочувствия в помещениях недостаточно выполнить строительные нормативы. Эксплуатационная надежность и комфортность в нормативных документах никак не отражены. Например, отсутствие фонового шума. С помощью металла и гипрока можно сделать из мансарды гулкий барабан, в котором жить будет невозможно. И при этом соблюсти все СНИПы.

Если же говорить об экономических показателях, то именно решения, заложенные на этапе проектирования и строительства кровли, дают существенную экономию в период эксплуатации. То есть понятия «дорого» и «дешево» не могут быть критериями оценки качества конструкции.

Существенную роль играет и назначение здания – особняк это, сарай или дачный домик. Единого подхода к ним в принципе быть не может. Так, в супермаркетах, ТРК, где большие площади плоских кровель, требования к применяемым материалам невысоки. И если из десятков тысяч посетителей на одного упадет капля конденсата, никто не обратит внимания. Однако когда то же самое случится в гостинице класса «Рэдиссон», она может лишиться важного клиента. Отсюда и разный подход к конструированию и исполнению.

Д. Сучков:

– Должна быть в равной степени ответственность поставщика и подрядчика. Мы на 90% торговая компания, которая имеет производство и выполняет работы на рынке скатных кровель. Поэтому под качественной крышей понимаем правильный выбор основного кровельного материала, доборных элементов и технологично выполненный монтаж. Например, для проектов со сложной конфигурацией кровли лучше всего подходит гибкая черепица (меньше отходов, чем от металлической, более экономичное решение). Но к ней необходим подкладочный ковер, плиты OSB для сплошного основания, карнизные планки, коньково-карнизные полосы.

Не может кровля существовать также без оборудования для вентиляции подкровельного пространства и элементов безопасности (мостики, лестницы, устройство снегозадержания). В комплект должна входить и водосточная система. Только при комплексном подходе к обеспечению строительства и грамотном применении всей совокупности элементов, составляющих кровлю, ее можно качественно смонтировать и правильно обслуживать. А это дело профессионалов.

А. Фролов:

– На мой взгляд, сегодня это во многом на совести исполнителя. Не могу сказать, что заказчик думает о качестве в первую очередь. Часто вопрос упирается в цену. Если генподрядчик старается «ужать» субподрядчика в деньгах, если за предлагаемую сумму нельзя добросовестно выполнить госзаказ, у фирмы два выхода: халтурить или взять на работу неквалифицированных работников с низкой зарплатой. То есть тоже халтурить. Мы на это не идем, и потому более 10 лет работаем на рынке с рядом крупных компаний.

– Какова же ситуация на рынке мягких кровельных материалов?

И. Зинов:

– Растет количество плоских кровель. Это экономически целесообразно. Лет 5–7 назад торговле важно было просто продать материал – безразлично, хороший или плохой, годится он для наших климатических условий или нет. Когда кровля начинала течь, уже было не найти ни поставщика материала, ни строителя.

Кровля – это система из несущих конструкций, пароизоляции, утеплителя, гидроизоляции, водоотвода, молнезащиты и т. д. Именно система, где нет места случайным элементам. Но вот подрядчик говорит заказчику, что есть более дешевый материал, чем по проекту. Тот с удовольствием заменяет. О совместимости этой гидроизоляции с теплоизоляцией никто не думает. В результате Пеноплэкс, допустим, монтируют с ПВХ-мембранами, начинается химическая реакция. Это грубая ошибка. Но все довольны. Заказчик – более дешевым решением, торговец – тем, что продал товар. Мы имеем набор неплохих материалов, но кровля течет. И никто не виноват. Материал разрешен к применению. А заказчика ничто не побуждало принимать технически грамотное решение, в этом вопросе нет технадзора. Отчасти под нашим влиянием (компаний, выступающих за цивилизованный рынок), отчасти в силу условий конкуренции торговцы начали объединять тепло- и гидроизоляцию и продавать систему. Я ждал, что это приведет к системным решениям в проектировании и устройстве кровли. Но грянул кризис, и благое начинание заглохло.

Д. Сучков:

– По гибкой черепице у нас прямые контракты с пятью производителями. Трое из них финские («Икопал», «Катепал», «Керабит»), два российских – «Шинглас» и «Тегола». Несмотря на преференции, мы должны постоянно держать руку на пульсе рынка. Ситуация меняется постоянно.

Так, неожиданно подешевел металл. Начиная с середины 2009 г. сталепрокатные заводы значительно понизили стоимость своей продукции. В итоге 1 кв. м профлиста, металлочерепицы приблизился к цене битумных (ондулина или битувеля), нижней ценовой планки кровельных материалов. Продажи металлочерепицы и профлиста выросли в несколько раз, почти вытеснив с рынка и битумные, и гибкую черепицу, которая импортируется и цена которой привязана к курсу евро. Разрыв получился серьезный.

Цена металлочерепицы в 2009 г. 175 руб./кв. м. Гибкой – 350–360 руб./кв. м. А при расчете комплекта разница еще увеличивалась, так как для гибкой черепицы требуется сплошное основание (плиты ОСБ из Германии, США или Канады, примерно 500 руб. лист, 2,5 кв. м) вместо простой обрешетки с шагом 350 мм и ограниченного набора доборных элементов, необходимых для металлической кровли. «Перекос» в сторону металлочерепицы по нашей компании произошел существенный.

