жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Кризис научил работать консультантов в сфере недвижимости

Рынок консалтинга в недвижимости под влиянием кризиса претерпел серьезные изменения. Основные игроки сумели удержаться на плаву, но механизмы работы с клиентами пришлось серьезно корректировать. Участники рынка отмечают, что заказчики стали ставить более сложные задачи, требовать глубокого анализа ситуации за меньшую цену и не прощают ошибок. Риск потерять репутацию в таких условиях еще больше возрос, подчеркивают эксперты.

Основных игроков рынка консалтинговых услуг в недвижимости в Петербурге насчитывается около десятка, еще для порядка двух десятков фирм эта деятельность не является основной и охватывает узкие сегменты. Самые заметные компании-консалтеры — GVA Sawyer, Colliers International, Knight Frank, Jones Lang LaSalle, АРИН, Praktis, Maris, NAI Becar.

По словам генерального директора Colliers International Николая Казанского, на волне роста рынков жилой и коммерческой недвижимости, притока инвестиций, большого количества новых проектов спрос на консалтинговые услуги был высок, но в конце 2008-го — начале 2010 года расходы на эти цели в компаниях серьезно сократились. Сейчас наблюдается тенденция к восстановлению, но на фоне низкого объема заказов уровень конкуренции высок — в тендерах могут участвовать пять-шесть компаний. Руководитель филиала Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Андрей Розов подчеркивает, что уровень конкуренции серьезно зависит от сегмента рынка.

«Нельзя сказать, что какие-то компании в кризис умерли, но многие существенно сократили деятельность. При этом на рынке Петербурга АРИН стало более активным, в обеих столицах более заметными стали NAI Becar», — считает вице-президент GVA Sawyer по консалтингу Эвелина Павловская. Директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков добавляет, что под влиянием кризиса в компаниях произошли кадровые изменения, в некоторых случаях сменился собственник, появилась тенденция обзаводиться западным брендом или партнером.

По словам генерального директора Knight Frank St.Petersburg Олега Баркова, в кризис консалтинг в свои услуги стали включать девелоперы и генподрядчики. Директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец говорит о том, что сокращения в консалтинговых компаниях и отделах маркетинга стройкомпаний привели к развитию фриланса в данной сфере.

Клиенты консалтеров в недвижимости, к которым относятся девелоперы и застройщики, соб­ственники объектов, инвестиционные компании и фонды, банки, государственные структуры, торговые сети, под влиянием кризиса стали более требовательными к содержательной части работ. «До кризиса нужны были бренд и формальное исследование», — говорит Игорь Лучков.

Заместитель директора консалтингового центра «Петербургской недвижимости» Ольга Трошева отмечает, что клиенты стали отдавать предпочтение компаниям с безупречным качеством услуг и большим портфелем реализованных проектов. Она отмечает, что интерес к консалтингу в недвижимости восстанавливается с начала 2009 года, первое время — с заказов на обзоры рынка.

Другие материалы по теме

X