жк днепропетровская 37

Поплавок_160_600_правый

Умер петербургский архитектор Дмитрий Александрович Бутырин

26 марта скончался архитектор, председатель секции реставраторов петербургского отделения Союза архитекторов Дмитрий Александрович Бутырин.

Дмитрий Бутырин родился 11 июня 1933 года. В 1957 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, работал в архитектурной мастерской Игоря Солодовникова. С начала 90-х годов Дмитрий Александрович занимался изучением истории петербургских православных храмов. Им разработан проект воссоздания храма Успения на Сенной, он пытался добиться воссоздания церкви Святой Троицы на Троицкой площади — сейчас на ее месте установлен макет часовни. В начале 2009 года пытался противостоять начавшейся приватизации объектов культурного наследия. Сейчас по проекту архитектора восстанавливается домовая церковь Юсуповского дворца. О таких людях говорят, как о человеческой совести…

Дмитрий Александрович выступал на страницах журнала «Строительство и городское хозяйство» в качестве эксперта. Наверное, лучшей памятью об этом замечательном архитекторе и петербуржце могут быть его мысли. Вот лишь несколько из них о судьбе исторических зданий, создании городской среды, не вошедших в опубликованные материалы по причине банальной нехватки места на журнальных полосах:

«Современные изменения исторической архитектуры или создание новых микрорайонов сегодня нельзя назвать архитектурными подходами, это скорее вынужденные способы существования в этой среде. А они, в свою очередь, заставляют либо вписываться в уже сложившуюся культурную среду, как это происходит на Западе, либо выживать, как в России. Мы автоматически получаем результаты того, что творится в культуре государства.

В России, в Петербурге, в частности, сегодня идет спекуляция на том, что здания стареют, что у нас в центре городов нет целых зданий. Дом признается аварийным, когда он на самом деле спокойно простоит 300 лет, если заменить какие-то конструкции, например, деревянные балки металлическими. Кирпичный Пантеон в Риме стоит 2 тысячи лет, никакой сверхзащиты там нет. Вот, что значит обычный, традиционный материал – керамика и камень. А в Петербурге идет не очень честная игра, рассчитанная на то, чтобы еще что-то продать в городе. Это либо ложь, либо незнание, потому что исторические здания простоят гораздо дольше той сомнительной архитектуры, которая возводится сегодня. Современные вентилируемые фасады – не что иное, как декорация. Через 30 лет мы увидим их ободранными».

«Что такое среда обитания? Это та же реклама, дороги, тротуары, урны, памятники, удобства. Даже рекламой, подсветкой можно подчеркнуть достоинства шедевра зодчества и притушить фоновую архитектуру, а можно изуродовать пространство, так как это происходит сегодня на Невском проспекте. Неуемным количеством фонтанов и фейерверков внести лепту в разрушение сознания горожан, создать иллюзию вечного праздника. Устройством нелепых, чудовищных праздничных концертов на той же Дворцовой площади — не объединять людей, а вызывать у них, по крайней мере, растерянность. Снижение планки общей культуры приводит нас к довольно диковатому результату».

«Влияние архитекторов слабо по сравнению с тем влиянием, которое идет сверху – от власти и бизнеса. Строители смотрят на город, как на огород, на котором они должны выращивать овощи, приносящие максимальный доход. Нам нужна цивилизованная власть, пока же власть больше ориентируется на бизнес, у нее мало понимания процессов, происходящих в архитектуре, культуре, все поставлено на самотек, для нее главное – повысить инвестиционную привлекательность города. Петербург, который был эталоном культуры для всей страны, доведен до состояния «поля чудес в стране дураков». Формировать средовую культуру можно только с помощью общественности. В Европе общество сразу реагирует на какие-то социальные и другие дискомфортные процессы. У нас – в большей степени царствует равнодушие. Чтобы справиться с ним, архитекторам нужно чаще собираться за круглым столом и приглашать общественность, художников и представителей бизнеса».

Похожие сообщения

X