Рост продаж по отношению к 2009 г. процентов на 50 (у других компаний такая же картина). А продажи битумной черепицы и волнистых битумных листов упали на 25–30%. Спрос рос, как на дрожжах, и в связи с этим вскоре стало не хватать сырья для металлопроката. Но теперь металлурги вновь загружены работой, дешевая сталь закончилась, и мягкая кровля вернется на свое место в сетке продаж. Мы, конечно, используем конкурентные преимущества.

 А. Фролов:

– В советское время успех зависел от изворотливости снабженца, который мог что-то достать. Теперь только скажи, все принесут. У заводов (в Выборге, ТехноНИКОЛЬ, Киришах, Изопласт) создана дилерская сеть, через них кровельная продукция поступает на рынок. Среди дилеров конкурентная борьба за клиента. Особенно ее обострил кризис. Условия поставки предлагают различные. Люди торгующие понимают, что нам нужно, например, 10 тыс. кв. м рулонной кровли, быстро фиксируют телефоны и дают свои предложения. Одному я говорю, что есть материал дешевле, он сразу реагирует, называет меньшую цену и предлагает доставку. Третий готов ждать оплату по факту отгрузки на основании гарантийного письма. Предложение превышает спрос, и на этом выигрывает конечный потребитель.

90_1.jpg

– Насколько помогают (или нет) развитию сектора конкурентные отношения?

И. Зинов:

– На рынке рулонных кровель фигурирует один круг материалов. Самые распространенные – битумные: изопласт, изофлекс и прочие. Если посмотреть в микроскоп на пористость нашего и импортного материала, разница составляет от 10 до 100 раз. Значит, у них водопоглощение больше, хотя по всем основным характеристикам изделия совпадают. Может, у нас не такие требования к битуму как к отходу нефтеперегонки, и на Западе он лучше.

Наши отношения на рынке те же, что и в обществе, потому и характеристики материалов хуже. При одинаковых битумах и наполнителях разница в цене Технониколя, Техноэласта, киришского Изофлекса или других составляет не более 10%. Для завоевания рынка надо экономить. На чем? На исходном сырье невозможно. На техпроцессе тоже. Только на накладных расходах. Или на упрощении технологической цепочки, на себестоимости. Но если разница для материалов одного класса превышает 10%, значит, это плохой материал и его нельзя применять. Разве что на каком-то торговом павильоне. Поскольку каркасное здание является временным сооружением, рассчитанным на недолгий срок эксплуатации. Зачем делать дорогую кровлю на сто лет.

Д. Сучков:

– В результате кризиса у производителей упали объемы продаж, и наши отношения с ними перешли на другой уровень. Производители стали более ценить лояльность своих постоянных партнеров, предоставлять максимальные преференции. Поиск выхода из кризиса открыл нам многие двери: наш опыт изучали и заключали более выгодные контракты. О сотрудничестве с нами производители не пожалели. Мы соблюли все договоренности не только по объемам, но и в отношении розничных цен, скидок и т. д. Не устраивали демпинга. Тем не менее оставались с прибылью.

В результате того, что производители «впустили к себе» еще несколько крупных дистрибьюторов, которые стали продавать их продукцию, конкурентная борьба между торгующими компаниями стала развиваться более жестко.

В конце 2009 – начале 2010 г. сложилась ситуация, когда при продаже гибкой черепицы, сайдинга или другого материала продавцы сформировали стоимость 1 кв. м основного изделия ниже закупочной цены. Например, покупали продукт у производителя по 100 руб., а в розницу пускали по 80 руб. Выжить в борьбе могли те, кто способен был привлечь больше розничных потребителей. А заработок складывался из комплектных продаж (с доборными элементами – коньки, карнизы, ветровики и др). Плюс работа. Сегодня тенденция такой и остается. Потребитель получает максимально выгодную цену, поставщики предоставляют своим дистрибьюторам отсрочки и скидки. У торгующих компаний маржинальная прибыль намного уменьшилась.

Но за счет массового привлечения клиентов в целом потерь не понесли. Также формируется более четкая и стройная политика: наилучшие условия имеют несколько крупных компаний, задача которых выстраивать дальнейшую дилерскую сеть. Каждый занят своим делом: завод производит, крупные дилеры закупают крупным оптом и торгуют. Все реже производители заинтересованы в работе с большой клиентской базой. Они просто переадресовывают новых или менее крупных заинтересованных покупателей к своим дилерам.

А. Фролов:

– Рынок заказов на кровельные работы пришел в движение только поздней весной. Была возможность внимательнее изучить появившиеся материалы. Больше всего приходилось работать с изопластом. И нас он вполне устраивал. Прежде использовали мастику МАГИР (герметик для заделки швов). Потом переключились на полиуретановые составы.

А конкурентная борьба за заказчика к материалу имеет вот какое отношение. У заказчика есть некая сумма на все конструкции здания, обозначенная в смете по проекту. Но в котловане оказались насыщенные водой грунты, и надо увеличить количество свай под фундамент, потом захотелось украсить фасад фресками, улучшить конструкцию стен.

Пока он дойдет до крыши, увидит, что в бюджет здания не укладывается. И улучшать кровлю возможности нет, а сделать надо хорошо. Здесь и ремесло, и искусство.

Подготовил

Виктор Малков

Другие материалы по теме

X