жк днепропетровская 37 евродвушка

Низкое качество территориального планирования — глобальная проблема Петербурга

Нехватка поликлиник и детских садов, зеленых насаждений, пожарных частей и современных отделов полиции – все это вызывает обоснованные претензии петербуржцев. Об этом сегодня сообщил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в ходе выступления на заседании Законодательного собрания города.

-Старая советская система централизованной планировки кварталов ушла в прошлое, — отметил губернатор. — И уже 20 лет в городе строятся жилые массивы, где нет самого элементарного – базовых условий для проживания. Даже сейчас, когда город вернулся к освоению новых территорий, многие строители продолжают мыслить категориями уплотнительной застройки. На Васильевском острове был вопиющий случай, когда одна компания, разрабатывая проект планировки, учла в прогулочной зоне прилегающее кладбище. Людям предложили там погулять.

В конце 2011 года я дал районам задание провести ревизию. Оценить обеспеченность застроенных территорий социальной инфраструктурой, посмотреть, где остались свободные места, и подготовить предложения по компенсации дефицита медицинских и образовательных учреждений. Там, где такой дефицит существует, мы откажемся продлевать разрешения на застройку, если срок действия Постановления Правительства истек, и объявим своего рода мораторий на предоставление свободных участков под коммерческие цели.

Если свободных мест нет и не предвидится, придется размещать социальные объекты на прилегающих территориях, вплоть до выкупа земель. Такие схемы уже работают. Город в 2011 году выкупил обратно несколько ранее приобретенных инвестором земельных участков с расположенными там зданиями детских садов.

Сейчас по моему поручению Комитет по градостроительству и архитектуре сводит информацию, собранную районами и городскими комитетами, с программами развития естественных монополий на ближайшую перспективу. Итогом этой работы станет подготовка трехлетнего плана по реализации основных положений Генплана до 2015 года. Утвердив его на заседании Правительства, мы определим, какие объекты необходимо построить для обеспечения фактических потребностей города и зарезервируем соответствующую строку в бюджете.

Чтобы не допустить инфраструктурных диспропорций при новом строительстве, надо менять законы, начиная с федеральных. Правительство города уже готовит предложения об изменении норм Градостроительного и Земельного кодексов. Они сегодня разрешают собственнику строить, что он хочет и когда он хочет. Например, заканчивать строительство в 2015 году, а подключать дом к сетям – в 2017-м. Мы предлагаем увязать саму возможность строительства с наличием или отсутствием инженерных мощностей, транспортной и социальной инфраструктуры. Также необходимо законодательно обязать собственника учитывать нужды города при планировке территории.

Пока единственная преграда его произволу – это пресловутые административные согласования. И, в частности, процедура выдачи градостроительного плана на участки, не принадлежащие государству. Я считаю, что если там должен стоять социальный объект, предусмотренный Генпланом или Адресной инвестиционной программой, а застройщик отказывается его размещать или придумывает очередной встроенный детский садик на 15 мест, город имеет полное моральное право не выдавать градостроительный план на такой участок. И надо использовать любой законный повод, подчеркиваю, законный повод, чтобы такому застройщику отказать.

В июне Правительство города намерено рассмотреть проект Закона «О региональных нормативах градостроительного проектирования». Следующий на очереди – Закон, регламентирующий архитектурную деятельность. Сейчас документация по планировке территории – безликие плоские квадратики. Внешний вид не является предметом экспертизы. Это недопустимо, если заботиться о привлекательности городской среды, и это противоречит традициям нашего города. Ведь 300 лет назад для первых каменных домов у нас по указу царя разрабатывались типовые проекты фасадов.

На мой взгляд, город вообще должен выдвинуть ряд новых требований к жилищному строительству. В частности, ввести обязательное применение Еврокодов при строительстве зданий и сооружений за счет бюджета. А в перспективе нужно готовить типовые проекты планировки кварталов и петербургские стандарты качества жилья и городской среды. Считаю необходимым дополнить постановление городского Правительства о порядке подготовки проектов планировки территорий. При формировании кварталов новой застройки, при освоении бывших промышленных зон должно выполняться обязательное условие – оформление самостоятельного земельного участка для размещения зеленых насаждений общего пользования.

Суммарные обязательства города по освоению новых и развитию застроенных территорий уже к 1 января 2012 года превышали 677 млрд. рублей. Принимая во внимание их значительные площади и разбросанность по различным районам города, одновременно обеспечить подготовку каждой территории просто невозможно. А сейчас ожидают утверждения еще 200 проектов планировки.

Поэтому я поддерживаю предложение градостроительного блока – разделить все новое строительство на 2 зоны. Первая зона – где возможности города позволяют создавать инфраструктуру за счет бюджета, и вторая – где в ближайшие годы такой возможности не будет. Это прагматичный, но абсолютно честный подход. Строительство дорог, инженерной и социальной инфраструктуры во второй зоне надо вести только за счет инвестора. Кто не согласен – пусть сидит и ждет, пока выкупленное им колхозное поле понадобится городу.

Хочу всех предупредить, что решения при зонировании будут диктоваться исключительно интересами градостроительной политики. Индивидуальный подход исключается. И в целом по городу предоставлять землю инвесторам целевым назначением мы будем впредь только в случае острой социальной необходимости. С условием обязательного сохранения профиля деятельности не менее чем на 15 лет.

Другие материалы по теме

X